Файл: Образовательная программа социальнопедагогической направленности Комплексная программа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Комплексная программа
социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы социального риска
Автор-составитель:
Черторицкая Ольга Юрьевна, старший методист отдела психолого-педагогического сопровождения и профилактики девиантного поведения ОГБУ «БРЦ ПМСС» Белгород, 2020

2 Содержание
1. Пояснительная записка 3 Актуальность и перспективность программы Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания Практическая направленность Требования к усвоению программы. Тематическое планирование занятий 3.
Организация комплексного сопровождения несовершеннолетних группы социального риска 4. Диагностический блок
21 5.
Коррекционно – развивающий блок
113 6. Блок профилактики и просвещения
150 7. Литература
173 8. Приложение 9. Глоссарий
205

3 Пояснительная записка Актуальность Общие глобальные социальные изменения нестабильность экономики, рост мобильности населения, урбанизация и др, происходящие сегодня в стране, выдвинули ряд проблем, одна из которых - поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних группы социального риска. В поведении таких детей довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий. Такие дети имеют высокую степень тревожности, агрессивности, у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным особенностям данной категории несовершеннолетних относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому. Ребенок, не получающий достаточного количества взаимопонимания, любви и тепла, испытывает постоянное чувство боли, беззащитности, унижения. Поневоле, он начинает отстаивать свое право на существование и нередко
- незаконным способом не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. Как правило, основной причиной увеличения подростковой преступности является нарушение собственных прав детей ив семье, ив социуме. В настоящее время выявление семейного неблагополучия, социально опасного положения происходит поздно, когда семья уже переживают стадию хронического кризиса. Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть, как девиантное поведение, направленное против всего общества в целом, в том числе, как форма протеста, таки открытая агрессия против определенных людей. Необходимые человеку во взрослой жизни качества и навыки усваиваются подростком постепенно. И они не могут появиться сами по себе, без целенаправленной помощи взрослых. Нельзя предполагать, что такие важные навыки, как осознание последствий своих поступков, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, уважение личности и собственности другого человека разовьются сами собой. Без целенаправленного участия педагогов система ценностей подростка, его мировоззрение будет формироваться на основе фильмов, которые он смотрит, информации из интернет- сообществ и блогов, которые он читает, правил, принятых в группе сверстников (иногда жестоких и опасных, а в качестве референтной группы для них выступают, в большинстве случаев, сообщества асоциальной направленности. Именно поэтому подростки нуждаются в том, чтобы рядом сними был специалист, который сможет показать иную, конструктивную модель поведения и общения.

4 Данное направление работы ориентировано на привлечение общественности к решению проблем в воспитании несовершеннолетних, обеспечение индивидуального подхода к несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета, и из семей, находящихся в социально опасном положении, при организации и проведении воспитательной работы. Комплексное сопровождение позволит значительно повысить уровень профилактической работы в школе, создать все условия для всестороннего развития несовершеннолетнего и его успешной социализации и самореализации. В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблему подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков группы риска. Риски подросткового возраста – это поведенческие проявления, характерные для пубертатного периода, когда подросток, удовлетворяя какую-либо свою потребность, делает это опасным для себя или окружающих способом, игнорируя, целенаправленно или случайно, ввиду отсутствия информации или доступных ресурсов о том, как достичь желаемого результата социально приемлемым способом. Группу социального риска составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормами требованиям ближайшего окружения семьи, школы и др. В группу социального риска входят дети и подростки склонные к де- виантным формам поведения
- обучающиеся, постоянно неуспевающие в учебе
- обучающиеся, систематически пропускающие уроки без уважительной причины
- несовершеннолетние склонные к противоправному поведению (состоящие на учете в КДН и ЗП, ОДН). В потенциальную группу социального риска входятьобучающиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или недостаточно благоприятных для их развития
- обучающиеся из малообеспеченных и неполных семей
- обучающиеся из семей с высоким уровнем достатка, в которых родители не уделяют достаточного внимания детям
- обучающиеся из неблагополучных семей
- обучающиеся, у которых один или оба родителя – инвалиды
- обучающиеся из неблагополучных семей
- обучающиеся из семей мигрантов
- обучающиеся, имеющие нарушения в развитии. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если им не будет обеспечена необходимая поддержка. В целях своевременного выявления и оказания помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или склонным к правонарушениям, повышения психологической культуры родителей/законных представителей обучающихся, а также в целях организации эффективного взаимодействия специалистов образовательных организаций в системе деятельности областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения была рассмотрена необходимость разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы социального риска. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Основополагающими документами при написании программы стали
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2012 г. № 761.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № р Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
6. Конвенция оправах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
15 марта 2013 г. № 185 Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания.
9. Федеральный закон от декабря 2013 г. № 442 -ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2015 г. № 07-4317, включающее Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. Стандарты восстановительной медиации, разработанные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 07-1545 О порядке взаимодействия (примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально- реабилитационной работы с детьми.
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. №АК-923/07 О направлении методических рекомендаций (методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, которые в том числе призваны способствовать повышению эффективности работы по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 07 -834 О направлении методических рекомендаций (методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов.
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2016 г. № 07 -149 О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида.
16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июня 2016 года № 07 -2372 О направлении методических рекомендаций. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323 - ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
18. Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря г. № 1493 О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы.
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта
2016 гр Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-
2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № р.
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
22.
Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы Государственная программа Белгородской области.
23. Об утверждении долгосрочной целевой программы Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы Постановление Правительства Белгородской области от г. № 4-пп.

