Файл: Методические указания для студентов по специальности 23. 02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Посты ТО и ТР автомобилей для определенного вида работ:
Х=Тпф/ФпРСр, (5.15)
где Тп - годовой объем постовых работ объекта проектирования;
Ф - коэффициент неравномерности загрузки постов - 1,15;
Pcp - среднее число рабочих на посту ТО и ТР; принимать Рср =1,5 ч;
Фп - годовой фонд рабочего времени поста, ч;
Фп = Др.г Тсм Ссм Цп. (5.16)
Здесь Др.г - число рабочих дней в году, принимается по данным СТОА;
Ссм - количество смен на СТОА (исходные данные);
Тсм - продолжительность смены, ч (не более 10,5 ч);
Цп - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 - 0,9).
Рекомендуется:
Б. Посты для УМР (механизированная мойка):
(5.17)
Х умр — (NсутУМР Х Фумр ')/(Т ст Х Nу Х дп.УМР )
где ХсутУМР - суточное число заездов для выполнения УМР:
(5.18)
N"сутУМР — N"сТОАd / Др.г •
Здесь NCT0A - число автомобилей, обслуживаемых СТОА за год;
d'- число заездов на СТОА одного автомобиля в год;
фумр - коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Tcm - продолжительность работы участка УМР в сутки, ч;
Ny - производительность моечной установки (по паспортным дан-
ным), авт./ч;
цп УМР - коэффициент использования рабочего времени поста.
Рекомендуемое значение фУМР для СТОА с количеством постов:
В. Вспомогательные посты
Общее количество вспомогательных постов (посты для приемки и
выдачи автомобилей, контроля качества проведения ТО и ТР, подготовки
автомобиля на участке окраски) составляет 0,25 - 0,30 от общего количест-
ва постов. При выполнении планировочных чертежей обязательным
условием является расчет площадей объекта проектирования с учетом
вспомогательных постов.
Расчет автомобилемест
Под автомобилеместами понимают места, занимаемые автомобилями,
ожидающими постановки их на рабочее место, или автомобилями, с кото-
рых сняты агрегаты, узлы, приборы для ремонта на производственных
участках (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Распределение автомобилемест ожидания по производственным участкам
При проектировании необходимо предусмотреть наличие автомоби-
лемест ожидания на планировке зоны (участка).
Производственная площадь (Fy4, м2), занимаемая рабочими и вспомо-
гательными постами, автомобилеместами ожидания в зоне ТО и ТР, опре-
деляется следующим образом:
Fy4 = faXKn, (5.19)
где /а - площадь, занимаемая автомобилем в плане;
х - число постов (включая вспомогательные и автомобилеместа ожи-
дания);
Кп - коэффициент плотности расстановки постов. Значение Кп зависит
в основном от расположения постов. При одностороннем расположении
Кп = 6-7, при двухсторонней расстановке постов Кп = 4-5.
Расчет производственных площадей специализированных участков
проводится аналогично расчету производственных площадей АТО.
В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным задани-
ем необходимо разработать либо технологический процесс технического
обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата),
либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет со-
бой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые
выполняются в определенной последовательности с помощью различного
инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюде-
нием технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде опе-
рационно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность
операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим
воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с тре-
бованиями она выполняется на форме 1 и 1а МУ-200-Россия-12-0139-81.
Постовая технологическая карта отражает последовательность опе-
раций видов ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (сис-
теме), которые выполняются на формах 2 и 2а МУ-200-Россия-12-0139-81.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-
сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, арматурно-
кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрут-
ной карты.
Маршрутная карта отражает последовательности операций по ре-
монту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В
соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105 - 74 маршрутная карта выпол-
няется по формам 1 и 1а.
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет со-
бой совокупность переходов, которые выполняются в определенной по-
следовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с
соблюдением технических требований (технических условий).
Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в
виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромон-
тажных работ по формам 1 и 1а по ГОСТ 3.1407 - 74.
Для разработки технологических карт процессов и операций необхо-
димо использовать специальную техническую литературу, в которой ос-
вещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвиж-
ного состава автомобильного транспорта.
Материал по указанному вопросу рекомендуется изложить в следую-
щей последовательности:
С учетом протекающих на объекте проектирования технологических
процессов необходимо указать наиболее вероятные вредные вещества и их
предельно допустимую концентрацию (ПДК) по ГОСТ 12.1.005-88. Здесь
же следует привести перечень организационно-технологических меро-
приятий по её снижению, включая выбор средств индивидуальной защиты
и виды вентиляции.
