Файл: Образовательная программа социальнопедагогической направленности Комплексная программа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т.И. Шульга, доктор психологических наук, профессор ЛЯ. Олиференко, кандидат педагогических наук (г. Москва Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи Доминирующий фактор в характеристике семьи Виды помощи семье и детям Службы, центры, учреждения, специалисты Необходимые документы для оказания помощи Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей
1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям
3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов
4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
5. Постановка на учет в КДН, ОВД или детскому наркологу, психиатру
ДОУ, школа, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, и т.д. Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога Жестокое отношение к ребенку
1. Наблюдение учителя, психолога образовательной организации, социального педагога, социального работника. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста
3. Психотерапевтическая помощь родителями детям
4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы. Постановка на учет в ИДН, КДН, к подростковому психиатру, наркологу
6. Привлечение родителей к работе семинаров, беседе по тематике воспитания в семье Педиатры, ДОУ, школы,
КДН Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка Семья алкоголиков
1. Наблюдения и консультации психолога образова-
ДОУ, школа, детский Акт жилищных условий,
194 оба родителя пьют) тельной организации (для детей и подростков)
2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам
3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе
4. Постановка семьи на учет
5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6. Постановка подростка на учет в ИДН
7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.
8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения
9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу, ССУЗ и т.д.
10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости)
11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) дом, социально- реабилитационный центр, кризисный центр, социальная гостиница, врачи, учителя, КДН, ИДН характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав Полная семья, один из родителей пьет
1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком
2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача
3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания
4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей
5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы
6. Работа кл. руководителя, воспитателя, социального педагога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
7. Индивидуальная работа социального педагога с каж- подростковый психиатр, управление здравоохранения, ИДН, центр семейного воспитания, ПМПк образовательной организации, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на
ПМПК, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление
195 дым их родителей по изменению отношений в семье
8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра
9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК программы обучения и типа образовательной организации Неполная семья, родитель-алкоголик одинокая мать или отец алкоголики. Беседы кл. руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
2. Наблюдения и консультации школьного психолога
3. Вовлечение социальным педагогом или кл. руководителем ребенка в кружки, секции, студии
4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии таких детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав
5. Направление ребенка образовательной организацией на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения
6. При нарушении подростком правили норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК,
КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательной организации. Заявление- ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки Семья в состоянии развода или после развода
1. Наблюдения и консультации психолога образовательной организации, социального педагога, учителя
2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта
3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.
4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе
5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, неврологу
6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка
ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб Педагогическая характеристика их образовательной организации, направление, акт состояния жи- лищно-бытовых условий семьи, генограмма, экокар- та ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиат-
196 7. Помощь ребенку со стороны его окружения
8. Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя)
9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму
10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода) ра, нарколога (с указанием конкретных фактов) Неполная семья
1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей
2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско- родительской группы
4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога
5. Активная деятельность кл. руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования. Проведение родительского лектория
7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя
8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты
9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье
ДОУ; школа, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др. Отчужденность родителей из- за занятости
1. Сопровождение ребенка социальным педагогом
2. Наблюдение и консультация психолога образовательной организации
3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта.
4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания
5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка Центры, ДОУ, образовательные организации, Дворец творчества Карта семьи, рекомендации для родителей, ходатайство обустройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу
197 6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, кл. руководитель) Опекунские семьи престарелые употребляющие алкоголь педагогически несостоятельные
1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы
2. Консультации психолога для опекунов
3. Индивидуальная работа психолога с ребенком
4. Помощь ребенку в учебе учителями
5. Консультации психиатра
6. Возбуждение образовательной организацией ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приюти т.д.)