7 24. О выполнении распоряжения Первого заместителя Губернатора Белгородской области – руководителя администрации Губернатора области от
13.03.2012 г. № 52 Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних и молодежи Белгородской области Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики области от 16 марта 2012 года № 839 и т.д. Методологической и теоретической основой программы послужили
- идея о том, что именно в подростковый период формируются Я- концепция, самосознание личности – основа для дальнейшего жизненного самоопределения и построения собственного поведения в различных ситуациях
(Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко, Г.Е. Сухарева, ДБ. Эльконин и др
- идея А. Е. Личко о том, что своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют специфически – подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды
- гуманно-личностный подход к ребенку, разработанный в трудах ША.
Амонашвили, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, Роджерса, и др. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы социального риска ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач подросткового возраста. Программа направлена на помощь подростку в развитии самосознания имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни самопонимания, в отреагировании актуальных переживаний подростка, в снятии психоэмоционального напряжения, в поиске возможных причин проявления девиантных форм поведения, а также в выработке уверенного поведения, навыков бесконфликтного общения. Задачами комплексного сопровождения являются
- оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета, и из семей, находящихся в социально опасном положении
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально – нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни
- организация досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, и из семей, находящихся в социально-опасном положении
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков конструктивного, успешного и ответственного поведения
- оказание содействия органами учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации инди-

8 видуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящим на профилактическом учете, и из семей, находящихся в социально опасном положении. Именно сданной целью в системе деятельности областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения была рассмотрена необходимость разработки программы комплексного сопровождения несовершеннолетних группы социального риска. Программа построена на основе общепринятых психолого- педагогических принципах
1. Принцип единства диагностики и коррекции. В содержание программы входит комплексная психодиагностика с учетом возрастных норм и единого запроса участников группы. Коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции. Коррекцион- но-развивающая работа данной программы сопровождается регулярным контролем динамики изменений личности, деятельности подростка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
2. Принцип нормативности развития. Учебно-развивающий материал в рамках разделов и программы в целом выстроен по принципу нормативности развития, учитывая особенности социальной ситуации развития, уровня сфор- мированности психологических новообразований, уровня развития ведущей деятельности ребенка.
3. Принцип системности развития психической деятельности. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности мы не ограничивались лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а исходили из ближайшего прогноза развития.
4. Деятельностный принцип. Занятия способствуют организации активной деятельности клиентов, входе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности и налаживании коммуникаций со сверстниками. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов входе общения. Постоянная обратная связь. Цель программы формирование условий для коррекции девиантных форм поведения и развития социально адаптированной гармоничной личности подростка группы социального риска. Задачи
1. Изучение психологических особенностей личности подростка.

9 2. Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации.
3. Сохранение и развитие положительных социальных установок и ценностных ориентаций подростков.
4. Оказание несовершеннолетним психологической поддержки в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций.
5. Формирование условий для оптимизации межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями.
6. Развитие у подростков личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля.
7. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
8. Расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения.
9. Коррекция психологических защитных механизмов.
10. Раскрытие положительных качеств несовершеннолетних и воспитание уверенности в достижении успеха в разных видах деятельности.
11. Снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе. Практическая направленность Комплексная программа социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы социального риска реализуется в рамках первичной профилактики, целью которой является ранее выявление несовершеннолетних группы риска и несовершеннолетних, склонных к реализации негативных форм поведения. Программа относится к виду социально - профилактических психолого-педагогических программ. Программа ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач подросткового возраста. Программа направлена на помощь подростку в развитии самосознания, самопонимания, в отреагировании актуальных переживаний подростка, в снятии психоэмоционального напряжения, в выработке продуктивных моделей поведения, уверенного поведения, бесконфликтного общения, что в свою очередь снижает риск проявления негативных форм поведения. Таким образом, предложенная программа психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы социального риска может помочь в решении данной проблемы. Целевая группа Программа предназначена для педагогических работников и других субъектов профилактики, работающих с подростками группы социального риска. В категорию группы риска попадают подростки с несформированной системой ценностных ориентиров, а также подростки, для которых в качестве референтных групп выступают сообщества асоциальной направленности. Подростки, растущие в трудных жизненных ситуациях, характеризуются тяжелыми эмоциональными переживаниями, отсутствием достаточного количества взаимопонимания, любви и тепла со стороны родителей, частыми конфликтными ситуациями, сложностям в учебе и т.д. Такие проявления вызывают формирование дезадаптивных паттернов поведения у несовершеннолетних и последующие трудности в социально-психологической адаптации несовершеннолетнего в социуме, что также создает условия для формирования и проявления девиантных форм поведения. В основной массе подростки группы социального риска отличаются низкими когнитивными способностями и низким уровнем развития рефлексии, поэтому при проведении упражнений ведущий должен занимать более директивную позицию, чем в обычной подростковой группе. Кроме того, подростки группы социального риска часто испытывают трудности в соблюдении ролевых границ в общении, и недирективная позиция может восприниматься ими как признак низкого ролевого статуса ведущего. В большинстве случаев они не имеют выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру для них характерны реакции избегания и протеста в ответ на многие задания. Поэтому важным организационным условием при работе с таким контингентом является придание работе по программе статуса обязательной. Предлагаемая программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на работу с подростками в возрасте от 12 до 17 лет. Количество участников в группе от 6 до 12 человек. Программа представляет собой цикл из 12 занятий. Длительность одного занятия до 1,5 часов. Периодичность занятий 1-2 раза в неделю в зависимости от симптоматики и динамики группы. Количество занятий, длительность и количество упражнений входе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и других условий. Предлагаемая ниже программа является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями может корректироваться с учетом специфики группы и жизненного опыта участников. Реализация программы осуществляется посредством трех последовательно сменяющих друг друга этапов
1. Психологическое обследование (первичная психодиагностика. Этап первичной психодиагностики представлен набором стандартизированных психологических методик (Приложение 1).
2. Развивающий этап (цикл коррекционно – развивающих занятий, представляет собой основы программы и состоит из занятий с элементами тренинга, направленных непосредственно на решение задач программы.
3. Итоговое психологическое обследование (заключительная психодиагностика, предполагает организацию повторного тестирования по методикам, предложенным для первичного исследования. Данный этап направленна отслеживание эффективности реализации программы, выявление динамики результатов участников занятий. Структура и продолжительность программы Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру
1. Начало работы в группе – 10-15 минут (ритуал приветствия, уп- ражнение-разминка, поддерживающее групповую атмосферу и фокусирующие внимание, оптимизирующее работоспособность участников.
2. Основной этап – 30-40 минут (краткая теоретическая часть в форме мини-лекции, дискуссии упражнения, игры, практическая отработка приемов, развитие навыков и умений.
3. Завершение работы – 10-15 минут (рефлексия, обратная связь, ритуал прощания. Методы и формы, используемые при реализации программы В программе используются тренинговые (интерактивные) методы работы. Вариативно используются мини-лекция; групповая дискуссия, беседа мозговой штурм тренинговые упражнения по межличностной коммуникации дыхательные и двигательные упражнения методы саморегуляции и управления собственным телом элементы арт-терапии; релаксационные упражнения. На протяжении всех занятий программы обязательным компонентом выступает прием обратной связи — это высказывание каждым участником группы своих мыслей, чувств и рассказ о своем опыте по окончании упражнения, темы, занятия и всего тренинга. Обратная связь необходима не только для того, чтобы узнать мнение участников, но и для того, чтобы участники в процессе тренинга обучались слушать и слышать мнение других людей. Обоснование критериев ограничения и противопоказания на участие в освоении программы Не рекомендуется включать в группу подростков с повышенной агрессивностью и негативизмом. Выраженная агрессивность и протестные реакции таких участников будут препятствовать формированию безопасной, благоприятной атмосферы, что не позволит создать необходимые условия для достижения цели программы. Для таких подростков предпочтительней предварительная индивидуальная работа со специалистом. Также ограничения обусловлены возрастным диапазоном учащихся. Это могут быть обучающиеся подросткового возраста, так как упражнения и задания, предусмотрены с учетом возрастных особенностей данной категории детей. Обеспечение гарантий прав участников Условием эффективности прохождения программы и гарантией соблюдения праве участников является добровольность участия, а также высокая

