Файл: Ассоциация агрообразование маркетинг под редакцией доктора экономических наук, профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АВТОРСКОЕ ПРАВО - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музы- кального или художественного произведения.
АГЕНТ - оптовый торговец, представляющий покупателя или про- давца на относительно постоянной основе, выполняющий лишь не- большое количество функций и не принимающий на себя права соб- ственности на товар.
АГЕНТЫ ПО ЗАКУПКАМ - профессионально подготовленные поку- патели товаров промышленного назначения.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА - анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли с целью установить, соответствуют ли замысел товара и стратегия мар- кетинга целям предприятия.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СБЫТА - замеры и оценка показателей фактических продаж в сопоставлении с плановыми.
БРОКЕР - оптовый торговец, который не принимает на себя права собственности на товары и основные функции которого заключаются в сведении покупателей с продавцами и содействии в проведении пе- реговоров между ними.
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ - регулирование объема наличности в ино- странной валюте и ее обменного курса на другие валюты.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА (ВМС) - совокуп- ность производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как еди- ная система, в которой один из членов канала либо является владель- цем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИОННОГО РОСТА - возмож- ности роста, открывающиеся за пределами отрасли деятельности предприятия.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННОГО РОСТА- возможности ро- ста за счет интеграции деятельности предприятия с другими элемен- тами маркетинговой системы отрасли.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА - возможности роста в рамках нынешнего масштаба деятельности предприятия.
ВОСПРИЯТИЕ - процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для созда- ния значимой картины окружающего мира.

265
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И УСЛУГИ - объекты, вооб- ще не присутствующие в готовом изделии.
ВТОРИЧНЫЕ ДАННЫЕ - информация, которая уже где-то существу- ет и была собрана для других целей.
ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими това- рами.
ВЫБОРКА - сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом.
ГЛУБОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ НА РЫНОК - изыскание предприятием путей роста сбыта на существующих рынках с помощью более агрес- сивного маркетинга.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - пополнение ассорти- мента предприятия новыми изделиями, которые не связаны с выпус- каемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - приобретение предприятием во владение или постановка под жесткий контроль с ее стороны ряда предприятий-конкурентов.
ДЕМОГРАФИЯ - наука, изучающая население с точки зрения таких характеристик, как численность, пол, возраст, плотность, миграция.
ДВИЖЕНИЕ ЗА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - организован- ное движение обеспокоенных граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение среды обитания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ - выступление в несколь- ких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каж- дого из них.
ДОГОВОРНАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность независимых предприятий, связанных договорными от- ношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и/или больших коммер- ческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА - процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выхода на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа спада.
ЗАКУПКИ ДЛЯ НУЖД ПРЕДПРИЯТИЯ - процесс принятия реше- ния, посредством которого предприятие официально констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и кон- кретных поставщиков из числа имеющихся на рынке.
ЗАПРОС - потребность, подкрепленная покупательской способностью.


266
ЗАЧЕТ - плата или уменьшение цены за участие в осуществлении ка- кой-либо программы такой, как товарообменный план торговли това- рами длительного пользования.
ИНТЕНСИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий.
ИСПЫТАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ - этап разработки новин- ки, в ходе которого товар и маркетинговую стратегию опробуют в об- становке реального использования с целью выяснения взглядов по- требителей и дилеров на особенности эксплуатации и использования товара, проблемы его продажи, а также с целью определения разме- ров рынка.
КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - совокупность физических и юридиче- ских лиц, которые принимают на себя или помогают передавать кому- то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю.
КАПИТАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО - товары, частично присутствующие в готовом изделии и подразделяющиеся на две группы: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование.
КВОТА - количественный предел товаров определенных категорий, раз- решенных к ввозу в страну. Квота имеет целью сохранение иностранной валюты, защиту местной промышленности и охрану занятости.
КОДИРОВАНИЕ - в коммуникации процесс представления мысли в символической форме.
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА - набор поддающихся контролю пере- менных факторов маркетинга, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
КОНГЛОМЕРАТИВНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - пополнение ассорти- мента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой предприятием технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам.
КОНСЮМЕРИЗМ - организованное движение граждан и государ- ственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отно- шении продавцов.
КОНТАКТНАЯ АУДИТОРИЯ - любая группа, которая проявляет ре- альный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей.
КОНТРОЛЬ - замеры и анализ результатов выполнения стратегиче- ских планов маркетинга и принятие корректирующих действий.
КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ - концентрация маркетин- говых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосредоточению их на небольшой доле большого рынка.