7. Направление ребенка образовательной организацией на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения
8. Консультация у невролога или психиатра
ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, ПМПК, психиатр или невролог, ИДН, КДН Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невролога, психиатра Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях
1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем
3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи
4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения
5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения
6. Помощь со стороны окружения семьи
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях
8. Организация воспитателями переписки детей и родителей
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, КДН, ИДН Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения Родители
1. Социальное патронирование семьи социальным пе-
ДОУ, школы, центры, Карта неблагополучной
198 лишены родительских прав, но дети проживают вместе сними дагогом или социальным работником
2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка
3. Занятия родителей и детей в семейных группах
4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты
5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе
7. Направление ребенка на ПМПК для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением
8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи
9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка
10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, ПМПК, родственники, друзья семьи семьи, план работы сне- благополучной семьей, направление на ПМПК, акт обследования жилищных условий, ходатайство вор- ганы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей
1. Телефон полиции
2. Телефон приюта
3. Телефон отдела по охране прав детей
4. Телефон розыска детей
5. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства
199 Приложение 4 Основные механизмы работы ОО по профилактике семейного неблагополучия, социальной дезадаптации, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
№
п/п Содержание деятельности Критерии Обоснование Действия образовательного учреждения в отношении обучающихся и семей Ответственный
1. Проведение анализа социальной ситуации в
ОО Выявление групп социального риска несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, групп риска по социальной дезадаптации в т.ч. обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении Выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, семей, находящихся в социально опасном положении. Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Участие в операциях Семья, Контакт, Все- обучи др. Администрация Совет профилактики Социальный педагог Классные руководители. Составление социального паспорта ОО Мониторинг ситуации -Проведение анализа социальной ситуации, составление картотеки Выделение категорий обучающихся, семейка- тегории социального паспорта ОО). Администрация Социальный педагог Классные руководители. Осуществление
обще-
профилактических мер Профилактика безнадзорности, право-
-Проведение профилактических мероприятий
ОО с обучающимися, семьями. Администрация Социальный пе
200 нарушений, семейного неблагополучия Осуществление программ профилактики безнадзорности и правонарушений ОО. Работа классного руководителя с обучающимися, и их семьями по профилактике социальной дезадаптации согласно плану. дагог Педагог- психолог Классный руководитель. Помощь администрации, специалистов ОО, общественных организаций ОО по работе с обучающимися Оказание адресной помощи при отсутствии улучшения ситуации, ухудшении ситуации, неэффективности проведения индивидуальной работы классным руководителем Поступление запроса от классного руководителя на оказание адресной помощи. Осуществление помощи администрации и специалистов ОО в рамках компетенции. Осуществление помощи общественных организаций родительский комитет, общественные детские движения и организации, попечительский совет и др.).
Администрация Социальный педагог Педагог- психолог Медицинский работник Классный руководитель. Осуществление контроля социальной ситуации Профилактика безнадзорности, правонарушений. Профилактика социального сиротства Контроль посещаемости обучающихся. Контроль поведения обучающихся. Участие в операциях Семья, Подросток. Осуществление контрольного посещения обучающихся, семей, находящихся в социально опасном положении специалистами ОО. Участие в рейдах совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Администрация Совет профилактики Социальный педагог Классный руководитель. Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации Необходимость проведения индивидуальной работы Проведение индивидуальной работы с обучающимся и его семьей классным руководителем, согласно функциональным обязанностям.
- Проведение индивидуальной работы с обучающимся и его семьей социальным педагогом, со-
Классный руководитель Социальный педагог Педагог
201 гласно функциональным обязанностям во взаимодействии с классным руководителем, специалистами служб и ведомств. Проведение работы педагогом-психологом согласно функциональным обязанностям.
