Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий N 5: В Индии, Африке, на островах Полинезии, в Болгарии до настоящего времени бытует праздничная церемония хождения по огню.
Огнеходцы наступают на раскаленные угли босиком и не испытывают при этом никакой боли, а на их ногах не остается ни ожогов, ни волдырей.
Огнеходцы наступают на раскаленные угли босиком и не испытывают при этом никакой боли, а на их ногах не остается ни ожогов, ни волдырей.
Ведущий N 6: Попытка ученых объяснить этот феномен якобы создаваемой под ногами огнеходцев паровой подушкой не увенчалась успехом. Дерматологи не обнаружили со стороны кожи на подошвах стоп огнеходцев никаких особенностей по сравнению с кожей обычных людей.
(появляется огнеходец).
Огнеходец: Мы не получаем ожогов от раскаленных углей, потому что, во-первых, дробим их до размеров горошин, во-вторых, наступаем на них плотно, всей ступней. В результате прекращается доступ кислорода к подошвам, а без него невозможен процесс горения.
Ведущий N 6: Если этим объяснением не удовлетвориться, можно еще предположить, что подобное обезболивание, как и обезболивание иглоукалыванием, обусловлено увеличением выделения гипофизом анальгезирующего вещества – эндоргена, который в 200 раз сильнее морфина. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем, более глубоком изучении.
Ведущий N 5: Управление своим душевным состоянием – дело,
пожалуй, вполне доступное для любого, всерьез стремящегося к этому человека. Замечательный русский режиссер К. С. Станиславский в своей системе работы актера над собой выделил два важнейших этапа: первый он обозначил словами «трудное сделать привычным», а второй – «привычное сделать легким и приятным».
Ведущий N 6: В принципе, такие же этапы работы над собой проходят и индийские йоги. В процессе длительного и упорного труда они обучаются самопогружению в состояние экстатической отключенности от внешнего мира, которая носит название «садхи», или «нирвана».
Ведущий N 5: Интересно отметить, что К. Э. Циолковский в своей брошюре «Нирвана» (1914 г.) для приобретения душевного равновесия также рекомендовал, подобно йогам, погружаться в состояние экстатической отключенности от внешнего мира.
Ведущий N 6: Более подобно этот вопрос был изучен автором аутогенной тренировки (АТ) немецким ученым начала ХХ в. И. Шультцем.
Он разработал высшую ступень АТ – лечение нирваной, или нирванотерапию.
Ведущий N 5: Обучение высшей ступени аутогенной тренировки направленно на вырабатывание способности вызывать во внутреннем поле зрения определенный цвет, конкретный предмет (объект) и далее –
представление абстрактных понятий.
Ведущий N 6: В настоящее время освоению высшей ступени аутогенной тренировки способствует использование цветного дисплея,
соединенного с электродами, при помощи которых производится регенерация биотоков головного мозга.
Ведущий N 5: Если человек возбужден, то благодаря такому дисплею находящийся перед ним экран окрашивается в красный цвет, а по мере успокоения принимает сине-зеленую окраску. Такая обратная связь помогает быстро научиться вызывать во внутреннем поле зрения определенный цвет.
Ведущий N 6: На способности к яркой визуализации основана феноменальная память репортера одной из московских газет, которого профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30
лет.
Ведущий N 5: Таблицу в 50 цифр он запоминал за 2,5-3 мин и помнил ее несколько месяцев! Интересно, что цифры напоминали ему такие образы: «7» – человек с усами, «8» – очень полная женщина, «87» – полная женщина с человеком, который крутит усы.
Ведущий N 6: К аналогичным приемам прибегают и некоторые люди,
которых называют чудо-счетчиками. За секунды некоторые из них способны вычислить и определить, например, какой день недели будет 13
октября 28 448 723 г. и т. п.
Ведущий N 5: Счетчица Урания Диамонди считала, что владеть цифрами ей помогает их цвет: 0 – белый, 1 – черный, 2 – желтый, 3 – алый,
4 – коричневый, 5 – синий, 6 – темно-желтый, 7 – ультрамарин, 8 – серо- голубой, 9 – темно-бурый. Процесс вычисления представлялся ей в виде бесконечных симфоний цвета.
Ведущий N 6: А вот счетчики Иноди и Дакбер предпочитали производить головокружительные вычисления, играя на флейте или скрипке. В ритме музыки они находили ключ к решению сложнейших задач.
Ведущий N 5: Феномены быстросчетчиков можно объяснить случайно генетически обусловленной организацией нейронов мозга. Эта организация напоминает параллельный сумматор электронно-вычислительной машины.
Ведущий N 6: Очень давно замечено, что музыка вообще является мощным средством влияния на эмоциональную сферу человека.
Ведущий N 5: Русский профессор И. М. Догиль выяснил, что различные мелодии, а также одна и та же нота, сыгранная на разных инструментах, и различная высота этих нот вызывают у одного и того же человека изменения в кровообращении. Догиль считал, что наибольшее влияние на человека оказывает органная музыка.