12 квалификацией специалистов, обеспечивающих реализацию программы. Также в процессе реализации программы предусматривается соблюдение профес- сионально-этических принципов практического психолога, в частности, конфиденциальности, безоценочности, благополучия клиента. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
Педагог-психолог, реализующий программу, несет персональную ответственность за жизнь и здоровье подростков вовремя проводимых занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации адекватность используемых методов психолого- педагогической работы. Специалист обязан проводить занятия согласно расписания занятий, с которым участники знакомятся вначале программы соблюдать этические нормы психолога, обеспечить участников программы необходимым раздаточным материалом, средствами. Участники группы обязаны посещать занятия, имеют право выражать свое мнение о занятии и пожелания относительно содержания будущих занятий.
Родители/законные представители несовершеннолетних) обеспечивают присутствие участников, информируют о причине отсутствия, имеют право получать информацию о результатах реализации программы. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы Требования к специалистам, реализующим программу Реализация программы обеспечивается педагогом-психологом. Специалист должен иметь соответствующее образование и быть компетентным в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии должен владеть знаниями и практическими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий, знанием возрастных, психологических особенностей детей 14-16 лет, уметь организовывать групповую работу, знать методические основы работы с подростками. Важно наличие у педагога устойчивой системы нравственно-этических ценностей, основанной на общечеловеческих, гуманистических ценностях. В список умений специалиста включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в психологических целях. Требования к материально-технической оснащенности Обязательным требованием при проведении программы является наличие помещения для тренинговых занятий, позволяющее активно перемещаться при выполнении психогимнастических упражнений. Необходимо наличие стульев или мягких груш по количеству участников, доски (флип-чарта), набора маркеров, бумаги, ватманов для участников и другого инструментария,

13 необходимого для проведения конкретного занятия (например, мяча, наборов карандашей, красок, ручек, и т.д.). Ожидаемые результаты реализации программы
- улучшение и стабилизация психоэмоционального состояния подростка
- снижение уровня тревоги, эмоционального напряжения, страха и т.д.;
- повышение уровня социально-психологической адаптации, уровня развития коммуникативных навыков
- сформированность социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации, конструктивных копинг-стратегий, снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка
- преобладание положительных социальных установок у подростка
- повышение уровня самопонимания и самопознания у подростка
- повышение самооценки, адекватное представление подростка о самом себе и ближайшем окружении. Психологическая помощь подросткам группы социального риска может осуществляться в индивидуальной и групповой форме. Групповая форма помощи включает в себя обязательный предварительный этап индивидуального взаимодействия специалиста с несовершеннолетними его родителями законными представителями.