267
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - пополнение ассорти- мента новыми изделиями, которые с технической и/или маркетинго- вой точки зрения похожи на существующие товары предприятия.
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ
(КОНЦЕПЦИЯ СБЫТА) - утверждение, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирова- ния.
КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА - утверждение, что залогом достиже- ния целей предприятия являются определение нужд и потребностей целевых покупателей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами.
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА - утверждение, что потребители будут благожелательны к товарам, ко- торые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствова- нии производства и повышении эффективности системы распределе- ния.
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА - утверждение, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характе- ристики, а следовательно, предприятие должно сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
КОРПОРАТИВНАЯ
ВЕРТИКАЛЬНАЯ
МАРКЕТИНГОВАЯ
СИСТЕМА - система, в которой последовательные этапы производ- ства и распределения объединены в рамках единоличного владения.
ЛИЧНАЯ ПРОДАЖА - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью со- вершения продажи.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - один из методов начала деятельности по меж- дународному маркетингу, заключающийся в подписании на зарубеж- ном рынке соглашения о предоставлении иностранному партнеру права на использование производственного процесса, товарного знака или какой-либо иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
МАГАЗИН-ДЕМЗАЛ, ТОРГУЮЩИЙ ПО КАТАЛОГАМ - розничное торговое предприятие, использующее принципы торговли по катало- гам и принципы торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, обычно продающихся с высокой ценой.


268
МАГАЗИН СНИЖЕННЫХ ЦЕН - розничное предприятие, торгую- щее стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объемов сбыта.
МАГАЗИН ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА - сравнительно небольшой магазин, расположенный в непосредственной близости от жилого района, открытый допоздна все семь дней в неделю и предла- гающий ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.
МАКРОСРЕДА - силы более широкого социального плана, оказыва- ющие влияние на предприятие, такие как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.
МАРКА - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, пред- назначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг кон- курентов.
МАРКЕТИНГ - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
МАРКЕТИНГ МЕСТ - деятельность, предпринимаемая с целью со- здания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, ка- сающихся конкретных мест.
МАРКЕТИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ - деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведе- ния целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.
МАРКЕТИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ - деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведе- ния по отношению к конкретным лицам.
МАРКЕТИНГОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - привлека- тельное направление маркетинговых усилий, на котором конкретное предприятие может добиться конкурентного преимущества.
МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ - совокупность актив- ных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и вли- яющих на возможности руководства службой маркетинга устанавли- вать и поддерживать отношения с целевыми потребителями для успешного сотрудничества.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - систематическое определе- ние круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприя- тием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ - фирмы, помогающие предпри- ятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среды по-

269 требителей. К ним относятся: торговые посредники, фирмы по орга- низации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
МАРОЧНОЕ НАЗВАНИЕ - часть марки, которую можно произнести вслух.
МАРОЧНЫЙ ЗНАК (ЭМБЛЕМА)- часть марки, которую можно опо- знать, но невозможно произнести, например, символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.
МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ - массовое производство, массовое рас- пространение и массовое стимулирование сбыта одного и того же то- вара для всех покупателей.
МАТЕРИАЛЫ И ДЕТАЛИ - товары, полностью используемые в из- делии производителя и подразделяющиеся на две группы: сырье и полуфабрикаты и детали.
МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - организация службы маркетинга с использованием как управляющих по товарам, так и управляющих по рынкам.
МИКРОСРЕДА - силы, имеющие непосредственное отношение к са- мому предприятию и его возможностям по обслуживанию потребите- лей, т. е. само предприятие, его поставщики, маркетинговые посред- ники, потребители, конкуренты и контактные аудитории
МОТИВ - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет чело- века искать пути и способы ее удовлетворения.
НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ - обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредото- чению усилий на одном сегменте.
НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ - ограничительные меры в международ- ной торговле, включающие в себя дискриминацию предложений из конкретной страны или наличие производственных стандартов, дис- криминационных по отношению к товарам какой-либо страны.
НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным, несмотря на небольшие изменения цены.
НУЖДА - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
ОБМЕН - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложе- нием чего-либо взамен.
ОБРАЗ ЖИЗНИ - устоявшиеся формы бытия человека в мире, нахо- дящие выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
ОБРАЩЕНИЕ - набор символов, передаваемых отправителем.


