Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 846
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 осуществить стратегический выбор с учётом как внутренних резервов повышения конкурентоспособности предприятия, а именно рационального использование ресурсного потенциала, модернизации действующих производственных мощностей, адаптации к экономическим изменениям на рынке знаний и навыков управленческого персонала, снижения расходов на материалы, комплектующие и сырье, повышение качества продукции до требований международных стандартов, расширение товарного ассортимента, оптимизации структуры управления и методов управления. Так и внешних резервов, которые связаны с развитием маркетинговой деятельности (реклама, эффективные коммуникации с потребителями, поставщиками материалов), мониторинг изменений внешней среды, как на государственном, так и на международном уровне, и тому подобное. При этом основным фактором влияния на конкурентоспособность аграрного предприятия является рынок с реальными потребительскими потребностями, удовлетворить которые он может, осуществляя производство соответствующей продукции и сформировав отлаженную систему предложения и сбыта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Конкурентный преимущества фирмы / Г.Л. Азоев,
A.П. Челенков. – М. : Центр экономики и маркетинга, 1998. – 287 с.
2. Андрійчук В.Г. Економіка аграрних підприємств: підручник. –
2-ге вид., доп.
і перероблене
/
В.Г. Андрійчук.
–
К. : КНЕУ, 2002. – 624 с.
3. Горемикин В.А. Экономическая стратегия предприятия /
B.А. Горемыкин, О.А. Богомолов. – М. : Информационно-издательский дом «Филинь», Рилант, 2001. –506 с.
4. Малік М.Й. Конкурентоспроможність аграрних підприємств: методологія і механізми: Монографія / М.Й. Малік, О.А. Нужна. –
К. : ННЦ ІАЕ, 2007. – 270 с.
5. Конкурентоспособность предприятия: оценка уровня и направления повышения: монография под общ. ред. О.Г. Янкового. –
Одесса: Атлант, 2013. – 470 с.
6. Буркинский Б.В.
Конкурентоспособность продукции и предприятия / Б.В. Буркинский [и др.]. – Одесса: ИПРЭЭИ НАН
Украины, 2002. – 132 с.
7. Пино Р. Корпоративное айкидо / Р. Пино; [пер. с англ. под ред.
Ю.Н. Каптуревского]. – СПб. : Питер, 2001. – 224 с.
8. Шершньова З.Є. Стратегічне управління / З.Є. Шершньова. –
К. : КНЕУ, 2004. – 699 с.
64
УДК 330.1:[311:33]
Скороход Наталья Николаевна,
доцент кафедры экономической теории и прикладной статистики, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Кревсун Маргарита Владимировна,
профессор кафедры хорового дирижирования, канд. педагог. наук, профессор,
Таганрогский институт имени А.П. Чехова
(филиал) ГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ),
Российская Федерация
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В МОДЕЛИРОВАНИИ НОВОЙ
ЭКОНОМИКИ: МЕТОДОЛОГИЯ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ СРЕЗ
Аннотация:
в
статье
рассматривается
категория
человеческого капитала в контексте исторической эволюции
объективного явления капитал и концептуального осмысления
изменений
в
этой
области.
Обозначаются
особенности
моделирования выбора образования: его уровня и профессии.
Систематизируются статистические данные о степени реализации
потребностей в человеческом капитале в Луганской Народной
Республике.
Ключевые слова: человеческий капитал, переменный капитал,
образование, образованная рабочая сила, инвестиции в человеческий
капитал, дисконтирование стоимости инвестиций в человеческий
капитал.
Annotation: the article considers the category of human capital in the
context of the historical evolution of the objective phenomenon of capital and
the conceptual understanding of changes in this area. The features of
modeling the choice of education: its level and profession are outlined.
Systematized statistics on the degree of implementation of the needs for
human capital in the Luhansk People's Republic.
Key words: human capital, variable capital, education, educated
workforce, investment in human capital, discounting the value of investments
in human capital.
Современное общество в своей основе имеет экономику знаний, первейшим ресурсом которой является человеческий капитал.
В экономической системе взглядов теория «человеческого капитала» занимает своё важное место с 60-х годов XX века. В этот период
65 в экономической науке происходит очередная «революция».
