Файл: Технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 535
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
137
Поставщики – контрагенты, обеспечивающие компанию и ее конку- рентов материальными ресурсами, необходимыми для производства това- ров и услуг
Потоки поступления дохода – материальная прибыль, которую ком- пания получает от каждого потребительского сегмента
Потребительские сегменты – это те группы потребителей, для кото- рых собирается работать компания
Потребительский рынок (B2C – business to customer) – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги личного потребле- ния
Презентации – это инструмент, с помощью которого один человек коротко и ясно доносит информацию о своем проекте другим людям с по- казом, как правило, последовательности слайдов
Презентация идеи (Idea pitch) передает замысел проекта, для старта- пов и малого бизнеса. Наиболее часто применяется во время конкурсов
Принудительные лицензии – выдаются заинтересованным лицам по разрешению компетентных государственных органов (в России – по реше- нию суда) на использование запатентованных объектов промышленной соб- ственности в случае их длительного неиспользования или недостаточного использования патентообладателем (в России – четыре года со дня выдачи патента на изобретение или промышленный образец, три года со дня выдачи патента на полезную модель) при отказе патентообладателя от заключения с этим заинтересованным лицом лицензионного договора на условиях, со- ответствующих установившейся практике, если это приводит к недостаточ- ному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке
Приоритет – важнейшее понятие патентного права. Означает, что из двух или более заявителей на один и тот же РИД исключительное право (и подтверждающий его патент) получит только один – тот, кто подал заявку в патентное ведомство раньше других. Конвенционный приоритет – правило, согласно которому заявка, поданная в одной стране – участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, обладает во всех дру- гих странах – участниках данной конвенции приоритетом в течение 12 ме- сяцев (для изобретения и полезной модели) или 6 месяцев (для промышлен- ного образца), исчисляемых с момента подачи заявки в первой стране
Продвижение (Promotion) – деятельность по информированию внешней среды о достоинствах своего товара и убеждению целевых потре- бителей покупать его
Продукт (Product) – это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку
138
Производственные риски соотносятся с неопределенностью, вы- званной изменениями уровня обеспеченности производственным оборудо- ванием, составом производственного персонала, поставки сырья и т.д. Они проходят через весь производственный процесс от начала до конца проекта
Промышленный рынок (B2B – business to business) – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе произ- водства
Расчетный период проекта – промежуток времени от момента начала реализации проекта до его завершения, за который рассчитываются планируемые затраты и результаты проекта при определении его эффектив- ности. Измеряется количеством интервалов планирования или шагов рас- чета. Шагом расчета может быть месяц, квартал или год
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Риск НИОКР соотносится с неопределенностью предполагаемой цели НИОКР ввиду изменений в научно-исследовательской деятельности, включая теоретическую базу, персонал, информационные ресурсы и усло- вия проведения НИОКР
Риск представляет собой возможность того, что какое-либо событие произойдет и негативно скажется на достижении цели
Риски внешней среды соотносятся с рисками, которые обусловлены колебаниями спроса на рынке вследствие социальных, политических, пра- вовых, природных и экономических условий, вовлечения в национальную промышленную политику, макроэкономической ситуацией и природной средой
Риск-менеджмент – это процедуры выявления, определения, иденти- фикации и приоритезации, сопровождаемые эффективным использованием ресурсов с тем, чтобы (1) контролировать и минимизировать вероятность и/или воздействие неприятного события или (2) максимизировать реализа- цию возможностей
Роль – набор типичных действий и привычное поведение, основанное на компетенциях и психологических особенностях человека
Роялти – это платеж, непосредственно зависящий от фактических ре- зультатов коммерческого использования лицензии, выплачиваемый лицен- зиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного договора по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления дого- вора в силу
Рынок Peer-to-peer («от пользователя к пользователю») – позволяет найти людей, заинтересованных в услугах друг друга
Рынок государственных учреждений (B2G – business to government)
– государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для пе- редачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается
Риск представляет собой возможность того, что какое-либо событие произойдет и негативно скажется на достижении цели
Риски внешней среды соотносятся с рисками, которые обусловлены колебаниями спроса на рынке вследствие социальных, политических, пра- вовых, природных и экономических условий, вовлечения в национальную промышленную политику, макроэкономической ситуацией и природной средой
Риск-менеджмент – это процедуры выявления, определения, иденти- фикации и приоритезации, сопровождаемые эффективным использованием ресурсов с тем, чтобы (1) контролировать и минимизировать вероятность и/или воздействие неприятного события или (2) максимизировать реализа- цию возможностей
Роль – набор типичных действий и привычное поведение, основанное на компетенциях и психологических особенностях человека
Роялти – это платеж, непосредственно зависящий от фактических ре- зультатов коммерческого использования лицензии, выплачиваемый лицен- зиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного договора по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления дого- вора в силу
Рынок Peer-to-peer («от пользователя к пользователю») – позволяет найти людей, заинтересованных в услугах друг друга
Рынок государственных учреждений (B2G – business to government)
– государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для пе- редачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается
139
Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя
Рыночные риски соотносятся с неопределенностью преимуществ рыночной конкуренции, на которые влияет целый ряд внутренних и внеш- них факторов, включая перспективы рынка, конкурентоспособность изде- лия, потенциальных конкурентов, маркетинговые возможности и т.д.