14 Учебный план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

№ Наименование блоков Всего часов В том числе Форма контроля Теоретических Практических
1. Первичная диагностика
1
0
1 Анкеты, опросники, заключения
2. Коррекционно-
развивающий блок
12
2,75
9,25 Рефлексия, наблюдение, листы явки
3. Заключительная диагностика
1
0
1 Анкеты, опросники, заключения Итого
14
2,75
11,25

15
Учебно-тематический план
№ Тема Всего часов В том числе Форма контроля Практических Теоретических. Первичная диагностика
1
1
0 Анкеты, опросники, заключения.
Коррекционно-
развивающий блок
11
8,25
2,75 Рефлексия, наблюдение, листы явки
1. Занятие 1. Знакомство
1 45 мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
2. Занятие 2. Мир общения
1 45 мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
3 Занятие 3. Знакомство со своим Ямин мин. Рефлексия, наблюдение
4 Занятие 4. Самооценка
1 45 мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
5 Занятие 5. В мире моих эмоций мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
6 Занятие 6. Мотивы моего поведения мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
7 Занятие 7. Агрессивное поведение мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
8 Занятие 8. Противостояние
1 45 мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
9 Занятие 9. Дружба и подверженность влиянию
10 Занятие 10. Мои сильные стороны
1 45 мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
11 Занятие 11 Хочу, могу, сумею мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
12 Занятие Вперед, к звездам мин. 15 мин. Рефлексия, наблюдение
III.
Итоговая диагностика
1
1
0 Анкеты, опросники, заключения Итого
14
11,25
2,75

16 Организация комплексного сопровождения несовершеннолетних группы социального риска
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних группы социального риска имеет две основные составляющие

- выявление детей этой категории в детской среде непосредственно индивидуальная работа сданной категорией несовершеннолетних. Комплексное сопровождение несовершеннолетних группы социального риска в образовательной организации направлено на выявление детей с деви- антным поведением, диагностику их проблем, разработку программ индивидуальной и групповой работы и обеспечение условий их реализации. Формирование банка данных детей и подростков группы социального риска - данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Вначале ив середине учебного года (сентябрь, январь) социальный педагог составляет социальный паспорт образовательной организации, в который включается информация о несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета (внутришкольный учет, тКДН и ЗП, отдел полиции, ИДН и др. Формирование банка данных необходимо осуществлять совместно с другим субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (специалистами тКДН и ЗП, сотрудниками ИДН, представителями органов опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения и др)

17 Алгоритм организации работы с
несовершеннолетним (семьей) группы социального риска в образовательной организации Учреждения здравоохранения и социальной защиты населения Учреждения образования Структуры органов местного самоуправления Раннее выявление детей (семей) групп риска Психолого – педагогическая диагностика детей (семей)
КДН Постановка на ВШУ Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС) Определение технологии коррек- ционно-реабилитационной работы с детьми (семьей) Реализация индивидуальной программы сопровождения
(ИПС)
Коррекционно-восстановительная работа с детьми (семьей) Межведомственная коррекционно- реабилитационная работа с детьми (семьей)
КДН Возврат ребенка семьи) в группу норма Снятие с учета ребенка (семьи) Проблемы не решены Дети (семьи) группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия Дети (семьи) группы риска в социально опасном положении Совет профилактики ОУ Определение технологии коррек- ционно-восстановительной работы с детьми (семьей) Оценка результатов работы Проблемы решены Проблемы не решены Проблемы решены Совет профилактики ОУ Правоохранительные органы Общественные институты

18 Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности учебная деятельность взаимоотношения со сверстниками взаимоотношения со взрослыми проведение свободного времени отношение к труду и профессиональная ориентация поведение и поступки. Способы получения необходимой информации анализ классных журналов опрос мнения учителей о школьнике анализ учета посещаемости занятий анализ зафиксированных нарушений дисциплины беседы с родителями школьника

социометрические исследования наблюдения беседы со школьником запрос информации в центры, занимающиеся профориентацией, и УПК; запрос информации в психолого-педагогические центры, если школьнику там оказывали помощь запрос информации в подразделения по делам несовершеннолетних запрос информации на предыдущие места учебы школьника. Основные подгруппы детей группы социального риска

п/п Подгруппа Факторы риска
1. Дети, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети- инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболева- ния.
Факторы риска чаще всего связаны с особенностями развития ребёнка, формированием его характера, на неблагоприятное развитие которого могут влиять
-невропатии, энцефалопатии соматические и психические заболевания, инвалидизация ребёнка; учебная декомпенсация и школьная деза-
даптация; нарушения поведения, вызванные дефектами развития (ложь, воровство, уходы из дома, употребление ПАВ. Самая многочисленная группа - дети из неблагополучных (дис-
Критерием неблагополучия является неблагоприятный эмоционально-психологический климат, различные виды депривации ребёнка

19 функциональных) семей. со стороны родителей, неисполнение ими основных семейных функций. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией надолго оставляют детей одних дома без еды жестоко обращаются сними. Часто в этих семьях один из родителей отбывает срок тюремного заключения или возникает необходимость его лечения от алкоголизма, психического заболевания. Дети из этих семей часто совершают побеги из дома. Эту подгруппу ещё называют группой риска по социальному сиротству, а основной причиной является кризис семьи и серьёзное нарушение детско-родительских отношений.
3.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице) Это воспитанники центров реабилитации, приютов и детских домов. Они наряду с детьми второй подгруппы попадают в группу социального риска Для этих детей характерны серьёзные нарушения процесса социализации которые приводят ребёнка к состоянию социальной дезадаптации.
4. Дети из малоимущих, многодетных, прим- ных, опекунских семей В эту группу могут входить также дети из семей, где возникают педагогически неграмотные стили воспитания Факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания. Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель социальный педагог школьный врач) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития несовершеннолетнего выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка. Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне образовательной организации, можно сформулировать следующим образом Классный руководитель является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними делает первичный запрос специалистами дает первичную информацию о ребенке организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции поведения детей и подростков. Социальный педагог изучает жизнедеятельность несовершеннолетнего вне школы организует профилактическую и коррекционную работу в школе поддерживает детей и подростков, попавших в экстремальные ситуации взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков группы социального риска. Педагог - психолог изучает личность учащегося анализирует адаптацию ребенка в классном коллективе выявляет дезадаптированных учащихся изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Школьный врач исследует физическое и психическое здоровье учащихся организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания взаимодействует с лечебными учреждениями. По результатам индивидуальной диагностики педагог - психолог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает актуальные пси- холого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, таки в группе.