270
ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЛАССЫ - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и ха- рактеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных пред- ставлений, интересов и поведения.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ - разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться вос- приятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики. Для достижения максимальной ответ- ной реакции целевой группы в процессе общественного маркетинга прибегают к сегментированию рынка, изучению потребителей, разра- ботке замысла, разработке коммуникаций, приемам облегчения усво- ения, стимулам и использованию приемов теории обмена.
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообра- зования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгуют с большим количеством покупателей.
ОПАСНОСТЬ - осложнение, возникающее в связи с неблагоприятной тенденцией или конкретным событием, которое при отсутствии целе- направленных маркетинговых усилий может привести к подрыву жи- вучести или его гибели.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ - любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто покупает их с целью перепродажи или профессиональ- ного использования.
ОПТОВИК-КУПЕЦ - независимое коммерческое предприятие, приобре- тающее право собственности на товары, с которыми оно имеет дело.
ОПТОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ И КОНТОРЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - под- разделения оптовой торговли, осуществляемой продавцами или поку- пателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ПРИВИЛЕГИЙ - договорное объ- единение между производителем, оптовым торговцем или организа- цией услуг (владельцем привилегии) и независимыми предпринима- телями (держателями привилегии), приобретающими право владения одной или рядом точек системы, функционирующей на основе этой привилегии.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ
(«ПАБЛИК
РИЛЕЙШНС») - управленческая функция, в рамках которой осу- ществляется оценка отношений общественности, соотнесение прин- ципов и приемов деятельности лица и претворение в жизнь программ действий, рассчитанных на завоевание понимания и восприятия со

271 стороны общественности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ - органи- зация службы маркетинга на основе обслуживания определенных гео- графических районов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РЫНОЧНОМУ ПРИНЦИПУ - одна из форм ор- ганизации службы маркетинга, при которой основные рынки закреп- ляют за управляющими по рынкам, сотрудничающими со специали- стами различных функциональных служб в разработке планов для своего рынка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ТОВАРНОМУ ПРИНЦИПУ - одна из форм ор- ганизации службы маркетинга, при которой производством каждого отдельного товара руководит собственный управляющий, сотрудни- чающий со специалистами различных функциональных служб в раз- работке и осуществлении планов в отношении своего товара.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ - органи- зация службы маркетинга, при которой разные специалисты по мар- кетингу руководят разными видами маркетинговой деятельности и подчиняются вице-президенту по маркетингу.
ОТБОР ИДЕЙ - отсев непригодных идей в процессе разработки това- ра-новинки.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ - набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
ОТНОШЕНИЕ - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчи- вая благоприятная или неблагоприятная оценка человеком какого- либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направлен- ность возможных действий.
ОТПРАВИТЕЛЬ - в коммуникации сторона, посылающая обращение другой стороне.
ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ - информация, собранная впервые для ка- кой-нибудь конкретной цели.
ПЛАНИРОВАНИЕ - формальная процедура, направленная на рост сбыта и прибылей предприятия и слагающаяся из двух частей - стра- тегического планирования и планирования маркетинга.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ - обеспечение товару, не вызывающему сомнений, отличного от других, желаемого места на рынке и в сознании целевых потребителей; действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка со- ответствующего комплекса маркетинга.
ПОЛУЧАТЕЛЬ - сторона, получающая обращение, переданное дру- гой стороной.


272
ПОМЕХИ - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажений, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель.
ПОСТАВЩИКИ - деловые фирмы или отдельные лица, обеспечива- ющие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, не- обходимыми для производства конкретных товаров и услуг.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ - любое предприятие рознич- ной торговли, находящееся во владении собственных потребителей.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК - отдельные физические или юриди- ческие лица, покупающие или приобретающие иным способом това- ры и услуги для личного потребления.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда, принявшая специфическую форму в соот- ветствии с культурным уровнем и личностью индивида.
ПРОВЕРКА ЗАМЫСЛА - опробование замысла товара на целевой груп- пе потребителей, которых просят высказать свои мысли по поводу этого замысла, с целью использования полученных ответов при решении во- проса о степени потребительской притягательности новинки.
ПРОГРЕССИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - приобретение предприятием во владение или постановка под более жесткий контроль своей системы распределения.
ПРОПАГАНДА - неличное и не оплачиваемое спонсором стимулиро- вание спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представле- ния по радио, телевидению или со сцены. Или использование редак- ционного, а не платного места и/или времени во всех средствах рас- пространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами фирмы, для решения конкретной задачи - способствовать достиже- нию поставленных целей сбыта.
ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ - этапы, преодолеваемые коммивояжером при продаже товара, а именно: отыскание и оценка потенциальных поку- пателей, предварительная подготовка к визиту, подход к клиенту, презентация и демонстрация товара, преодоление возражений, заклю- чение сделки и доведение до конца работ по сделке, проверка резуль- татов.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ - процесс, состоящий из: 1) анализа рыночных возможностей; 2) отбора целевых рынков; 3) разработки комплекса маркетинга и 4) претворения в жизнь марке- тинговых мероприятий.