Система автоматизированного проектирования САПР (CAD
System – Computer Aided Design System) – это система, реализующая проек- тирование, при котором все проектные решения или их часть получают в результате вычисления и составления математических моделей на ЭВМ
Сопутствующие лицензии – лицензионные договора, в которых права на объекты интеллектуальной собственности передаются в составе других коммерческих сделок (контрактов)
Стартап (англ. startup – «запуск», «стартующая, начинающая компа- ния») – это вновь созданная организация, которая занимается разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности
Структура издержек – это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели
Сублицензии – лицензионные договоры, по которым лицензиат мо- жет предоставить право на использование объектов интеллектуальной соб- ственности третьим лицам при согласии лицензиара и на условиях, которые должны быть оговорены в основном лицензионном договоре
Теория ограничений (TOC – Theory of Constraints) – методология по- вышения эффективности систем. Теория ограничений оперирует термином
«поток», при этом это может быть поток сырья, финансов, продукции и т. п.
Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммер- ческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнитель- ных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствова- ние нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инно- вационного развития
Технологические риски – это риски, связанные с внутренними слож- ностями новых идей и научных исследований (иными словами, технологии сами по себе весьма несовершенны), а также с появлением прочих альтер- нативных технологий, включая вопросы зрелости технологий, перспектив ее практического применения, жизненного цикла технологии и пр.
Технопарки – это имущественные центры, состоящие из офисных зданий, производственных помещений и объектов вспомогательной инфра- структуры, целью которых является формирование инновационной среды для поддержки начинающего бизнеса в инновационной сфере
Тимбилдинг – процесс сознательного построения команды, предпо- лагающий подбор участников и распределение ролей
140
Трансфер технологий – формальная передача прав на использование и коммерциализацию новых изобретений и инноваций от субъекта, выпол- няющего научные исследования, третьей стороне
Управленческие риски соотносятся с рисками, вызванными отсут- ствием неизменной согласованности руководства по вопросам инвестирова- ния в высокотехнологичные проекты, а также уровнем квалификации мене- джеров и сотрудников, включая квалификацию и опыт руководителей, ра- циональность организации проекта, научность в процессе принятия реше- ний, механизмы управления проектами и т.д.
