Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Annotation
В книге представлены сценарии классных часов и игровых занятий по темам «Природа», «Человек», «Окружающий мир» и другим.
Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.
Ирина Валерьевна Ткаченко, Татьяна Николаевна Бондаренкова
1. НАШИ КАШИ
2. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (5-й кл.)
3. ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ (5-й кл.)
4. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ (5-й кл.)
5. КАРУСЕЛЬ ЖИЗНИ (6-й кл.)
6. ЦАРСТВО ПРИРОДЫ (6-й кл.)
7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ (6-7-й кл.)
8. ТАЙНА КРАСОТЫ – О ЦВЕТАХ (6-7-й кл.)
9. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НАСЕКОМЫХ (6-7-й кл.)
10. ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ (7-й кл.)
11. ЯЗЫК, ЭМОЦИИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ (7-й кл.)
12. МИР РЫБ (7-й кл.)
13. ГРИБЫ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
14. СРЕДИ ЗАПАХОВ И ЗВУКОВ (8-й кл.)
15. КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ (8-й кл.)
16. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГЛАЗ (8-й кл.)
17. НИ МОРОЗ НЕ СТРАШЕН, НИ ЖАРА (8-й кл.)
18. ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (8-й кл.)
Библиография

Ирина Валерьевна Ткаченко, Татьяна
Николаевна Бондаренкова
Внеклассная работа по биологии
В книге представлены сценарии классных часов и игровых занятий по темам «Природа», «Человек», «Окружающий мир» и другим.
Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.

1. НАШИ КАШИ
ЦЕЛЬ: познакомить ребят с крупяными культурами, показать влияние крупяных культурных растений на развитие организмов.
ЗАДАЧИ
1. Показать ученикам сорта и виды зерновых культур, а также крупы,
получаемые из их зерен; закрепить знания о значении растений семейства злаковые.
2. Совершенствовать умение оформления наглядных пособий.
3. Воспитывать патриотические чувства и уважение к истории,
традициям своего народа, уважение к своим близким.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ
1. Данное мероприятие проводится во внеурочное время с шестиклассниками после изучения темы
«Семейство злаковые
(мятликовые)».
2. В организации мероприятия важно участие классного руководителя,
который лучше знает семьи учеников и сможет активизировать родителей
(в некоторых семьях сохранились свои традиции приготовления каш, свои рецепты, что является предметом особой гордости. Как сияют лица детей,
когда ребята нахваливают каши их мам, бабушек! Появляется традиция обмениваться рецептами: пшенная каша с тыквой, рисовая каша с курагой,
пшеничная каша с изюмом и т. д.).
3. На праздник каш с удовольствием приходят и «главные исполнители» – бабушки, редко – неработающие мамы, которые несут укутанные для сохранения тепла и вкуса чугунки с кашей. А как гордятся они, когда внуки угощают одноклассников, уговаривая: «Попробуй хоть ложку, у меня самая вкусная!»
4. Важно и участие учителя истории, который поведает, как возник день Святой Акулины, а также выступит как независимое жюри.
5. Изучение злаковых проходит в конце мая, а потому этот праздник каш, который из-за теплой, домашней эмоциональной атмосферы часто не укладывается в школьный час, разумнее проводить как последний,
прощальный вечер шестиклассников, которые, «набравшись сил у русской каши, перешагнули в класс седьмой».
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Снопы пшеницы, гречихи, ячменя, овса.
2. Наборы круп для демонстрации и раздаточный материал в

