Файл: Образовательная программа социальнопедагогической направленности Комплексная программа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 Пробуждение от сна Аппетит и отношение кеде Отношение к спиртным напиткам Сексуальные проблемы Отношение к одежде Отношение к родителям Отношение к друзьям Отношение к окружающим Отношение к незнакомым людям Отношение к одиночеству Отношение к будущему Отношение к новому Отношение к неудачам Отношение к приключениями риску Отношение к критике и возражениям Отношение к лидерству Отношение к опеке и наставлениям Отношение к правилами законам Оценка себя в детстве Отношение к школе Оценка себя в данный момент Отношение к деньгам Обработка результатов тестирования
1. За каждый выбор, соответствующий указанному символу в каждой из шкал, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом. А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астенонев- ротического характера, аза выбор символов ГШК - три балла, причем в данном случае поданному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов ак- центуаций характера гипертимного, шизоидного и конформного. Если же в выбранных суждениях опросника символы (в правых частях шкал) отсутствуют, то за выбранные суждения приписывается ноль баллов.
2. Производится подсчет общей суммы набранных баллов по каждому из символов (по всем 25 шкалам. Доминирующий тип акцентуации характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.
3. Определяют уровень (степень) развитости различных акцентуации, исходя из таблицы 13 (ключа к оценке развитости акцентуаций характера) - низкий, средний или высокий. К примеру, если по гипертимности испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он находится на среднем уровне если по конформности (Ку него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития конформности.
42 Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера Акцентуации характера Уровень развития акцентуаций характера низкий средний высокий
Гипертимность (Г)
1-8 9-18 19-25
Циклоидность (Ц)
1-8 9-18 19-26 Лабильность (Л)
1-10 11-20 21-29
Астеноневротичность (А)
1-6 7-13 14-18
Сенситивносгъ (С)
1-9 10-19 20-27
Психастеничность (П)
1-8 9-16 17-24
Шизоидностъ (Ш)
1-7 8-15 16-20
Эпилептоидность (Э)
1-10 11-20 21-32
Истероидность (И)
1-10 11-22 23-30 Неустойчивость (H)
1-5 6-12 13-15 Конформность (КВ карту индивидуального психологического развития подростка или старшего школьника (учащегося профессионального учебного заведения) вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентированной черты характера.
Гипертимный тип. Главная их черта — почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлением к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где кипит жизнь. Реакция увлечения отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное — крайнее непостоянство хобби. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, ноне выбить долго из колеи.
Циклоидный тип. Вдетстве ничем не отличается от гиперти-мов-, нос наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т.д. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздраженно, порой грубостью и гневом, нов глубине души впадая в еще большее уныние. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого малы и ничтожны. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности утраты способны вызвать острые аффективные реакции(чаще имменитив- ные или интранутивные). Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это несвойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстникам они предлагают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой коллектив. Упреки, нотации вызывают угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества(в большинстве случаев, и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений. Острые аффективные реакции у шизоидов чаще всего бывают иммунитивного типа.
Эпилептоидный тип. Главными чертами этого типа является склонность к дисфории и тесно связанная с ним аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен с ущемлением его интересов. Повод может быть случайными обычно играет роль последней капли.
Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих, но только небезразличие и равнодушие. Большая склонность к рисовке и позерству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм — напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, удар по которому может выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие, крах, надежд на престижное положение, развенчанная исключительность. Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.
Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипо- хондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжительность. Психастенический тип. Основными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обес- сий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений. Конформный тип. Его основная черта — постоянное и чрезмерное пассивное принятие существующего порядка вещей. В любой ситуации подчинение большинству, шаблонность, банальность мышления, склонность к ходячей морали, консерватизму. С недоверием относятся к незнакомцам. Это люди своей среды думают как все, поступают как все, стараются не отстать, но и не забегать вперед.
44 Конформность сочетается с некритичностью все, что узнают через привычный канал информации, для них является истиной. Они консерваторы по натуре, не любят новое, с трудом осваиваются в изменившейся ситуации. Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить да или нет. Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации
К.Леонгарда):
1. Демонстративный тип Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Педантичный тип Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
3. Застревающий тип Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
4. Возбудимый тип Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
6. Дистимический тип Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
8. Циклотимический тип Смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
10. Эмотивный тип Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде профиля личностной акцентуации. Инструкция Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом сего номером знак «+» (да, если несогласны знак «–» (нет. Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент
1. Ты обычно спокоен, весел
2. Легко литы обижаешься, огорчаешься
3. Легко литы можешь расплакаться
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе
5. Такой литы сильный, как твои одноклассники
6. Легко литы переходишь от радости к грусти и наоборот
7. Любишь литы быть главным в игре
8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься
9. Серьезный литы человек
45 10. Всегда литы стараешься добросовестно выполнять задания учителей
11. Умеешь литы выдумывать новые игры
12. Скоро литы забываешь, если кого-нибудь обидел
13. Считаешь литы себя добрым, умеешь ли сочувствовать
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь литы рукой не застряло ли оно в прорези
15. Стараешься литы быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательными аккуратным
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе
21. Тебе обычно немного грустно
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать
23. Тебе трудно оставаться на одном месте
24. Борешься литы за свои права, когда с тобой поступают несправедливо
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек
26. Раздражает ли тебя, когда занавесили скатерть висят неровно
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины
29. Ты — один из лучших учеников в классе
30. Часто литы веселишься, дурачишься
31. Легко литы можешь рассердиться
32. Чувствуешь литы себя иногда очень счастливым
33. Умеешь литы веселить ребят
34. Можешь литы прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь
35. Боишься литы крови
36. Охотно литы выполняешь школьные поручения
37. Заступишься литы за тех, с кем поступили несправедливо
38. Тебе неприятно войти втемную пустую комнату
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная. Легко литы знакомишься с людьми
41. Охотно литы выступаешь на утренниках, вечерах
42. Ты когда-нибудь убегал из дома
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой
45. Можешь литы при неудаче посмеяться над собой
46. Стараешься литы помириться, если ссора произошла не по твоей вине
47. Любишь литы животных
48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться. Твое настроение зависит от погоды
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос
52. Можешь литы, если сердишься на кого-то, начать драться
46 53. Нравится ли тебе быть среди ребят
54. Если тебе что-то не удается, можешь литы прийти в отчаяние
55. Можешь литы организовать игру, работу
56. Упорно литы стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности
57. Плакал литы когда-нибудь вовремя просмотра кинофильма, чтения грустной книги
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот
59. Подсказываешь литы или даешь списывать
60. Боишься литы пройти один по темной улице вечером
61. Следишь литы затем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте
62. Бывает лис тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим
63. Свободно литы чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере
64. Бывает ли у тебя головная боль.