психолог
7. Обращение в службы и ведомства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. КДН и ЗП,
ПДН, опеку и попечительство, социальную защиту, управление об- разованием)
При обнаружении признаков нахождения ребенка и (или) семьи в социально опасном положении, согласно ст п. 2 ФЗ -
№ 120
Сообщение, уведомление службы и ведомства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о нахождении ребенка и (или) семьи в социально опасном положении для определения стратегии и механизмов помощи обучающемуся, семье. Администрация Совет профилактики Социальный педагог. Помощь коллегиальных органов ОО обучающимся, находящимися в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, семьями, находящимся в социально опасном положении Необходимость оказания комплексной помощи Оказание помощи коллегиальными органами ОО и по необходимости разработка программ сопровождения специалистами
-психолого-медико-педагогического консилиума школы (ПМПк); Совета профилактики школы педагогического совета
-социально-психологической службы школы
Администрация
ПМПк школы Совет профилактики Педагогический совет Социально- психологическая служба школы. Постановка на внут-
ришкольный учет ВШУ) обучающихся, семьи По решению Совета профилактики, согласно критериям постановки на учет Составление индивидуальных программ сопровождения, организация целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися, семьей. Совет профилактики. Сопровождение обучающегося, семьи, состоящих на учете ВШУ Проведение целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися, состоящим на учете ВШУ Организация работы классного руководителя с обучающимися и их родителями, семьями, состоящими на учете ВШУ согласно индивидуальной программе сопровождения. Организация социально-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на учете ВШУ и их родителей, семей, социальным педагогом согласно решению Совета профилактики. По запросу родителей, по решению коллегиальных органов ОО организация психологической помощи педагогом- психологом обучающимся, состоящим на учете ВШУ и их родителям, семьям, согласно решению Совета профилактики
Социальный педагог Педагог- психолог Классный руководитель. Помощь специалистов служб и ведомств Необходимость оказания психологической, юридической, социальной, медицинской, реабилитационной помощи обучающимся и их родителям, семьям проведения индивидуальной профилактической работы Привлечение помощи специалистов служб и ведомств общественной инспекции по делам несовершеннолетних органов социальной защитой населения органов опеки и попечительства органов по делам молодежи органов управления здравоохранением органов службы занятости органов внутренних дел, том числе инспекции по делам несовершеннолетних территориальных центров социальной помощи семье и детям-
Администрация Совет профилактики Социальный педагог. Снятие с учета ВШУ обучающихся, семьи Положительная динамика Снятие обучающегося с учета ВШУ по решению Совета профилактики, согласно положению. Совет профилактики. Обращение в инспекцию по делам несовершеннолетних (ПДН) Отсутствие положительной динамики при работе с обучающимся, семьей, ухудшение социальной ситуации Предоставление информации о несовершеннолетнем, находящемся в социально-опасном положении, семье. Администрация Совет профилактики. Сопровождение обучающегося, семьи, состоящих на учете ПДН Проведение целенаправленной совместной профилактической работы Взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних по работе с обучающимися, состоящим на учете ПДН и их родителями, семьями. Работа специалистов ОО по работе с обучающимися, состоящим на учете ПДН и их родителями, семьями классным руководителем, социальным педагогом, педагогом - психологом. Взаимодействие со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в т.ч. специалистами социальной защиты, участковыми инспекторами и др) по работе с обучающимися, состоящими на учете ПДН и их родителями, семьями.
Администрация Социальный педагог Педагог- психолог Классный руководитель. Обращение в КДН и ЗП Неэффективность проведенных мероприятий по работе с обучающимися и или) их родителями при условии проведения всех возможных действий ОО в отношении обучающихся Обращение в КДН и ЗП для оказания помощи и или) применения мер воздействия. Администрация
204 и (или) их родителей)
205 ГЛОССАРИЙ Административное правонарушение -противоправное,виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Антиобщественные действия действия несовершеннолетнего,вы- ражающиеся всистематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодер- жащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный -безнадзорный,не имеющий места жительства и(или)
местапребывания.
206 права. Под антиобщественным действием несовершеннолетнего понимается систематическое употребление им наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе занятие бродяжничеством или попрошайничеством иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение. Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации дети, оставшиеся без попечения родителей
-дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии
-дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев -дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
- дети – жертвы насилия дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Под социально опасным положением (СОП) понимается обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья. Законные представители несовершеннолетнего -родители,усыно- вители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Индивидуальная профилактическая работа деятельность по свое- временномувыявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Несовершеннолетний -лицо,не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо ввозрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Правонарушение -понятие,означающее любое деяние,нарушающее какие-либонормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям
3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов
4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
5. Постановка на учет в КДН, ОВД или детскому наркологу, психиатру
ДОУ, школа, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, и т.д. Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога Жестокое отношение к ребенку
1. Наблюдение учителя, психолога образовательной организации, социального педагога, социального работника. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста
3. Психотерапевтическая помощь родителями детям
4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы. Постановка на учет в ИДН, КДН, к подростковому психиатру, наркологу
6. Привлечение родителей к работе семинаров, беседе по тематике воспитания в семье Педиатры, ДОУ, школы,
КДН Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка Семья алкоголиков
1. Наблюдения и консультации психолога образова-
ДОУ, школа, детский Акт жилищных условий,
194 оба родителя пьют) тельной организации (для детей и подростков)
2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам
3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе
4. Постановка семьи на учет
5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6. Постановка подростка на учет в ИДН
7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.