химических стаканах, коробочках с обязательными названиями.
3. Каши в горшочках, ложки, индивидуальные тарелки.
4. Картины с изображением полей ячменя, пшеницы, гречихи, риса.
5. Гербарии пшеницы, проса, ячменя, овса, гречихи, риса как раздаточный материал.
6. Чистые альбомные листы, клей, фломастеры на каждый стол.
7. Плакат «Наши каши, каши наши».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Крупяные культуры (беседа и демонстрация гербария, снопов зерновых культур).
2. Как из зерна получают крупу (беседа, рассматривание зерна и круп).
3. Какие крупы получают из зерна (беседа и изготовление наглядного пособия).
4. Наши каши (угощение одноклассников своей кашей).
5. Игра «Золушка».
ОФОРМЛЕНИЕ:
На стенах класса плакаты с изречениями: «Щи да каша – пища наша»,
«Хлеб – кормилец, а гречневая каша – мать наша», на доске рисунок горшка с кашей и название «Наши каши, каши наши».
1. В магазинах продается много различных круп, часто даже взрослый человек не может объяснить, из зерен какого растения получили ту или иную крупу. Сегодня мы узнаем, из каких культур получают крупы и какое воздействие на организм они оказывают (будут проведены демонстрация гербария и снопов зерновых культур, беседа об их значении).
2. Огромные пространства наших полей заняты хлебными растениями.
Зерно идет на приготовление муки, круп, а солома – на подстилку и корм скоту.
– Какие зерновые культуры вы выращиваете на пришкольном участке?
Из зерна всех их, кроме ржи, получают крупы (проводят рассматривание зерен и круп, чтение их названий, раскладывание по группам – зерно и крупы из них).
3. К крупяным относится и гречиха.
Учитель истории: В старину на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша». Это одна из самых популярных народных поговорок. А почему? О
какой каше шла речь?
Каш на крестьянском столе было много всяких: ячневая, ржаная,
пшеничная. Но больше всего любили гречневую кашу. Она считалась главной из крестьянских каш. Известный русский писатель С. Максимов в своей книге «Куль хлеба», впервые вышедшей в свет в 1873 г., так писал о
гречихе: «…и если уж хлебец ржаной отец наш родной, то гречневая каша
– матушка наша… Честь и слава гречке за благую помощь, а нельзя похвалить за характер: где ее так же любят, как и в теплых местах, – в лесных губерниях наших, она не вынослива к сырости и холоду, хотя и не боится засухи. Сеют на счастье на полях и на супесках и всегда поздно,
когда уже и ягода земляника закраснеет, и отцветут цветы на калине».
Словом, в большинстве северных губерний гречку сеяли с 13 июня (по старому стилю), в день Акулины-гречишницы, таким манером отмечая день памяти Святой Акулины (но в губерниях с более благоприятным климатом посев происходил раньше. Например, в Нижегородской и
Симбирской (Ульяновской) он начинался 21 мая (3 июня). К этому дню у крестьян кончались все запасы прошлого урожая, но к 3 июню каждая семья оставляла немного гречки. Гречневая каша тесно связана с днем мученицы Акулины. Крестьянам была хорошо известна ее трагическая судьба. Жила она в финикийском городе Библе во времена императора
Диоклетиана. Двенадцати лет от году стала христианкой и страстной проповедницей христова учения.
В 293 г. один из слуг наместника императора донес на юную проповедницу. Ее схватили и доставили к наместнику. Тот потребовал,
чтобы Акулина отреклась от своего преступного заблуждения. Но девушка проявила твердость. Тогда палачи обнажили ее и принялись стегать непокорную плетьми. Мучитель, издеваясь, спрашивал: «Где же твой Бог?
Пусть придет и отнимет тебя из моих рук!» А она, превозмогая боль,
отвечала: «Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше он даст мне сил и терпения».
Разъяренные палачи просверлили голову девушке раскаленными прутьями. И когда она потеряла сознание, ей отсекли изувеченную голову мечом. Окровавленное ее тело выбросили за городом на съедение диким зверям. Однако христиане ночью тайком похоронили тело юной мученицы.
Позже ее останки были перенесены в Константинополь и положены в основание храма, воздвигнутого в ее честь.
Итак, день памяти Святой Акулины (так нарекли ее русские крестьяне)
приходился ко времени посева гречихи. Крестьяне говорили: «Сей гречку возле Акулины!» Однако в день памяти сеять гречиху не рекомендовалось:
«На Акулину не работай, чтобы греча родилась». Сейчас поле гречихи не редкость. А это очень древняя культура. Кроме прекрасного вкуса, она содержит витамин Р, очень нужный больным с заболеваниями сердца. Это целебная культура, культура-медонос. Кстати, без пчел не будет богатого урожая гречихи.


