Файл: Образовательная программа социальнопедагогической направленности Комплексная программа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обратные ут-
Коэффициент
101
ния
верждения Физическая агрессия
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10 Косвенная агрессия
2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8 Раздражение
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,
72 11, 35, 69 11 Негативизм
4, 12, 20, 23, 36 20 Обида
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9 Подозрительность
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52,
59 65, 70 10 Вербальная агрессия
7, 15, 28, 31, 46, 53, 60,
71, 73 39, 66, 74, 75 13 Чувство вины
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,
61, 67 11 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности как прямой, таки мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал Враждебность = Обида + Подозрительность Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия. По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов Враждебность = (Обида + Подозрительность Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия Интерпретация результатов По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная
21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены Стены Результаты в баллах Интерпретация Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Раздражение Негативизм Подозрительность Чувство вины Обида
102 1
0 - 20 0 низкий уровень
2 20 - 30 0 - 14 3
31 - 41 15 – 25 средний уровень повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58 7
75 - 85 59 – 69 высокий
8 86 - 96 70 - 80 очень высокий
9 97 и более
81 - 92 10 92 и более Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность
— индекс враждебности. Стены Результаты в баллах Интерпретация Агрессивность Враждебность
1 0 – 17 0 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14 3
28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36 5
50 - 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 - 71 48 – 58 7
72 - 82 59 – 69 высокий
8 83 - 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более
81 – 92 10 92 и более Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и др. Методика Личностная агрессивность и конфликтность
(ЛАК, Е.П. Ильин и ПА. Ковалев) Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии сут- верждением он должен в карте опроса. (см. табл. 43) в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" (да, при несогласии — знак "минус" (нет.
103 Тестовый материал.
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.
3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
10. Мнение, что "нападение — лучшая защита, правильное.
11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
16. Я верю в честность намерений большинства людей.
17. Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.
18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы. Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
22. Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.
23. Если я все обдумал, тоне нуждаюсь в советах других.
24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно. Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.
26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
27. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
28. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
29. Яне люблю поддаваться в игре, даже с детьми.
30. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
31. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
32. Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.
33. Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.
34. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
35. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
36. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных заделов котором я участвовал, меня нет.
104 37. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меняя ему не уступаю.
38. Я стараюсь избегать обострения отношений.
39. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
40. Яне считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
41. Я осуждаю недоверчивых людей.
42. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
44. Яне обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.
45. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.
46. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
47. Я верю, что назло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.
48. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
49. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
50. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
51. Мои близкие часто обижаются на меня зато, что в разговоре сними я им "рта не даю открыть.
52. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
53. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
54. В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину.
55. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
56. Яне думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.
57. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
58. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
59. Когда я разговариваю с кем-то, меня таки подмывает скорее изложить свое мнение.
60. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
61. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
62. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
63. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
64. Яне люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
65. Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.
66. Яне умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.
67. При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
68. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
69. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной моя или чужая.
70. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
71. Яне успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
72. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
74. Обычно меня трудно вывести из себя.
105 75. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
76. Яне вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
77. Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
78. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
79. Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.
80. Яне чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
81. Я никогда не подозреваю людей в нечестности. Обработка результатов. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (да, "нет) заносили в карту опроса (см. табл. 44). Карта опроса
№№ Да Нет
№№ Да Нет
№№ Да Нет
№№ Да Нет
1 21 41 61 2
22
42 62 3
23 43 63 4
24 44 64 5
25 45 65 6
26 4
66 7
27 47 67 8
28 48 68 9
29 49 69 10 30 50 70 11 31 51 71 12 32 52 72 13 33 53 73 14 34 54 74 15 35 55 75 16 36 56 76 17 37 57 77 18 38 58 78 19 39 59 79 20 40 60 80 Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам "вспыльчивость, "наступательность, "обидчивость, "неуступчивость, "компромиссность, "мстительность, "нетерпимость к мнению других, "подозрительность. За каждый ответ "да" или "нет" начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Интерпретация результатов Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 25, 33, 41, 57,
73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости.
106 Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 43, 51,
67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 14, 30,
46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 15, 31,
47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости ко мнению других. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности. Сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость, "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других, "мстительность, дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность, "вспыльчивость, "обидчивость, "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.
Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношенийс точки зрения подростков. Инструкция к тесту Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов. Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
1 – если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда
2 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко
3 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда
4 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто
5 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда. В вопросах №№109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место. Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца. Необходимые замечания
107 При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения
(1 – никогда, … , 5 – всегда) лучше выписать на доске. При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет стем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник. Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109
– 116 касаются не его личных пристрастий (мне нравится кататься на велосипеде, а его отношений с родителем (мне нравится, когда она …» мне нравится, что ею характер « и т.д.) Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. Вот если Я нив чем не хочу изменять наши отношения и я согласен, то это всегда или никогда Можно предложить следующий способ выбора верного ответа подставляем ко всему вопросу фразу так бывает всегда, никогда, иногда При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего. Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения повремени (например, проведение вовремя школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку, повремени сейчас нужно переходить ко второму бланку. Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события. Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос (Например, ты принес из школы двойку. Если она в хорошем настроении, то скажет Ничего, бывает, а если в плохом
– будет ругаться. Событие одно и тоже, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения. Тестовый материал
1. Приветлива) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться сего (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнила) поручение.
11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
18. Мне нравятся наши отношения.