8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения
9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу, ССУЗ и т.д.
10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости)
11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) дом, социально- реабилитационный центр, кризисный центр, социальная гостиница, врачи, учителя, КДН, ИДН характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав Полная семья, один из родителей пьет
1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком
2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача
3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания
4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей
5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы
6. Работа кл. руководителя, воспитателя, социального педагога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
7. Индивидуальная работа социального педагога с каж- подростковый психиатр, управление здравоохранения, ИДН, центр семейного воспитания, ПМПк образовательной организации, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на
ПМПК, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление
195 дым их родителей по изменению отношений в семье
8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра
9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК программы обучения и типа образовательной организации Неполная семья, родитель-алкоголик одинокая мать или отец алкоголики. Беседы кл. руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
2. Наблюдения и консультации школьного психолога
3. Вовлечение социальным педагогом или кл. руководителем ребенка в кружки, секции, студии
4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии таких детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав
5. Направление ребенка образовательной организацией на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения
6. При нарушении подростком правили норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК,
КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательной организации. Заявление- ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки Семья в состоянии развода или после развода
1. Наблюдения и консультации психолога образовательной организации, социального педагога, учителя
2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта
3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.
4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе
5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, неврологу
6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка
ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб Педагогическая характеристика их образовательной организации, направление, акт состояния жи- лищно-бытовых условий семьи, генограмма, экокар- та ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиат-
196 7. Помощь ребенку со стороны его окружения
8. Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя)
9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму
10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода) ра, нарколога (с указанием конкретных фактов) Неполная семья
1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей
2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско- родительской группы
4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога
5. Активная деятельность кл. руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования. Проведение родительского лектория
7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя
8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты
9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье
ДОУ; школа, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др. Отчужденность родителей из- за занятости
1. Сопровождение ребенка социальным педагогом
2. Наблюдение и консультация психолога образовательной организации
3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта.
4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания
5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка Центры, ДОУ, образовательные организации, Дворец творчества Карта семьи, рекомендации для родителей, ходатайство обустройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу
197 6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, кл. руководитель) Опекунские семьи престарелые употребляющие алкоголь педагогически несостоятельные
1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы
2. Консультации психолога для опекунов
3. Индивидуальная работа психолога с ребенком
4. Помощь ребенку в учебе учителями
5. Консультации психиатра
6. Возбуждение образовательной организацией ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приюти т.д.)