БЕСЕДА:
– Ребята, когда сеют зерновые? (бывают яровые и озимые формы зерновых культур).
– В чем их отличие?
– Какие формы чаще выращивают на полях нашей области? (яровые).
Почему? (зимы в нашей местности малоснежные, поэтому чаще озимые вымерзают из-за слабого снегового покрова).
– А часто поливают зерновые? (нет, они не требуют полива, только рис берет много воды).
– Рис – древняя культура. В Саратовской области возделывают рис?
(Нет).
– Как делают из зерна крупы?
– Чем отличается пшено от зерна проса? (снимают с зерна кожуру).
Таким же манером получают гречневую крупу, овсяную – из овса. Другие крупы получают дроблением зерна. Например, при крупном дроблении из пшеницы получают пшеничную крупу, при мелком – манную.
– Какие крупы изготавливают не из целых зерен, а из дробленого зерна? (манную, ячневую крупу, пшеничную, геркулес).
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
Крупу делают на мельнице, очищая от оболочек и измельчая до необходимых размеров.
– Чем ячневая крупа отличается от перловой, ведь обе получают из ячменя? (перловая по размеру крупнее).
– Как получают овсяные хлопья? (сплющивают прожаренное зерно).
– Почему овсяные хлопья получили второе название «геркулес»? (овес содержит в себе незаменимые аминокислоты, из которых в организме образуются белки – строительный материал для живых существ, отсюда они вырастают, как «геркулесы»).
– Как получают популярные кукурузные хлопья? (зерно дробят,
просеивают, варят в сиропе до размягчения, а после остывания раскатывают в тонкие листочки и поджаривают).
– Можно ли дома получить «вздутые зерна»? (рис, кукурузу
замачивают, а после набухания выкладывают на раскаленную плиту; они как будто взрываются изнутри и становятся похожими на рыхлые комочки).
4. Итак, мы изучили с вами различные крупы, а теперь попробуем каши из них.
Возьмите лежащие перед вами листы бумаги, напишите наверху:
«Наши каши», нарисуйте кружочки, намажьте их клеем и наклейте зерно.
Затем от кружочка проведите столько линий, сколько из зерна получают круп, нарисуйте другие кружочки, приклейте крупы, подпишите. Работайте аккуратно, наше независимое жюри определит лучшие пособия и присудит особо постаравшимся поощрительный приз – дополнительную порцию каши.
Да, в результате этих трудов у вас получатся наглядные пособия для младшеклассников и будущих шестиклассников.
5. В завершение нашего часа общения проведем соревнование-игру
«Золушка». Смешайте несколько видов круп, они у вас на столах. Пусть это
«хулиганство» помогут совершить ваши соседи с соседней парты.
Завязываем глаза и за определенное время разбираем все зерна по сортам.
Побеждает тот, кто правильно и быстро разберет все зерна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеемся, что сегодняшнее занятие поможет вам стать хорошими хозяйками, опытными знатоками зерновых культур и круп. А теперь от души, не задумываясь, ответьте:
1) понравился ли вам наш праздник?
2) что понравилось больше всего?
3) что хотелось бы повторить?


2. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (5-й кл.)
ИГРЫ
1. Задание творческое. Каждому участнику требуется нарисовать на листке бумаги собаку любимой породы.
2. Задание по рядам. Передавая лист бумаги, каждый вписывает любое животное. Кто быстрее?
ЦЕЛИ:
1) формирование у учащихся познавательного интереса к «братьям нашим меньшим»;
2) развитие знаний о живой природе;
3) воспитание бережного отношения к животному миру.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наши соседи
2. «Собачья жизнь»
3. О кошке
4. Злодейство крыс
5. Презанятный воробей
6. Голубь
7. Ворона – кто она?
8. Заключение
ОФОРМЛЕНИЕ: яркое изображение собаки, кошки, крысы, воробья,
голубя, вороны и других животных.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Ведущий N 3.
4. Ведущий N 4.
5. Ведущий N 5.
6. Ведущий N 6.
7. Ведущий N 7.
8. Ведущий N 8.
9. Кот Матроскин.
10. Шарик.
11. Собака.
12. Кошка.
13. Кот.

14. Деревенский кот.
15. Городской кот.
16. 1-я крыса.
17. #160;2-я крыса.
18. 1-й воробей.
19. 2-й воробей.
20. Голубь.
21. 1-я ворона.
22. 2-я ворона.
23. Муж.
24. Жена.
25. Алиса.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитайте о любом домашнем животном.
Ведущий N 1: Мы сегодня поговорим о животных и о птицах, об их образе жизни и взаимоотношениях с человеком. Но о тех животных и птицах, кто живет рядом, часто попадается на глаза, о которых, как нам кажется, все известно просто из собственного опыта. На деле же все как раз наоборот. Именно эти животные и птицы, являющиеся ближайшими соседями человека, станут основой животного мира будущего. И знать про них нужно как можно больше.
Ведущий N 2: Существует широко распространенное мнение, что человек, изменяя природу, приспосабливая ее для своих нужд, всегда ухудшает условия жизни животных, и они, естественно, реагируют на это снижением численности, а иногда и полным исчезновением.
Ведущий N 1: В действительности это не совсем так. Измененная человеком территория оказывается даже более благоприятной: некоторые виды животных находят здесь новые возможности для питания, устройства убежищ, наконец, просто для защиты от хищников и от самого человека.
Ведущий N 2: Итак, сегодня мы с вами поговорим… Впрочем, сейчас узнаете, о ком.
(появляются Кот Матроскин и Шарик – собака).
Кот Матроскин: А я говорю нет!
Шарик: От твоего молока уже деваться некуда. Все ведра, все тазы заняты. Вон, в умывальнике даже, умываться нечем.
Матроскин: Это еще что. Я вторую корову заведу.
Шарик: Умываться как?
Матроскин: А так. Надо меньше пачкаться. И вообще, некоторые языком умываются.
Шарик: А некоторые мышей едят. А если бы твоя корова поумнее