21
Психолого-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетнему группы социального риска. Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя взаимодействие специалистов (консультативное, коррекционно- развивающее) и подростка, направленное на развитие социально- эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); помощь в преодолении учебных затруднений помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование организацию и предоставление бесплатного питания в школе обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения. Диагностический блок Встреча с подростком или группой подростков и проведение первичного диагностического обследования проводится в заранее договоренном месте ив заранее назначенное время. Одной из основных задач первой встречи является формирование положительной мотивации у подростков на взаимодействие с психологом, особенно в случаях, если у несовершеннолетних имеются негативные установки по отношению к психологам, или же если подростки были направлены на диагностику в принудительном порядке. В процессе установления контакта необходимо создать доброжелательную, безопасную обстановку. Следует рассказать о том, что результаты конфиденциальны и будут храниться только у психолога. Также необходимо разъяснить несовершеннолетним тот факт, что данная диагностика не носит контролирующий или назидательный характер. Исходя из вышеизложенного и учитывая практическую направленность данной программы, был сформирован следующий пакет методик для диагностики несовершеннолетних, склонных к девиантным формам поведения, от 12 до 17 лет, разделенный по критерию применимости.

22 Система оценки достижения планируемого результата включает в себя первичную психологическую диагностику и заключительную психологическую диагностику. Психологическая диагностика проводится после того как состоялась первичная психологическая консультация, уточнение запроса, выявление особенностей и обстоятельств проблемы, были проведены первичные консультация с подростком, сего родителями/законными представителями) или другим субъектом профилактики (образовательной организацией, территориальной
КДН и ЗП и др) направляющим несовершеннолетнего в систему психолого- педагогического сопровождения. При подготовке пакета психологических методик обязательно учитываются цели обследования, возраст, особенности несовершеннолетнего, его актуальное психоэмоциональное состояние и необходимость применения различных методик для разговорчивых и неразговорчивых детей. Методы, используемые при повторном диагностическом обследовании должны совпадать с методами, применяемыми при первичном обследовании. Также специалист может по собственному усмотрение добавить промежуточную оценку результативности реализации программы. Данный диагностический блок включает использование как тестовых, таки проективных методов при выявлении склонности к реализации девиант- ных форм поведения, актуальных внутриличностных, эмоциональных и межличностных трудностей несовершеннолетнего. Использование тестовых методик следует дополнять проективными методами исследования, поскольку это позволяет получить максимально полную картину имеющихся трудностей, а также преодолеть сопротивление несовершеннолетнего процедуре обследования и снизить стрессогенное влияние, которое может оказать на подростка ситуация обследования. Рекомендации к использованию диагностических методик при первичном и повторном диагностическом обследовании представлены в программе, но выбираются специалистом самостоятельно в зависимости от особенностей конкретного ребенка, актуальной проблематики, особенностей той ситуации, в которой находится ребенок, формы взаимодействия, динамики группы и т. д. см. Таблица 1.). Таблица 1. Рекомендации к использованию диагностических методик при первичном и повторном диагностическом обследовании Название применяемых методик Диагностируемые показатели Тесты, опросники
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО, Н. Я. Ива-
Определение типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных сними личностных особенностей (психологи

23 нов, А.Е. Личко) ческой склонности к алкоголизации, делин- квентности и др) Опросник акцентуаций характера Леонгарда – Шмишека Исследование акцентуаций личности в подростковом возрасте Тест Кеттелла (подростковый вариант) Оценка индивидуально-психологических особенностей личности Методика Склонность к де- виантному поведению (ЭВ.
Леус) Склонность к преодолению норм и правил аддиктивному поведению самоповрежде- нию и саморазрушению агрессии и насилию делинквентному поведению волевой контроль эмоциональных реакций. Опросник Диагностика соци- ально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Дай- монд) Уровень социально-психологической адаптации принятие/непринятие себя принятие непринятие других эмоциональный комфорт/дискомфорт; внутренний/внешний контроль доминирование/ведомость; экспа- тизм (уход в себя. Опросник агрессивности Бас- са-Дарки Склонность к физической агрессии вербальной агрессии косвенной агрессии негативизму раздражению подозрительности переживанию обиды переживанию чувства вины. Личностная агрессивность и конфликтность (ЛАК) Вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность
Детско-родительские отношения подростков (ДРОП), Опросник Анализ семейных взаимоотношений (Э. Г. Эй- демиллер, В.В. Юстицкис) Принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция, сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности, требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, оказание поощрений, реализация наказаний, непоследовательность родителя, неуверенность родителя, удовлетворение потребностей ребенка, неадекватность образа ребенка, и т.д. Подростки о родителях Особенности восприятия актуальной семейной ситуации и отношение родителям
Тест-опросник cамоотношения
(В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) Глобальное самоотношение; самоотноше- ние, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе уровень конкретных действий в отношении к своему Я.

24
Вербально–фрустрационный тест (Л. Н. Собчик) Интенсивность, направленность и тип фру- страционной реакции, уровень эмоциональной зрелости индивида, уровень самоконтроля, иерархия ценностей, круг значимых людей, отношение к противоположному полу, самооценка, зона конфликта и др. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index). (Р.
Плутчик, Г. Келлерман) Диагностика ведущих механизмов психологической защиты индивида Проективные методики Цветовой тест Люшера Актуальное психоэмоциональное состояние, психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, причины психологического стресса. Рисунок несуществующего животного (М.З. Дукаревич). Особенности личности, актуальное психоэмоциональное состояние Рисунок семьи (К.Маховер), Семья животных, Три дерева) Особенности взаимоотношений в семье, отношение к членам своей семьи, отношение к близким родственникам Рисунок человека также Человек под дождем Е. Романова, Т. Сытько) Особенности личности, актуальное психоэмоциональное состояние, коппинг- стратегии Метод Незаконченные предложения (Сакс и Леви) Отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, страхи и опасения, отношения к друзьям, отношения к своему прошлому, отношение к противоположному полу, сексуальные отношения, отношения к семье Тест руки Вагнера (Hand Test) Агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание

25
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
(ПДО, Н. Я. Иванов, А.Е. Личко) Инструкция
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) состоит из бате- рии тестов, объединенных в 25 шкал (самочувствие, настроение, сони сновидения, пробуждение от сна, аппетит и отношение кеде, отношение к спиртным напиткам, сексуальные проблемы, отношение к одежде, отношение к родителям, отношение к друзьям, отношение к окружающим, отношение к незнакомым людям, отношение к одиночеству, отношение к будущему, отношение к новому, отношение к неудачам, отношение к приключениями риску, отношение к лидерству, отношение к критике и возражениям, отношение к опеке и наставлениям, отношение к правилами законам, оценка себя в детстве, отношение к школе, оценка себя в данный момент, отношение к деньгам. В правой части шкал (таблиц) проставлены символы (3 и 4 столбцы, соответствующие типам акцентуации характера Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный. Вам предстоит выполнить два испытания (два выбора. При первом испытании предлагается в каждой из 25 шкал выбрать наиболее подходящий для вас ответ утверждение. Свой выбор (наиболее характерный для вас) занесите в регистрационный лист (приводится в конце опросника, обозначив номер суждения во втором столбце листа против соответствующего наименования шкалы. Если в той или иной шкале для вас подходит не один, а два или даже три выбора, тов таком случае выбранные вами суждения тоже запишите в регистрационный лист. Однако более трех выборов по одной шкале делать не разрешается. При втором испытании в тех же шкалах (таблицах) выберите наиболее неподходящие для вас, то есть отвергаемые вами ответы (один, два или три. Более трех ответов также давать не разрешается. Свои ответы запишите в регистрационный лист, в столбец Наименее характерные суждения. Опросник
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Самочувствие
1. У меня почта всегда плохое самочувствие. А
2. Я всегда себя чувствую бодрыми полным сил. Г
3. Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо. Ц
4. Мое самочувствие иногда меняется несколько разв день. Ц
5. У меня почти всегда что-нибудь болит.
АА
6. Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач.

26 7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
8. Я легко переношу боль и физические страдания. Ц
9. Мое самочувствие вполне удовлетворительное.
НН
10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски.
11. Мое самочувствие очень зависит оттого, как относятся ко мне окружающие люди.
12.
Я очень плохо переношу боль и физические страдания. Настроение
1. Настроение у меня, как правило, хорошее.
ГН
2. Мое настроение легко меняется по незначительному поводу. П Г
3. Мое настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь.
4. У меня почти всегда плохое настроение.
5.
Мое настроение зависит от самочувствия.
ЦА
6. Когда меня оставляют одного, то мое настроение улучшается. ШУ меня бывают приступы мрачной раздражительности, вовремя которых достается окружающим. У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздраженность и гнев.
9. Малейшие неприятности сильно меня огорчают.
СЛ
10. Периоды хорошего настроения сменяются уме- ня периодами плохого настроения.
11.
Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей. Сони сновидения
1. Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения.
ГН
2. Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями. Э
3. Я люблю помечтать перед тем, как уснуть. К
4. Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днем, А
5. Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым. Ц
6. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения. А
7. Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин.

27 8. Яне могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определенное время.
9. Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть. ЛАЯ часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные.
11. По ночам у меня иногда возникают приступы страха.
12. Мне часто снится, что меня обижают.
13. Я могу свободно регулировать свой сон.
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Пробуждение от сна
1. Мне трудно проснуться в назначенный час. Э Л
2. Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу. КВ одни дни я встаю веселыми жизнерадостным, а в другие - угнетенными унылым без всякой на то причины.
4. Когда мне нужно, я легко просыпаюсь. Ц
5. Для меня утро - самое тяжелое время суток.
6. Мне часто не хочется просыпаться.
7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне. Л
8. Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым. А
9. Утром я встаю бодрыми энергичным.
НН
10. Сутра я более активен, и мне легче работать, чем вечером.
11. Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь, и что происходит со мной.
12. Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня. Ц
13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать. Аппетит и отношение кеде. Находящаяся обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах, не мешают мне есть. Ш
2. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть
3. Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем. А
ЦЭ
4. Мой аппетит зависит от настроения.

28 5. Я люблю лакомства и деликатесы.
ЛЛП
6. Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях. СУ меня хороший аппетитно я не обжора.
8. Есть такие кушанья, которые вызывают у меня отвращение.
9. Я предпочитаю, есть немного, но очень вкусно.
10. У меня плохой аппетит.
11. Я люблю сытно поесть. Н
12. Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя веде. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее качество.
14. Мне легко можно испортить аппетит.
15. Еда меня интересует, прежде всего, как средство поддержания здоровья.
16. Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам. И
17. Я плохо переношу голод и быстро слабею от него. Ц
18. Еда не доставляет небольшого удовольствия. Отношение к спиртным напиткам
1.
Моё желание выпить зависит от настроения. Ц
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному.
4. Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании.
ГГ С
5. Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения. Я испытываю отвращение к спиртному. С
ЦЛ
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги.
9. Я избегаю пить спиртное, потому что потому меня плохое самочувствие и сильная головная боль. П
10. Яне лью спиртного, так как это противоречит моим принципам.
СШП
11. Спиртные напитки меня пугают. И
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир. Ц
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию. А Л