7. Направление ребенка образовательной организацией на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения
8. Консультация у невролога или психиатра
ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, ПМПК, психиатр или невролог, ИДН, КДН Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невролога, психиатра Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях
1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем
3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи
4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения
5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения
6. Помощь со стороны окружения семьи
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях
8. Организация воспитателями переписки детей и родителей
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, КДН, ИДН Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения Родители
1. Социальное патронирование семьи социальным пе-
ДОУ, школы, центры, Карта неблагополучной
198 лишены родительских прав, но дети проживают вместе сними дагогом или социальным работником
2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка
3. Занятия родителей и детей в семейных группах
4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты
5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе
7. Направление ребенка на ПМПК для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением
8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи
9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка
10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, ПМПК, родственники, друзья семьи семьи, план работы сне- благополучной семьей, направление на ПМПК, акт обследования жилищных условий, ходатайство вор- ганы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей
1. Телефон полиции
2. Телефон приюта
3. Телефон отдела по охране прав детей
4. Телефон розыска детей
5. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства
199 Приложение 4 Основные механизмы работы ОО по профилактике семейного неблагополучия, социальной дезадаптации, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
№
п/п Содержание деятельности Критерии Обоснование Действия образовательного учреждения в отношении обучающихся и семей Ответственный
1. Проведение анализа социальной ситуации в
ОО Выявление групп социального риска несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, групп риска по социальной дезадаптации в т.ч. обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении Выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, семей, находящихся в социально опасном положении. Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Участие в операциях Семья, Контакт, Все- обучи др. Администрация Совет профилактики Социальный педагог Классные руководители. Составление социального паспорта ОО Мониторинг ситуации -Проведение анализа социальной ситуации, составление картотеки Выделение категорий обучающихся, семейка- тегории социального паспорта ОО). Администрация Социальный педагог Классные руководители. Осуществление
обще-
профилактических мер Профилактика безнадзорности, право-
-Проведение профилактических мероприятий
ОО с обучающимися, семьями. Администрация Социальный пе
200 нарушений, семейного неблагополучия Осуществление программ профилактики безнадзорности и правонарушений ОО. Работа классного руководителя с обучающимися, и их семьями по профилактике социальной дезадаптации согласно плану. дагог Педагог- психолог Классный руководитель. Помощь администрации, специалистов ОО, общественных организаций ОО по работе с обучающимися Оказание адресной помощи при отсутствии улучшения ситуации, ухудшении ситуации, неэффективности проведения индивидуальной работы классным руководителем Поступление запроса от классного руководителя на оказание адресной помощи. Осуществление помощи администрации и специалистов ОО в рамках компетенции. Осуществление помощи общественных организаций родительский комитет, общественные детские движения и организации, попечительский совет и др.).
Администрация Социальный педагог Педагог- психолог Медицинский работник Классный руководитель. Осуществление контроля социальной ситуации Профилактика безнадзорности, правонарушений. Профилактика социального сиротства Контроль посещаемости обучающихся. Контроль поведения обучающихся. Участие в операциях Семья, Подросток. Осуществление контрольного посещения обучающихся, семей, находящихся в социально опасном положении специалистами ОО. Участие в рейдах совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Администрация Совет профилактики Социальный педагог Классный руководитель. Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации Необходимость проведения индивидуальной работы Проведение индивидуальной работы с обучающимся и его семьей классным руководителем, согласно функциональным обязанностям.
- Проведение индивидуальной работы с обучающимся и его семьей социальным педагогом, со-
Классный руководитель Социальный педагог Педагог
201 гласно функциональным обязанностям во взаимодействии с классным руководителем, специалистами служб и ведомств. Проведение работы педагогом-психологом согласно функциональным обязанностям.
психолог
7. Обращение в службы и ведомства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. КДН и ЗП,
ПДН, опеку и попечительство, социальную защиту, управление об- разованием)
При обнаружении признаков нахождения ребенка и (или) семьи в социально опасном положении, согласно ст п. 2 ФЗ -
№ 120
Сообщение, уведомление службы и ведомства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о нахождении ребенка и (или) семьи в социально опасном положении для определения стратегии и механизмов помощи обучающемуся, семье. Администрация Совет профилактики Социальный педагог. Помощь коллегиальных органов ОО обучающимся, находящимися в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, семьями, находящимся в социально опасном положении Необходимость оказания комплексной помощи Оказание помощи коллегиальными органами ОО и по необходимости разработка программ сопровождения специалистами
-психолого-медико-педагогического консилиума школы (ПМПк); Совета профилактики школы педагогического совета
-социально-психологической службы школы