Коэффициент
101
ния
верждения Физическая агрессия
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10 Косвенная агрессия
2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8 Раздражение
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,
72 11, 35, 69 11 Негативизм
4, 12, 20, 23, 36 20 Обида
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9 Подозрительность
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52,
59 65, 70 10 Вербальная агрессия
7, 15, 28, 31, 46, 53, 60,
71, 73 39, 66, 74, 75 13 Чувство вины
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,
61, 67 11 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности как прямой, таки мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал Враждебность = Обида + Подозрительность Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия. По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов Враждебность = (Обида + Подозрительность Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия Интерпретация результатов По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная
21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены Стены Результаты в баллах Интерпретация Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Раздражение Негативизм Подозрительность Чувство вины Обида
102 1
0 - 20 0 низкий уровень
2 20 - 30 0 - 14 3
31 - 41 15 – 25 средний уровень повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58 7
75 - 85 59 – 69 высокий
8 86 - 96 70 - 80 очень высокий
9 97 и более
81 - 92 10 92 и более Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность
— индекс враждебности. Стены Результаты в баллах Интерпретация Агрессивность Враждебность
1 0 – 17 0 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14 3
28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36 5
50 - 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 - 71 48 – 58 7
72 - 82 59 – 69 высокий
8 83 - 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более
81 – 92 10 92 и более Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и др. Методика Личностная агрессивность и конфликтность
(ЛАК, Е.П. Ильин и ПА. Ковалев) Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии сут- верждением он должен в карте опроса. (см. табл. 43) в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" (да, при несогласии — знак "минус" (нет.
103 Тестовый материал.
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.
3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
10. Мнение, что "нападение — лучшая защита, правильное.
11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
16. Я верю в честность намерений большинства людей.
17. Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.
18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы. Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
22. Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.
23. Если я все обдумал, тоне нуждаюсь в советах других.
24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно. Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.
26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
27. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
28. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
29. Яне люблю поддаваться в игре, даже с детьми.
30. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
31. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
32. Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.
33. Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.
34. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
35. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
36. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных заделов котором я участвовал, меня нет.
104 37. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меняя ему не уступаю.
38. Я стараюсь избегать обострения отношений.
39. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
40. Яне считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
41. Я осуждаю недоверчивых людей.
42. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
44. Яне обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.
45. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.
46. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
47. Я верю, что назло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.
48. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
49. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
50. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
51. Мои близкие часто обижаются на меня зато, что в разговоре сними я им "рта не даю открыть.
52. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
53. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
54. В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину.
55. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
56. Яне думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.
57. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
58. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
59. Когда я разговариваю с кем-то, меня таки подмывает скорее изложить свое мнение.
60. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
61. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
62. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
63. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
64. Яне люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
65. Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.
66. Яне умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.
67. При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
68. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
69. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной моя или чужая.
70. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
71. Яне успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
72. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
74. Обычно меня трудно вывести из себя.
105 75. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
76. Яне вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
77. Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
78. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
79. Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.
80. Яне чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
81. Я никогда не подозреваю людей в нечестности. Обработка результатов. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (да, "нет) заносили в карту опроса (см. табл. 44). Карта опроса
№№ Да Нет
№№ Да Нет
№№ Да Нет
№№ Да Нет
1 21 41 61 2
22
42 62 3
23 43 63 4
24 44 64 5
25 45 65 6
26 4
66 7
27 47 67 8
28 48 68 9
29 49 69 10 30 50 70 11 31 51 71 12 32 52 72 13 33 53 73 14 34 54 74 15 35 55 75 16 36 56 76 17 37 57 77 18 38 58 78 19 39 59 79 20 40 60 80 Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам "вспыльчивость, "наступательность, "обидчивость, "неуступчивость, "компромиссность, "мстительность, "нетерпимость к мнению других, "подозрительность. За каждый ответ "да" или "нет" начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Интерпретация результатов Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 25, 33, 41, 57,
73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости.
106 Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 43, 51,
67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 14, 30,
46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям 15, 31,
47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости ко мнению других. Ответы "да" по позициями ответы "нет" по позициям
16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности. Сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость, "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других, "мстительность, дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность, "вспыльчивость, "обидчивость, "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.
Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношенийс точки зрения подростков. Инструкция к тесту Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов. Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
1 – если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда
2 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко
3 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда
4 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто
5 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда. В вопросах №№109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место. Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца. Необходимые замечания
107 При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения
(1 – никогда, … , 5 – всегда) лучше выписать на доске. При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет стем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник. Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109
– 116 касаются не его личных пристрастий (мне нравится кататься на велосипеде, а его отношений с родителем (мне нравится, когда она …» мне нравится, что ею характер « и т.д.) Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. Вот если Я нив чем не хочу изменять наши отношения и я согласен, то это всегда или никогда Можно предложить следующий способ выбора верного ответа подставляем ко всему вопросу фразу так бывает всегда, никогда, иногда При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего. Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения повремени (например, проведение вовремя школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку, повремени сейчас нужно переходить ко второму бланку. Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события. Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос (Например, ты принес из школы двойку. Если она в хорошем настроении, то скажет Ничего, бывает, а если в плохом
– будет ругаться. Событие одно и тоже, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения. Тестовый материал
1. Приветлива) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться сего (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнила) поручение.
11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
18. Мне нравятся наши отношения.