Экономисты, представляющие различные направления в современной экономической науке, обнаруживают интерес к исследованию рабочей силы человека. Как известно, из классической марксистской политической экономии рабочая сила характеризуется способностью к труду, а именно: физическими, психическими, умственными способностями, которыми обладает человек и которые он может использовать в своей трудовой деятельности.
К. Маркс в «Капитале» рассматривает способность к труду как форму капитала, поскольку данное качество человека становится объектом купли-продажи, а в процессе использования рабочий создаёт новую стоимость, большую, чем стоит сама эта способность к труду.
Человек, обладающей рабочей силой, как и орудие труда в руках капиталистов, создаёт продукты, но, поскольку человек осуществляет труд, он участвует не просто в создании продукта как другие факторы
(земля, техника), но он участвует в создании стоимости и в её возрастании. В этом состоит исключительная роль трудящихся как создателей капитала.
Часть капитала, авансированного в покупку рабочей силы,
К. Маркс называет переменным капиталом. Чем качественнее рабочая сила, то есть, чем большие способности имеет человек, тем сложнее труд и тем он больше создаёт прибавочной стоимости, которая во внешнем денежном выражении представлена прибылью. Качество рабочей силы отражает полученное образование [1].
Представители немарксистских направлений экономической науки не связывали вложения в человека, в его рабочую силу с понятием капитала. Капитал ими рассматривался исключительно в технической форме. Поэтому работы по вопросам «человеческого капитала» с середины XX века явились «откровением» в немарксистской экономической науке.
Капитал называют человеческим, поскольку он основывается на способностях человека – природных, интеллектуальных и физических данных и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки и приобретения опыта работы.
Считают, что этот капитал практически неизмерим количественно.
Хотя, К. Маркс, в соответствии с трудовой теорией стоимости, даёт алгоритм измерения переменного
(человеческого) капитала.
Переменный (человеческий) капитал является эквивалентом стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы человека обусловлена стоимостью его жизненных средств, стоимостью средств для содержания семьи и воспитания детей, стоимостью средств для образования, повышения квалификации и другое. Капиталом эта
66 стоимость становится постольку, поскольку работник работает по найму и создаёт большую стоимость, чем стоит его рабочая сила.
Иными словами, переменный капитал создаёт добавленный капитал – прибавочную стоимость. Работнику возвращается в заработной плате только стоимость его рабочей силы. Таким образом, результат переменного капитала в виде прибыли присваивает капиталист [1].
В теориях
«человеческого капитала» этот капитал рассматривается как принадлежность самого работника, который в результате развития своих способностей становится обладателем ценностей, которые ему приносят прибыль. Такое понимание
«человеческого капитала» обусловлено распространённым во многих школах экономической науки представлением, что любой доход – это капитал. Но при этом заработную плату как доход рабочего экономисты не относят к капиталу. По их мнению, человек, получивший возможность развиваться, приобретает кроме труда как фактора производства ещё и «человеческий капитал», то есть работник в этом случае становится владельцем двух факторов, на которые он получает доходы соответственно заработную плату и прибыль на человеческий капитал. Однако, дело в том, что человек, работая по найму, отдаёт свои способности, получает доход, который ему стоит затраченного времени и соответственно физической, нервной энергии и умственного напряжения. В этом случае речи о прибыли как форме чистого дохода не может идти.
Будем исходить из того, что человек образованный, культурный, высококвалифицированный и организованный создаёт большую массу стоимости и прибавочной стоимости в её составе, и, как правило, занимается сложным, а поэтому интересным, творческим трудом, который оценивается соответственно выше, чем труд простого неквалифицированного работника.
Спрос на образованную, высококультурную, здоровую физически и психически и высококвалифицированную рабочую силу высок и устойчив на рынке труда. Это выгодно человеку носителю такой рабочей силы. На наш взгляд, именно эти факторы: сложный интересный, творческий труд, устойчивый спрос на рабочую силу с «человеческим капиталом» и высокие устойчивые заработки – побуждают людей приобретать образование, повышать культурный уровень, заботиться о своём здоровье.
Считают, что в инвестициях в человеческий капитал есть измеримые и неизмеримые составляющие. Например, к неизмеримым инвестициям относят образование родителей: считается, что чем выше образование и уровень культуры родителей, тем больший вклад в человеческий капитал ребёнка они могут сделать [2, с. 96].