была, она бы не молоко давала, а газированную воду. Пепси-колу,
например, или квас.
Матроскин: А если бы ты поумнее был, то давно бы делом занялся.
Шарик: Я сейчас на охоту пойду.
Матроскин: И не жалко тебе в зверушек стрелять?
Шарик: Жалко. Ну, а если во мне инстинкт просыпается со страшной силой? А звери для этого и созданы, чтобы на них охотиться. Я скоро вернусь. Что-нибудь вкусненькое подстрелю. Видел бы меня дядя Федор!
Матроскин: Иди-иди, спаниель несчастный.
Ведущий N 1: Догадались, о ком пойдет речь? Начнем наше знакомство с собаки.
Ведущий N 2: Итак, появилось на свете маленькое существо – щенок.
Проходит месяц, второй, третий, четвертый…
Ведущий N 1: На пятом или шестом месяце пес навечно отдает свою привязанность одному человеку. Перед нами взрослеющий щенок, уже не просто милое создание, а существо, преисполненное любви и преданности.
Ведущий N 2: Бывает, что некоторым вашим знакомым он начинает оказывать знаки внимания, а некоторых – сторониться. Задумайтесь над этим: собаки редко ошибаются в людях. Зато люди часто ошибаются в собаках – чувство собственного достоинства у них они нередко принимают за неуживчивость и порой непомерно жалеют четвероногого «симулянта».
Ведущий N 1: Во Франции была высказана точка зрения, будто бы собака способна узнать характер хозяина. Зоопсихолог Доде уверял:
«Скажи, какую ты имеешь собаку, и я скажу, кто ты».
Ведущий N 2: По его мнению, владельцы пуделей – люди скупые,
собственники овчарок лишены чувства юмора, те, у кого таксы, –
великодушны, у кого доги – мужественны. Самые же лучшие люди – те, у кого фокстерьеры. Некий владелец овчарки подал на Доде в суд за оскорбление. И Доде заявил судьям: «Вот, видите сами…»
Ведущий N 1: Послушайте несколько историй, в которых видна взаимопривязанность собаки и человека.
Муж: Светлана! Приятная новость! Нам дают квартиру в многоэтажном доме.
Жена: Наконец-то мы уедем из этой ветхой постройки. Я думаю, что собаку брать с собой не надо.
Муж: Ну, Света! Рекс долго и верно сторожил наш сад и имущество.
Это подло с нашей стороны – не брать его.
Жена: Виктор! Там будет мало места для собаки.
Ведущий N 2: Спор их длился не один день и закончился плохо –
собака умерла. Могут сказать, что она умерла от старости или от голода. Но почему овчарка отказалась от еды? Почему она тоскливо глядела на хозяев,
а те стыдливо отворачивались от ее укоряющих глаз? По-моему, пес понял,
что происходит, и не смог пережить предательство.
Ведущий N 1: И как тут не вспомнить слова знаменитого западноевропейского врача и мыслителя Акселя Мунте: «Собака – святая.
Она… с радостью признает превосходство своего хозяина, он для нее авторитет, но вопреки мнению многих любителей собак в ее преданности нет ничего рабского. Ее подчинение добровольно, и она ждет, что ее скромные права будут уважаться. Она видит в своем хозяине царя, почти бога, и понимает, что бог может быть строгим, но знает, что он должен быть справедливым…»
Ведущий N 2: Ради обожествленного хозяина собаки готовы на все.
Борис Рябинин в книге «О любви к живому» рассказывает про величественнейший, благороднейший поступок собаки, хозяев которой фашисты бросили в концлагерь. Сеттер Сильва каким-то немыслимым образом разыскала лагерь, куда заточили ее хозяев. Она прорыла ход под колючей проволокой и по ночам (днем застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку. Сама Сильва была худющей, как скелет.
Ведущий N 1: А вот другой кормилец – спаниель, живший в Париже в начале ХIХ века. Он добывал клиентов мальчику – чистильщику обуви. Пес пачкал в луже мохнатые лапы и как бы нечаянно наступал на башмаки прохожих. Если же клиентов было вдоволь, он мирно лежал возле своего маленького хозяина.
Ведущий N 2: Давайте представим, что собака может разговаривать с нами. Что бы она поведала нам о себе?
Собака: Наш нос изнутри всегда мокрый – он покрыт жидкостью,
активно поглощающей газообразные вещества. Гав! Мы легко сортируем запахи – выделяем из них нужный. И при всем этом малочувствительны к растительным запахам. Гав! А вот зрение у нас неважное. Мы вообще подслеповаты – человека увидим, когда он подойдет метров на 300. Гав!
Ведущий N 1: Вот мудрый совет известного естествоиспытателя К.
Лоренца: «Хотите подружиться с собакой – не смотрите пристально ей в глаза». И действительно, в стае такой взгляд испокон веков выражал не дружеские чувства, а откровенную угрозу. Дружить же лучше всего с особой женского пола.