29 Сексуальные проблемы
1. Сексуальные проблемы меня мало беспокоят.
НН
2. Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку. Ц
3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни.
4. Периоды сильного влечения чередуются уме- ня с периодами безразличия и холодности.
5. Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь.
НН
6. При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем. У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать. К
8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает.
ИИ
9. Измены я бы никогда не простил.
10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально, жить и работать.
11. Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт.
ЛС
12. Я люблю анализировать свое отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим.
13. Свое половое влечение я считаю, ненормальными стараюсь с ним бороться. ГЛ
14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение. ЛИ
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к одежде
1. Я люблю яркие и броские костюмы. А
2. Считаю, что надо всегда быть прилично одетым. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.
4. Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание.
ИИ К
5. Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится. АС
6. Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу. К
7. Яне люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все.
8. Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не

30 в порядке.
9. Я мало думаю об одежде.
10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм.
11.
Я предпочитаю темные и серые тона.
12.
Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой. Отношение к родителям
1.
Я очень боюсь остаться без родителей. П
2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них.
3.
Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю сними.
ЛЛ
4.
В одни моменты мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие - что я непослушен и причиняю родным огорчения.
5.
Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни. К
6. Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью. Я очень люблю (любил) одного из родителей.
8. Я люблю родителей, ноне переношу, когда мною командуют и распоряжаются.
9. Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что- нибудь случится.
ПП
10. Я упрекаю себя зато, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей.
11.
Родители меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю.
ГЛПЭ
12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими. Ш
13. Я считаю себя виноватым перед родителями. Э
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к друзьям
1.
Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды.
2.
Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует Для меня важен не один друга целый дружный коллектив. ГЦ

31 4. Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить. К
5. По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей.
6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей. И
7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы.
СС
8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям.
9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне.
10. Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них.
11. Яне могу найти себе друга по душе.
12. У меня нет никакого желания иметь друга.
13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их.
14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями. ЛЯ люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним. А Отношение к окружающим
1. Я окружен глупцами, невеждами и завистниками. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня. ЭВ одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят.
4. Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих.
5. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
6. Мне кажется, что окружающие презирают меня и смотрят на меня свысока
7. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке. ГС. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе.
9. Я чувствую хорошее или недоброе отношение к себе со стороны людей итак же отношусь к ним.
10. Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь. С
11. Я часто подолгу размышляю правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих.

32 12. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает. От окружающих я стараюсь держаться подальше. П
14. Яне знаю своих соседей и не интересуюсь ими.
15. Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом.
16. Мне приходилось терпеть от окружающих много обид и обманов, и это всегда настораживает меня. Отношение к незнакомым людям
1. Я настороженно отношусь к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла.
ЭЭ Г
2. Бывает, что совершенно незнакомый человек сразу внушает мне доверие и симпатию.
ЭЭ
3. Я избегаю новых знакомств.
4. Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу.
5. Прежде чем познакомиться, я всегда стремлюсь узнать, что это за человек, что говорят о нем люди. Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не разубеждался в том, что я прав.
7. Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним.
8. Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык. Ц
ПГ
9. Я охотно и легко завожу новые знакомства. ГЦ С
10. Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется.
11. В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом – избегаю знакомств.
12. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
СС Отношение к одиночеству
1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива. Н
ШШ
2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
СШШ
3. Яне переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.
ГЭН
СПШШШ
4. Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество. ЛАВ одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником.
ЭИ

33 6. В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества.
7. Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.
8. Яне боюсь одиночества. Ш
9. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве. Я люблю одиночество.
11. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями. Л
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к будущему
1. Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач.
2. Будущее кажется мне мрачными бесперспективным. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
4. В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья.
5. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
ГГ
6. Яне люблю много думать о своем будущем.
7. Мое отношение к будущему часто и быстро меняется то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным. П
8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания. Э
9. Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
10. Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить. П
11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
12. Я живу своими мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным.

34 Отношение к новому
1. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их бояться и избегать.
2. Новое привлекает меня, но вместе стем беспокоит и тревожит.
3. Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что избегаю их.
5. Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все. Ш
6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает. Э
7. Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю рази навсегда установленный порядок. И
8. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.
9. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее.
ЛЭ
10. Меня привлекает лишь тоновое, которое соответствует моим принципами моим интересам.
ПШШЭ
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к неудачам
1. Свои неудачи я переживаю сами ни у кого не ищу сочувствия и помощи. Ш
ППЭ
2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда от малейших неудачу меня опускаются руки.
ЭЭ
3. Неудачи приводят меня в отчаяние. Э
4. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей. Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так. И
6. Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать.
7. Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным.
ЭЭ
8. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться. Л
9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня

35 в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко.
10. Неудачи меня пугают, ив них я прежде всего виню самого себя. П Ц
11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания.
12. При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний.
13. Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться. К Отношение к приключениями риску
1. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск. Г
СС
2. Ямного раз взвешиваю все за и против и все никак не решусь рискнуть. С
3. Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства. С
4. Временами я люблю приключения и часто рискую, но порой приключения и риск становятся мне не по душе.
5. Приключения я люблю только веселые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю.
6. Я специально не ищу приключений ириска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства. Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль. Г
8. Бывает, что риски азарт меня совершенно опьяняют. ЛИ
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к лидерству
1. Я могу идти впереди других в рассуждениях, ноне в действиях. Ц
2. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других.
3. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.
4. Я всегда стремлюсь учить людей правилами порядку. И
5. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими с удовольствием командую сам.
6. Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами это мне надоедает.
7. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
ПП
8. Яне умею командовать другими.
ЛС
9. Яне люблю командовать другими, меня пугает ответственность. И
10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет.
11. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следовали другие.
12. Я охотно следую за авторитетными людьми. Отношение к критике и возражениям
1. Яне обращаю внимания на возражения и критику, всегда думаю и делаю по-своему.
ШШ К
2. Слушая возражения и критикуя ищу доводы в свое оправдание, ноне всегда решаюсь их высказывать.
3. Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устали плохо себя чувствую. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне.
5. Не люблю, когда меня критикуют и возражают мне, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев. Л
6. Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в состояние уныния.
7. От критики мне хочется убежать подальше.
8. В одни периоды критику и возражения я переношу легко, в другие – очень болезненно. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если касаются мелочей. А
10. Яне слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам.
ПП
11. Я сразу правильно реагирую на критику и всегда стараюсь это делать. Ц
12. Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться. И
13. Если меня критикуют или возражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет.