67
Однако в целом здесь, статистическая корреляция достаточно высока.
Часть стоимости рабочей силы родителей становится инвестициями в формировании будущего человека, а не только их собственной рабочей силы, поэтому фактор образования родителей следует относить к измеримым составляющим инвестиций в человеческий капитал.
В составе человеческого капитала авторы концепции рассматривают инвестиции, которые могут быть измерены. К таким измеримым количественно инвестициям относят инвестиции в образование: значимость диплома, сумма лет образования, затраты денег от общества и семьи на образование и прирост знаний во время работы (стаж работы).
Основатели современной теории «человеческого капитала»
Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц рассматривали воздействие образования на получаемые доходы, но, следует подчеркнуть, что здоровье и психофизическое состояние человека также как образование относят к важным составляющим человеческого капитала [3; 4; 5].
При принятии решений об инвестициях сравниваются индивидуальные выгоды и издержки от образования. Выгоды можно определить как разницу между заработками после получения образования и заработками без образования. Издержки на образование включают прямые издержки (плата за обучение, расходы на приобретение учебников и прочее) и неявные издержки (упущенный заработок за период образования).
Выгоды от образования представляют собой поток во времени.
Этот поток определяется методом дисконтирования, т.е. приведением будущих выгод к текущей их стоимости (PVB). Это позволяет сравнить будущие выгоды с издержками образования.
PVB = ∑ (
B2
t
− B1
t
(1 + r)
t
)
T
t=t1
где r
– норма отдачи от инвестиций в образование (или ставка процента);
T
– период предстоящей трудовой деятельности;
B2
t
– заработки в году t
после получения образования;
B1
t
– заработки в году t
без образования; t
– индекс времени; t
1
– время обучения.
Инвестировать в образование выгоднее тогда, когда более продолжительный период трудовой жизни, меньше издержки образования и высокая дифференциация заработков между образованными и необразованными работниками.
68
Считают, что норма отдачи от образования (r) и объём человеческого капитала (как количество лет обучения) имеют обратную зависимость. Данную зависимость объясняют законом снижающейся предельной отдачи. Если применять такой подход к отдельному человеку изолированно при прочих равных, то, конечно, отдельно взятый работник будет сталкиваться с проблемой наращивания знаний, поскольку новые знания в физиологическом отношении будут усваиваться и использоваться в меньшей степени.
Можно определить «золотой возраст», когда усвоение новых знаний даёт максимальную отдачу. Очевидно, что это возраст трудоспособный от 25 лет до 60 лет. При этом нельзя игнорировать индивидуальные особенности каждого человека, с одной стороны. С другой стороны, в связи с развитием общественной сферы «человеческого капитала» не столько образования, сколько медицины и искусства, люди старшего возраста стремятся получить образование как продукт в виде услуги, получить удовольствие и наслаждение. В университетах ряда стран
(в Германии, например) обучаются люди возраста 70 плюс.
Чисто экономическая составляющая выбора образования связана всё-таки со сравнением будущих доходов и сегодняшнего воздержания от доходов (издержек). Этот выбор связан с определением будущей профессии, а поэтому направления образования и вуза, факультета.
Первоначальный выбор вида образования для выпускника школы зависит от выбора родителей. Г. Беккер предлагал рассматривать решение о рождении детей как инвестиционное решение семьи, а расходы на образование как вложения в человеческий капитал будущих поколений [3].
В случае исключительно частных источников формирования человеческого капитала его объёмы будут зависеть от уровня доходов семей. Возникает проблема неравенства доступа к образованию.
Это явление следует рассматривать как несправедливое. Неравенство доступа к образованию закрепляет и усугубляет социальное неравенство. Инвестиции в образование детей прямо зависят от дохода семьи и обратно от количества детей.
Выбор будущей специальности может выступать как фактор социальной мобильности и как фактор закрепления дифференциации.
Обязательность и государственные гарантии полного среднего образования для детей в большинстве стран мира и, в том числе, в Российской Федерации, а также государственное финансово- экономическое обеспечение государственного заказа среднего специального и высшего образования, которое могут получать выпускники школ, успешно прошедшие вступительные испытания
(ЕГЭ и внутриуниверситетское тестирование) элиминирует некоторые