Ведущий N 6: Сердце и кровеносные сосуды особенно чутко
Ведущий N 5: Если человек возбужден, то благодаря такому дисплею находящийся перед ним экран окрашивается в красный цвет, а по мере успокоения принимает сине-зеленую окраску. Такая обратная связь помогает быстро научиться вызывать во внутреннем поле зрения определенный цвет.
Ведущий N 6: На способности к яркой визуализации основана феноменальная память репортера одной из московских газет, которого профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30
лет.
Ведущий N 5: Таблицу в 50 цифр он запоминал за 2,5-3 мин и помнил ее несколько месяцев! Интересно, что цифры напоминали ему такие образы: «7» – человек с усами, «8» – очень полная женщина, «87» – полная женщина с человеком, который крутит усы.
Ведущий N 6: К аналогичным приемам прибегают и некоторые люди,
которых называют чудо-счетчиками. За секунды некоторые из них способны вычислить и определить, например, какой день недели будет 13
октября 28 448 723 г. и т. п.
Ведущий N 5: Счетчица Урания Диамонди считала, что владеть цифрами ей помогает их цвет: 0 – белый, 1 – черный, 2 – желтый, 3 – алый,
4 – коричневый, 5 – синий, 6 – темно-желтый, 7 – ультрамарин, 8 – серо- голубой, 9 – темно-бурый. Процесс вычисления представлялся ей в виде бесконечных симфоний цвета.
Ведущий N 6: А вот счетчики Иноди и Дакбер предпочитали производить головокружительные вычисления, играя на флейте или скрипке. В ритме музыки они находили ключ к решению сложнейших задач.
Ведущий N 5: Феномены быстросчетчиков можно объяснить случайно генетически обусловленной организацией нейронов мозга. Эта организация напоминает параллельный сумматор электронно-вычислительной машины.
Ведущий N 6: Очень давно замечено, что музыка вообще является мощным средством влияния на эмоциональную сферу человека.
Ведущий N 5: Русский профессор И. М. Догиль выяснил, что различные мелодии, а также одна и та же нота, сыгранная на разных инструментах, и различная высота этих нот вызывают у одного и того же человека изменения в кровообращении. Догиль считал, что наибольшее влияние на человека оказывает органная музыка.
Ведущий N 6: Сердце и кровеносные сосуды особенно чутко
воспринимают музыку. Но тонкий музыкальный слух, оказывается, имеется и у желудка. Как и сердце, он не «переваривает» громкие звуки. Во всяком случае язвы желудка становятся профессиональным заболеванием эстрадных музыкантов.
Ведущий N 5: Физиологи считают, что в основе действия музыки на человека лежит так называемая реакция навязывания ритма, т. е. музыка ведет к перестройке ритмов, биотоков мозга на заданную частоту. В
соответствии с этим изменяется эмоциональное состояние человека. Не исключено, что в тех случаях, когда музыка создает ощущение огромного подъема, происходит синхронизация ритмов, биотоков на значительных участках мозга.
Ведущий N 6: Можно навязать мозгу и иной, противоположный ритм.
Не исключено, что интуитивное понимание этого древними египтянами натолкнуло их на мысль лечить бессонницу пением хора. Успешно следуют примеру древних многие современные психотерапевты.
Ведущий N 5: Ряд исследователей утверждают, что музыка может повысить устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям.
В их работах установлено, например, что при прослушивании приятной мелодии увеличивается фагоцитарная активность белых кровяных телец, т. е. их способность обезвреживать микробы.
Ведущий N 6: На эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только музыка, но и цвет. Хорошо известно, что красный цвет возбуждает, а синий, наоборот, успокаивает. В 1980 г. венгерские ученые установили, что некоторые люди, находясь с завязанными глазами в отраженных от стен комнаты лучах определенного цвета, реагируют на них так же, как и при обычном созерцании. Под влиянием красного цвета их пульс учащался, а под влиянием синего – урежался.
Ведущий N 5: По-видимому, способность дифференцированно воспринимать электромагнитное излучение в различных диапазонах световой части спектра всем телом является в эмоциональном отношении довольно древней. У большинства людей она за ненадобностью сильно ослаблена или утрачена, но может быть натренирована (например, в случаях потери зрения).
Ведущий N 6: Еще Аристотель за 300 лет до н. э. писал, что цвета по степени их соответствия могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными.
Ведущий N 5: Активным пропагандистом цветомузыки, внесшим большой вклад в ее развитие, был известный русский композитор А. Н.
Ведущий N 5: Физиологи считают, что в основе действия музыки на человека лежит так называемая реакция навязывания ритма, т. е. музыка ведет к перестройке ритмов, биотоков мозга на заданную частоту. В
соответствии с этим изменяется эмоциональное состояние человека. Не исключено, что в тех случаях, когда музыка создает ощущение огромного подъема, происходит синхронизация ритмов, биотоков на значительных участках мозга.