37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Отношение к опеке и наставлениям
1. Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право.
ЦП
2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья.
ЭЭ
3. Не выношу, когда меня опекают и все решают за меня.
4. Яне нуждаюсь в наставлениях.
5. Я охотно слушаю советы того, кто меня любит. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается.
ЦЛ
7. Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а иногда я ругаю себя зато, что не слушал людей.
8. Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном.
9. Я внимательно слушаю наставления и не сопротивляюсь, когда меня опекают. И
10. Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе.
11. Я люблю, когда обо мне заботятся, ноне люблю, чтобы мною командовали.
ИИ
12. Яне решаюсь прервать даже вовсе никчемное для меня наставление или избавиться от ненужного для меня покровительства. И
13. Наставления вызывают у меня сильное желание делать все наоборот.
14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, ноне над моим душевным миром. Отношение к правилами законам
1. Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение. К
2. Всегда считаю, что если дело интересное и заманчивое, всякие правила и законы можно обойти.
ГГ С
3. Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов. Г
5. Ужасно не люблю всякие правила, которые меня Л

38 стесняют.
6. Периоды, когда я не очень слежу затем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность. Всякие правила, и распорядки вызывают у меня желание их нарушать. Ц
8. Правила и законы я всегда соблюдаю.
9. Я всегда слежу затем, чтобы окружающие соблюдали правила. И
10. Часто упрекаю себя зато, что нарушал правила и недостаточно строго соблюдал законы.
11. Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается. Л
12. Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми. Оценка себя в детстве
1. В детстве я был робкими плаксивым ребенком.
2. Я очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории. Г
3. В детстве я обычно избегал участия в шумных и подвижных играх.
4. Я был как все дети и ничем не отличался от моих сверстников. Ц
5. Периодами мне кажется, что в детстве был живыми веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушными беспокойным.
6. С детства я был самостоятельными решительным. ГС. В детстве я был веселыми отчаянным. ГС. В детстве я был обидчивыми чувствительным.
СС
9. В детстве я был очень непоседливыми болтливым. В детстве я был таким же, как и сейчас, меня легко было огорчить, но легко также успокоить и развеселить. Л
11. С детства я стремился к аккуратности и порядку.
ИИ
12. В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играли другие дети. Л
13. В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками. ИВ детстве я был капризными раздражительным.
ЭЭ Л
15. В детстве я плохо спали плохо ел.


39 Отношение к школе
1. Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино.
ГЭИНН
2. Я сильно расстраивался из-за замечаний и отметок, которые меня не удовлетворяли. Э
ЭЭИ
3. В младших классах я любил школу, а потом она стала меня тяготить. Ц
4. Периодами я любил школу, периодами она начинала мне надоедать.
5. Яне любил школу, потому что учителя относились ко мне несправедливо.
6. Школьные занятия меня очень утомляли.
7. Больше всего я любил школьную самодеятельность. Я любил школу, потому что там была веселая компания.
9. Я стеснялся ходить в школу, боялся насмешек и грубости. И
10. Я очень не любил физкультуру.
11. Я посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе.
ШШ
12. Школьная обстановка меня очень тяготила.
13. Я старался аккуратно выполнять все задания.
№ Суждения Шифр Наиболее характерные Наименее характерные Оценка себя в данный момент
1. Мне не хватает холодной рассудочности. Г
2. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность.
3. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем. А
4. Яне виновен в том, что возбуждаю зависть у других.
5. Мне не хватает усидчивости и терпения.
6. Я считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
ПП
7. Мне не хватает решительности.
8. Яне вижу у себя больших недостатков.
ЭИ А
9. В хорошие минуты я вполне доволен собой, а в минуты дурного настроения мне кажется, что у меня не хватает то одного, то другого качества. Я слишком раздражителен.
11. Другие находят у меня крупные недостатки, ноя считаю, что они преувеличивают.

40 Отношение к деньгам
1. Нехватка денег меня раздражает.
2. Деньги меня совершенно не интересуют. Ц
ЭИ
3. Огорчаюсь, когда денег не хватает.
4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно. И
5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг.
6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
ЛА И
7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы.
8. Деньги нужны мне только для того, чтобы как- нибудь прожить.
9. Стараюсь быть бережливым, ноне скупым, люблю тратить деньги с толком.
10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.
11. Периодами я отношусь к деньгам легко и трачу их, не задумываясь, периодами боюсь остаться без денег.
12. Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах. Замечание В приведенных списках суждений имеется много таких, которые не зашифрованы. Часть подобных суждений в оригинальном авторском варианте методики Личко служит цели выявления не только акцентуаций, но и патологий характера. Использование описанной методики в этих целях требует специального образования, профессиональной компетенции и доступно только медицинским психологам, психотерапевтами психиатрам. Поэтому данная часть методики из описания исключена. Тем не менее, многими из незашифрованных суждений можно воспользоваться для того, чтобы провести дополнительный качественный анализ особенностей характера испытуемых. Для этого выбранные ими суждения, которые не имеют определенного шифра, необходимо соотнести сданными вначале описания методики краткими характеристиками различных типов акцентуированных характеров. Регистрационный лист Название списка суждений Номера выбираемых суждений Наиболее характерные Наименее характерные Самочувствие Настроение Сони сновидения