Уровень техники (Prior Art) – сведения, ставшие известными неопре- деленному кругу лиц посредством письменного или устного раскрытия, по- средством использования на практике или другим способом
Финансовая модель – система кровообращения бизнеса, в которой отражаются все финансовые потоки предприятия (доходы, расходы), а также изменения в стоимости материальных активов бизнеса (амортизация, капитальные вложения); которая дает представление о финансовом состоя- нии бизнеса и служит цели принятия управленческих решений
Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сце- нарию с небольшой группой типичных представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам
Формула изобретения (полезной модели) – ключевое описание раз- работки из одного предложения, состоящее из (а) названия объекта; (б) вводного слова «включающий» (или «состоящий из») и перечисления при- знаков, известных уровню техники; (в) словосочетания «отличающийся тем, что» и перечисления отличительных признаков
Целевой сегмент – это один из сегментов рынка, выбранный в каче- стве основного для компании с точки зрения разработки и реализации про- дукции
Цена (Price) – денежная сумма, которую потребители должны упла- тить для получения товара
Ценностное предложение отражает те преимущества, которые полу- чит клиент, воспользовавшись продуктом или услугой данной компании
Центры коллективного пользования научным оборудованием
(ЦКП) – это структурные подразделения научной или образовательной ор- ганизации (например, вуза или научного центра), которые располагают уни- кальным научным и технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивают в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований и эксперименталь- ных разработок
141
Центры прототипирования (ЦП) – это особые площадки со специ- альным оборудованием, где стартапы и другие малые и средние предприя- тия могут создать прототип (опытный образец) своего изделия, в том числе для проверки технических характеристик и для демонстрации потенциаль- ным заказчикам
Центры трансфера технологий относятся к экспертно-консалтинго- вой инновационной инфраструктуре и обеспечивают коммерциализацию интеллектуальных продуктов, полученных в результате инновационной де- ятельности
Чистая текущая стоимость определяется как разность между резуль- татами и инновационными затратами за расчетный период, приведенными к начальному периоду проекта. Оценивает эффект проекта и определяет тот вклад, который увеличивает ценность капитала
Чистые лицензии – лицензионные договоры, в которых права на объ- екты интеллектуальной собственности передаются в рамках самостоятель- ного лицензионного договора
142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева О.А. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство: учеб. пособ. / О .А. Алексеева, Е.Ю. Гаврилова, Е.В.
Груздева. – Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2019.
2. Бабикова А.В. Экономическое обоснование инженерных проектов в инновационной экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В.
Бабикова. – 1. –Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М»,
2019. - 143 с.
3. Билл О. Путеводитель предпринимателя. 24 конкретных шага от запуска до стабильного бизнеса / О. Билл. – Москва: ООО «Манн, Иванов и
Фербер», 2015.
4. Божук С.Г. Методология и методы интеграции информации мар- кетинговых исследований / С.Г. Божук. – Санкт-Петербург, 2005.
5. Дорожная карта НТИ // Национальная технологическая инициатива
– URL: http://assets.fea.ru/uploads/fea/news/2017/Dorozhnaya_karta_TechNet.pdf.
6. Иевлева М.М. Правовое обеспечение реализации национальной технологической инициативы по направлению «Технет» / М.М. Иевлева,
А.Н. Королева // Тезисы Международной молодежной научной конферен- ции «XV Королевские чтения». – 2019. – №1. – С. 963–964.
7. Кузнецова М.В. Проблема финансирования инновационных про- ектов и сравнительная оценка путей ее решения / М.В. Кузнецова // Финан- совая экономика. – 2018. – №9. – С. 117–121.
8. Методические рекомендации к разработке бизнес-плана иннова- ционного предпринимательского проекта учебно-методическое пособие / под ред. Н.П. Иващенко. – Москва: МГУ, 2016.
9. НТИ: Мнения, Оценки, Прогнозы // Электронный журнал. – URL: https://ridero.ru/books/nti_mneniya_ocenki_prognozy.
10. Олет, Б., Путеводитель предпринимателя. 24 конкретных шага от запуска до стабильного бизнеса / Олет, Б. – М.: МаннИвановФерберc, 2015.
– 122 с.
11. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настоль- ная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 288 с.
12. Официальный сайт «Агентство стратегических инициатив». –
URL: https://asi.ru.
13. Слепченко А.М. Современные технологии управления бизнеса /
А.М. Слепченко, Е.Г. Белоконская // Сборник научный трудов вузов России
«Проблемы экономики, финансов и управления производством». – 2019. –
№ 45. – С. 76–82.
14. Уткин Э.А. Маркетинг / Э.А. Уткин. – Москва: ЭКМОС, 2003.
15. Энговатова А.А. Модели организации инновационной инфра- структуры российских вузов / А.А. Энговатова. – Москва: МГУ, 2013.