65. Часто литы смеешься
66. Если тыне уважаешь человека, можешь литы вести себя с нимтак, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения
67. Можешь литы сделать много разных дел за один день
68. Часто лис тобой бывают несправедливы
69. Любишь литы природу
70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь литы, заперта ли дверь, выключен ли свет
71. Боязлив литы, как ты считаешь
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом
73. Участвуешь литы в драматическом кружке, любишь литы читать стихи со сцены
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью
76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске
77. Умеешь литы развлекать гостей
78. Подолгу литы сердишься, обижаешься
79. Сильно литы переживаешь, если горе случилось у твоих друзей
80. Станешь литы из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради
81. Считаешь литы себя недоверчивым
82. Часто ли тебе снятся страшные сны
83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину
84. Становится ли тебе, если все вокруг веселятся
85. Если у тебя неприятности, можешь литы на время забыть о них, не думать о них постоянно
86. Совершаешь литы поступки, неожиданные для самого себя
87. Обычно ты немногословен, молчалив
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что тыне такой как на сцене Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
47 Ключ Шкала опросника Ответы да Ответы нет Коэффициент
Гипертимность (Г)
1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 3
Дистимность (В)
9, 21, 43, 74, 87 31, 53, 65 3
Циклотимность (Ц)
6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 3 Возбудимость (В)
, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 3 Застревание (З)
2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78,
81 12, 46, 59 2
Эмотивность (Эм)
3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 25 3 Экзальтированность Эк)
10, 32, 54, 76 6 Тревожность (Т)
6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 5
3 Педантичность (П)
4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61,
70, 80, 83 39 2 Демонстративность Де)
7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66,
73, 85, 88 51 2 Интерпретация результатов Максимальное значение набранных баллов по шкале искренности составляет
10. При сумме баллов, не превышающих 5, можно считать, что большинство ответов являются искренними. При сумме баллов 6…7 достоверность ответов подвергается сомнению. При значениях 8…10 баллов ответы признаются недостоверными. Сумма баллов по каждой из основных шкал умножается на соответствующий коэффициент, указанный в Ключе. Максимально возможное значение набранных баллов – 24. Результат умножения на коэффициент рассматривается исходя из х уровней выраженности акцентуированной черты низкие значения – 0…6 баллов средние значения – 7…12 баллов значения выше среднего – 13…18 баллов высокие значения – 19…24 балла (акцентуация. По результатам обработки вычерчивается профиль в форме графика, который является основой последующего анализа. Профиль характера Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7…18 баллов. Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие.
1. Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений баллов. В этом случае есть два направления интерпретации данных.
Во-первых, полученные показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, хорошей, как ей это
48 кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Наблюдая их дополнительно, можно прийти именно к такому выводу. В этом случае данные о чертах характера обследуемого недостоверны, хотя они дали определенную информацию.
Во-вторых, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметными не стремится к высоким достижениям. Такой человек вряд ли станет хозяином своей судьбы, лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Скорее, он окунется в мистику, веру в Бога, чем станет решительно менять свою судьбу. Исследования позволяют утверждать, что подобные люди не могут противостоять трудным жизненным обстоятельствам.
2. Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими острыми углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.
3. Графическая кривая имеет отчетливый зубчатый профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, живой человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, таки человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.
4. На общем ровном фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа. Подробное описание каждого типа дано в разделе 4 данного пособия.
5. На общем ровном фоне средних и низких показателей выделяется несколько или 3) ярко выраженных значений, либо значений, попадающих в зону выше среднего. В этом случае необходимо обратиться к описанию сочетаний черт. Специфические группы показателей При анализе отдельных сочетаний черт, в первую очередь, следует обратить внимание на две группы показателей.
1. Акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления
– гипертимность, циклотимность, демонстративность. Если все показатели по соответствующим шкалам ниже ми баллов, то это – свидетельство недостатка энергетических ресурсов, необходимых для активной деятельности. Если эти показатели превышают пределы 18-ти баллов, мы имеем дело с личностью, обладающей мощными жизненными силами.
2. Акцентуации, в основе которых лежат эмоции и чувства, – застревание, возбудимость, эмотивность, тревожность, экзальтированность. Если все или почти все показатели этих акцентуаций ниже ми баллов, это свидетельствует об отсутствии выразительных реакций на происходящее, что, как правило, приводит к низкой контактности с окружающими. Если многие из обозначенных характеристик оказались выше 18-ти баллов, то мы имеем дело с прямо противоположной личностью, у которой эмоционально- чувственная жизнь настолько разнообразна, что становится неподвластной разуму.
49 Естественно, у нее возникают коммуникативные проблемы, поскольку эмоции и чувства могут проявляться слишком ярко и неадекватно ситуациям.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16