Файл: Занятие 1 Как быть трудолюбивым.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Наши чувства, желания, настроения»

Упражнение №1

Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения ит.п. Листок с заданием никому не показывается. Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные – догадаться, какое чувство он выражал.

Затем ребятам предлагается в течении 15 минут поиграть в игру «Стоп! Подумай! Действуй!», объединившись в группы в 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные, но все они связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретится в жизни школьника. Например: большие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики, нашли снаряд или гранату и т.п..

Игра проходит следующим образом. После того как школьники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «Стоп!» на этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников – в течении четырех минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листе «+» либо отказаться поставить «-» и записать свои (в том случае добавляется 3 минуты).

Затем берется вторая карточка: «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции.

В течении 3-4 минут члены группы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.

После этого в течении 10 минут проводится общее обсуждение. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из неё, которые они нашли. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость 3-х предложенных этапов. «Стоп!», «Подумай!», «Действуй!». Во избежание неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.

Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», предлагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мнению, другие члены его группы, и за тем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.

Обсуждение: наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме уметь скрывать их. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.

Упражнение№2 . Закончи предложения:

Счастливее всего я чувствую себя, когда…

Хуже всего я чувствую себя, когда…

Никак не могу понять, почему я…

Главное, что я хотел (ла) бы в себе изменить, это…

Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…

Обсуждение:

Окончание занятия.
Занятие – 6

«Победи своего дракона»

Упражнение №1

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что это дело очень муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову по отдельности.

После выполнения задания школьникам предлагается задание придумать историю или сказку о том, как они победят «своих драконов». История может быть изображена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединится в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.
Для сочинения каждой группе школьников или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа – это колода карт сделанных по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д.. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе. Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом).

Мы использовали набор из 15-ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятии о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителями; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.



На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Обсуждение:

  • Что проявилось в этих историях?

  • Может ли эта сказка помочь реально «победить в своего дракона» и в чем?


В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со «своими драконами»? желающие могут коротко рассказать об этом.

Упражнение№2 «Моя вселенная»

Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать букву «Я». Затем от этого «Я» - центра своей Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:

  • Мое любимое занятие…

  • Мой любимый цвет…

  • Мое любимое животное…

  • Мой лучший друг…

  • Мой любимый звук…

  • Мой любимый запах…

  • Моя любимая игра …

  • Моя любимая одежда…

  • Моя любимая музыка

  • Мое любимое время года…

  • Что я больше всего на свете люблю делать…

  • Место, где я больше всего люблю бывать…

  • Мои любимые герои…

  • Я чувствую у себя способности к …

  • Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете…

  • Лучше всего я умею …

  • Я знаю, что смогу …

  • Я уверен в себе, потому что…


Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много тог о, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что бы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Окончание занятия.


Приложение № 2

Диагностический материал



Диагностический лист


для выявления признаков педагогической запущенности личности

Положительные особенности личности



Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления,

память, внимательность, восприимчивость в обучении,

интеллектуальная готовность к обучению.

Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание,

нравственная подготовленность к обучению в школе.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание,

дисциплинированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность,

настойчивость, смелость.

Эмоциональное бодрость, веселость, невозмутимость,

состояние жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться в школе.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность,

легко переключается с одного вида деятельности на другой,

физически подготовлен к школе.

Отношение к деятельности: добросовестность, работоспособность,

результаты интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в

игре.

Отношение к окружающим: доброта, отзывчивость, сострадание, способность

прощать, общительный, коллективист.

Самооценка адекватная.

Положение среди: популярен, предпочитаемый, принят в группу,

сверстников отвергается сверстниками, находится в изоляции.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные

игры, кино, телевидение, конструирование, поделки,

труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа,

животные.

Диагностический лист


для выявления признаков педагогической запущенности личности
Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое

мышление, неразвитая память, плохое внимание,

непрактичность ума, невосприимчивость в учении,

интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность,

непослушание, жадность, лицемерие, грубость.


Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание,

недисциплинированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность,

безынициативность, неорганизованность,

несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость,

раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи,

неуверенность, гиперактивность, расторможенность,

неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельности,

результаты: недобросовестность, неработоспособность,

отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к

творчеству, неуспехи в учебе, в труде, в игре, слабое

овладение программой.

Отношение к окружающим: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятство,

замкнутость, индивидуализм.

Занижена или завышена самооценка.

Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в

изоляции.

Отрицательные интересы: ябедничество, бродяжничество, курение,

сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.


Диагностический лист


для выявления признаков педагогической запущенности личности

Причины и проявление запущенности ребенка




1 группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная

невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе,

пробелы в знаниях.

2 группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей,

неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в

семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека,

неподготовленность к школе.

3 группа: слабое развитие ребенка, неподготовленность родителей, непосещение

ребенком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с

ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.


АНКЕТА



Проверьте, корректно ли Ваше поведение: да, нет.


  1. Есть ли у Вас стремление «согреть словом» близкого человека?

  2. Всегда ли вы доброжелательны и равны с окружающими?

  3. Не делали ли Вам замечаний по поводу Вашего поведения?

  4. Умеете ли Вы принять замечание с достоинством и должным образом отреагировать на него?

  5. Способны ли Вы не отвечать грубостью на грубость?

  6. Есть ли у Вас умение «Снять конфликт», «разрядить накаленные страсти».

  7. Готовы ли Вы оценить корректно поведение окружающих.

  8. Приятно ли людям общаться с Вами? Умеете ли Вы общаться? (авт. Горелов, Житников, «Просвещение» 1991 стр. 114).