При проведении работ важную роль играет освещение, которое
должно обеспечивать достаточную освещенность рабочей поверхности,
позволяющую следить за объектом, за работой оборудования, ремонти-
руемых узлов и деталей на рабочем месте.
Естественное освещение в производственных, вспомогательных и
бытовых помещениях должно соответствовать требованиям СНиП 11-4-79
«Естественное и искусственное освещение».
Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным
освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания
и передвижения людей и удовлетворяющим требованиям СНиП 3.05.06-85
«Электротехнические устройства».
Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помеще-
ния должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной венти-
ляцией и отоплением, отвечающим требованиям действующих норматив-
ных правовых актов:
При проектировании отопления расчетные параметры воздушной
среды принимают в соответствии с «Указаниями по проектированию ото-
пления и вентиляции предприятий по обслуживанию автомобилей».
Для объектов проектирования, где технологические процессы связа-
ны с возникновением производственного шума, ультразвука и вибраций,
необходимо указать их источники, установить допустимые уровни и пре-
дусмотреть мероприятия по снижению их вредного воздействия в соответ-
ствии с требованиями ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум, общие требования
безопасности».
С учетом общих правил по охране труда на автомобильном транспор-
те необходимо изложить требования по технике безопасности примени-
тельно к оборудованию и технологическим процессам на объекте проекти-
рования в соответствии с СПОТ. РО. 200-01-95 «Правила по охране труда
на автомобильном транспорте».
Следует указать источники электроопасности на объекте проектиро-
вания, привести предельно допустимые уровни напряжения и тока и пере-
чень средств защиты рабочих от поражения электрическим током в соот-
ветствии с требованиями ПУЭ; СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические
устройства».
Х=Тпф/ФпРСр, (5.15)
где Тп - годовой объем постовых работ объекта проектирования;
Ф - коэффициент неравномерности загрузки постов - 1,15;
Pcp - среднее число рабочих на посту ТО и ТР; принимать Рср =1,5 ч;
Фп - годовой фонд рабочего времени поста, ч;
Фп = Др.г Тсм Ссм Цп. (5.16)
Здесь Др.г - число рабочих дней в году, принимается по данным СТОА;
Ссм - количество смен на СТОА (исходные данные);
Тсм - продолжительность смены, ч (не более 10,5 ч);
Цп - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 - 0,9).
Рекомендуется:
-
для городских СТОА - Др.г = 357 дней, Ссм = 2 смены; -
для дорожноых СТОА - Дрг = 365 дней, Ссм = 4 смены.
Б. Посты для УМР (механизированная мойка):
(5.17)
Х умр — (NсутУМР Х Фумр ')/(Т ст Х Nу Х дп.УМР )
где ХсутУМР - суточное число заездов для выполнения УМР:
(5.18)
N"сутУМР — N"сТОАd / Др.г •
Здесь NCT0A - число автомобилей, обслуживаемых СТОА за год;
d'- число заездов на СТОА одного автомобиля в год;
фумр - коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Tcm - продолжительность работы участка УМР в сутки, ч;
Ny - производительность моечной установки (по паспортным дан-
ным), авт./ч;
цп УМР - коэффициент использования рабочего времени поста.
Рекомендуемое значение фУМР для СТОА с количеством постов:
-
до 10 - 1,3-1,5, -
от 11 до 30 - 1,2-1,3, -
более 30 - 1,2.
В. Вспомогательные посты
Общее количество вспомогательных постов (посты для приемки и
выдачи автомобилей, контроля качества проведения ТО и ТР, подготовки
автомобиля на участке окраски) составляет 0,25 - 0,30 от общего количест-
ва постов. При выполнении планировочных чертежей обязательным
условием является расчет площадей объекта проектирования с учетом
вспомогательных постов.
Расчет автомобилемест
Под автомобилеместами понимают места, занимаемые автомобилями,
ожидающими постановки их на рабочее место, или автомобилями, с кото-
рых сняты агрегаты, узлы, приборы для ремонта на производственных
участках (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Распределение автомобилемест ожидания по производственным участкам
Производственный участок | Число рабочих постов | ||
11-15 | 15-25 | Более 25 | |
Уборочно-моечный | - | - | - |
Приемка-выдача автомобилей | - | - | - |
Диагностирование | - | - | - |
ТО и ТР | 7 | 11 | 16 |
Смазочный | - | - | - |
Кузовной | 1 | - | 2 |
Окрасочный | 2 | 2 | - |
При проектировании необходимо предусмотреть наличие автомоби-
лемест ожидания на планировке зоны (участка).