Администрация
ПМПк школы Совет профилактики Педагогический совет Социально- психологическая служба школы. Постановка на внут-
ришкольный учет ВШУ) обучающихся, семьи По решению Совета профилактики, согласно критериям постановки на учет Составление индивидуальных программ сопровождения, организация целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися, семьей. Совет профилактики. Сопровождение обучающегося, семьи, состоящих на учете ВШУ Проведение целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися, состоящим на учете ВШУ Организация работы классного руководителя с обучающимися и их родителями, семьями, состоящими на учете ВШУ согласно индивидуальной программе сопровождения. Организация социально-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на учете ВШУ и их родителей, семей, социальным педагогом согласно решению Совета профилактики. По запросу родителей, по решению коллегиальных органов ОО организация психологической помощи педагогом- психологом обучающимся, состоящим на учете ВШУ и их родителям, семьям, согласно решению Совета профилактики
Социальный педагог Педагог- психолог Классный руководитель. Помощь специалистов служб и ведомств Необходимость оказания психологической, юридической, социальной, медицинской, реабилитационной помощи обучающимся и их родителям, семьям проведения индивидуальной профилактической работы Привлечение помощи специалистов служб и ведомств общественной инспекции по делам несовершеннолетних органов социальной защитой населения органов опеки и попечительства органов по делам молодежи органов управления здравоохранением органов службы занятости органов внутренних дел, том числе инспекции по делам несовершеннолетних территориальных центров социальной помощи семье и детям-
Администрация Совет профилактики Социальный педагог. Снятие с учета ВШУ обучающихся, семьи Положительная динамика Снятие обучающегося с учета ВШУ по решению Совета профилактики, согласно положению. Совет профилактики. Обращение в инспекцию по делам несовершеннолетних (ПДН) Отсутствие положительной динамики при работе с обучающимся, семьей, ухудшение социальной ситуации Предоставление информации о несовершеннолетнем, находящемся в социально-опасном положении, семье. Администрация Совет профилактики. Сопровождение обучающегося, семьи, состоящих на учете ПДН Проведение целенаправленной совместной профилактической работы Взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних по работе с обучающимися, состоящим на учете ПДН и их родителями, семьями. Работа специалистов ОО по работе с обучающимися, состоящим на учете ПДН и их родителями, семьями классным руководителем, социальным педагогом, педагогом - психологом. Взаимодействие со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в т.ч. специалистами социальной защиты, участковыми инспекторами и др) по работе с обучающимися, состоящими на учете ПДН и их родителями, семьями.
Администрация Социальный педагог Педагог- психолог Классный руководитель. Обращение в КДН и ЗП Неэффективность проведенных мероприятий по работе с обучающимися и или) их родителями при условии проведения всех возможных действий ОО в отношении обучающихся Обращение в КДН и ЗП для оказания помощи и или) применения мер воздействия. Администрация
204 и (или) их родителей)
205 ГЛОССАРИЙ Административное правонарушение -противоправное,виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Антиобщественные действия действия несовершеннолетнего,вы- ражающиеся всистематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодер- жащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный -безнадзорный,не имеющий места жительства и(или)
местапребывания.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Внутришкольный учет образовательной организации – списочный учет несовершеннолетних, требующих особого внимания, созданный с целью оказания дополнительной помощи этим детям в учебно-воспитательном процессе, в организации их досуговой занятости, вовлечении их в молодежные общественные движения, а также для оказания во взаимодействии с другими ведомствами социальной помощи родителям этих лиц.
Девиантное поведение - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений. Как девиантное поведение может расцениваться позитивное отношение подростка к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании, токсикомании. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под правонарушением несовершеннолетнего следует понимать нарушение им норм гражданского, административного, уголовного или иного
Девиантное поведение - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений. Как девиантное поведение может расцениваться позитивное отношение подростка к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании, токсикомании. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под правонарушением несовершеннолетнего следует понимать нарушение им норм гражданского, административного, уголовного или иного
206 права. Под антиобщественным действием несовершеннолетнего понимается систематическое употребление им наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе занятие бродяжничеством или попрошайничеством иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение. Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации дети, оставшиеся без попечения родителей
-дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии
-дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев -дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
- дети – жертвы насилия дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Под социально опасным положением (СОП) понимается обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья. Законные представители несовершеннолетнего -родители,усыно- вители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Индивидуальная профилактическая работа деятельность по свое- временномувыявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Несовершеннолетний -лицо,не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо ввозрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Правонарушение -понятие,означающее любое деяние,нарушающее какие-либонормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.