Ведущий N 6: Можно навязать мозгу и иной, противоположный ритм.
Не исключено, что интуитивное понимание этого древними египтянами натолкнуло их на мысль лечить бессонницу пением хора. Успешно следуют примеру древних многие современные психотерапевты.
Ведущий N 5: Ряд исследователей утверждают, что музыка может повысить устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям.
В их работах установлено, например, что при прослушивании приятной мелодии увеличивается фагоцитарная активность белых кровяных телец, т. е. их способность обезвреживать микробы.
Ведущий N 6: На эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только музыка, но и цвет. Хорошо известно, что красный цвет возбуждает, а синий, наоборот, успокаивает. В 1980 г. венгерские ученые установили, что некоторые люди, находясь с завязанными глазами в отраженных от стен комнаты лучах определенного цвета, реагируют на них так же, как и при обычном созерцании. Под влиянием красного цвета их пульс учащался, а под влиянием синего – урежался.
Ведущий N 5: По-видимому, способность дифференцированно воспринимать электромагнитное излучение в различных диапазонах световой части спектра всем телом является в эмоциональном отношении довольно древней. У большинства людей она за ненадобностью сильно ослаблена или утрачена, но может быть натренирована (например, в случаях потери зрения).
Ведущий N 6: Еще Аристотель за 300 лет до н. э. писал, что цвета по степени их соответствия могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными.
Ведущий N 5: Активным пропагандистом цветомузыки, внесшим большой вклад в ее развитие, был известный русский композитор А. Н.
Скрябин.
Ведущий N 6: Специалисты уже сегодня пытаются использовать цветомузыкальные композиции как регуляторы нервно-психического состояния человека. По их мнению, цветомузыка, опираясь на богатый опыт и глубокие традиции ее старшего собрата – древнего искусства музыки, со временем превратится в популярнейшее из искусств будущего, в мощное средство эмоционального воздействия на человека.
Ведущий N 5: Известный советский ученый В. И. Сидоров писал:
«Человек, глубоко познав самого себя, детально изучив устройство своего мозга и законы мышления, будет активно воздействовать на самого себя, и эта обратная связь на некотором этапе, возможно, приведет к качественному скачку в его развитии и появлению новых форм движения материи, более высоких и качественно отличных от всех, ныне существующих».
Ведущий N 6: Долог путь к вершине человеческого совершенства. Но без стремления к этой вершине, без затраты духовных сил жизнь во многом теряет смысл.
Библиография
1. Мягкова А. Н. Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. С. 224-225.
2. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / Под ред. Корсунской
В. М., Мироненко Г. Н., Мокеевой З. А., Верзилина Н. М. М.: Просвещение,
1986. С. 225-227.
3. Полынин В. Тайна академика Вавилова: (Полемические заметки по поводу юбилея) // Комсомольская правда. 1987. 22 ноября. С. 4.
4. Песиков Ю. Имени Вавилова // Коммунист. 1987. 27 ноября. С. 4.
5. Репин Л. Гены совести // Комсомольская правда. 1988. 7 сентября. С.
4.
6. Борисова Т. Саратов – пристанище семьи Вавилова // Большая
Волга. 2000. 23 июля. С. 3.
7. Шаршавова Л. Пример служения науке: (Юбилейные Вавиловские чтения в Саратове) // Коммунист. 1987. 25 ноября. С. 3.
8. Агишева Г. «Уверен в вашей невиновности», – написал академик
Иоффе молодому физику Ощепкову в Саратовскую тюрьму //
Комсомольская правда. 1989. 7 июня. С. 2.
9. Подвиг ученого и человека: (К 100-летию со дня рождения Н. И.
Вавилова) // Коммунист. 1987. 26 ноября.
10. Левина Е. Он земной шар чуть не весь обошел // Пионерская правда. 1987. 24 ноября. С. 2.
11. Песиков Ю. Вавилов – ученый и человек // Коммунист. 1986. 28
ноября. С. 3.
12. Общая биология: Учебник для 9-10-х классов средней школы / Под ред. член-корр. АН-СССР Поменского Ю. И. М.: Просвещение, 1987. С.
237.
13. Елагин И. Н. Великий ученый-патриот: (К 100-летию со дня рождения Н. И. Вавилова) // Биология в школе. 1987. N 5. С. 17-20.
14. Самородов В. Н., Помогайбо В. М. Растения, носящие имя Н. И.
Вавилова // Биология в школе. 1987. N 5. С. 20-21.
15. Борисова Т. Вновь на нашей земле Вавилов // Большая Волга. 2002.
7 июня. С. 4.
16. Гранин Д. Зубр // Роман-газета. 1988. N 21 (1099).