-
Расчет производственных площадей
Производственная площадь (Fy4, м2), занимаемая рабочими и вспомо-
гательными постами, автомобилеместами ожидания в зоне ТО и ТР, опре-
деляется следующим образом:
Fy4 = faXKn, (5.19)
где /а - площадь, занимаемая автомобилем в плане;
х - число постов (включая вспомогательные и автомобилеместа ожи-
дания);
Кп - коэффициент плотности расстановки постов. Значение Кп зависит
в основном от расположения постов. При одностороннем расположении
Кп = 6-7, при двухсторонней расстановке постов Кп = 4-5.
Расчет производственных площадей специализированных участков
проводится аналогично расчету производственных площадей АТО.
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным задани-
ем необходимо разработать либо технологический процесс технического
обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата),
либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет со-
бой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые
выполняются в определенной последовательности с помощью различного
инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюде-
нием технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде опе-
рационно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность
операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим
воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с тре-
бованиями она выполняется на форме 1 и 1а МУ-200-Россия-12-0139-81.
Постовая технологическая карта отражает последовательность опе-
раций видов ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (сис-
теме), которые выполняются на формах 2 и 2а МУ-200-Россия-12-0139-81.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-
сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, арматурно-
кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрут-
ной карты.
Маршрутная карта отражает последовательности операций по ре-
монту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В
соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105 - 74 маршрутная карта выпол-
няется по формам 1 и 1а.
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет со-
бой совокупность переходов, которые выполняются в определенной по-
следовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с
соблюдением технических требований (технических условий).
Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в
виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромон-
тажных работ по формам 1 и 1а по ГОСТ 3.1407 - 74.
Для разработки технологических карт процессов и операций необхо-
димо использовать специальную техническую литературу, в которой ос-
вещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвиж-
ного состава автомобильного транспорта.
-
ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ-
Общая характеристика организации работ по охране труда
-
Материал по указанному вопросу рекомендуется изложить в следую-
щей последовательности:
-
функции и ответственность руководителей и должностных лиц за
соблюдение правил по охране труда; -
виды инструктажей; -
порядок их проведения.
-
Основные производственные вредности
С учетом протекающих на объекте проектирования технологических
процессов необходимо указать наиболее вероятные вредные вещества и их
предельно допустимую концентрацию (ПДК) по ГОСТ 12.1.005-88. Здесь
же следует привести перечень организационно-технологических меро-
приятий по её снижению, включая выбор средств индивидуальной защиты
и виды вентиляции.
-
Освещение
При проведении работ важную роль играет освещение, которое
должно обеспечивать достаточную освещенность рабочей поверхности,
позволяющую следить за объектом, за работой оборудования, ремонти-
руемых узлов и деталей на рабочем месте.
Естественное освещение в производственных, вспомогательных и
бытовых помещениях должно соответствовать требованиям СНиП 11-4-79
«Естественное и искусственное освещение».
Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным
освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания
и передвижения людей и удовлетворяющим требованиям СНиП 3.05.06-85
«Электротехнические устройства».
-
Отопление и вентиляция
Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помеще-
ния должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной венти-
ляцией и отоплением, отвечающим требованиям действующих норматив-
ных правовых актов:
-
«Ведомственные строительные нормы»; -
«Предприятия по обслуживанию автомобилей ВСН-01-89»; -
«Строительные нормы и правила (СНиП)»; -
«Отопление, вентиляция и кондиционирование».
При проектировании отопления расчетные параметры воздушной
среды принимают в соответствии с «Указаниями по проектированию ото-
пления и вентиляции предприятий по обслуживанию автомобилей».
-
Производственный шум, ультразвук и вибрация
Для объектов проектирования, где технологические процессы связа-
ны с возникновением производственного шума, ультразвука и вибраций,
необходимо указать их источники, установить допустимые уровни и пре-
дусмотреть мероприятия по снижению их вредного воздействия в соответ-
ствии с требованиями ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум, общие требования
безопасности».
-
Требования к технологическим процессам и оборудованию
С учетом общих правил по охране труда на автомобильном транспор-
те необходимо изложить требования по технике безопасности примени-
тельно к оборудованию и технологическим процессам на объекте проекти-
рования в соответствии с СПОТ. РО. 200-01-95 «Правила по охране труда
на автомобильном транспорте».
-
Электробезопасность
Следует указать источники электроопасности на объекте проектиро-
вания, привести предельно допустимые уровни напряжения и тока и пере-
чень средств защиты рабочих от поражения электрическим током в соот-
ветствии с требованиями ПУЭ; СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические
устройства».