Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 551

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, каждая из которых отвечает определенной потребности, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [1;56]. Поэтому своеобразие потребностей и мотивов волонтеров обуславливает характер и результативность волонтерской деятельности, ее значимость в обществе.

Целью нашей статьи является исследование мотивов, составляющих содержание мотивационного компонента волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях, пути повышения их эффективности в структуре гражданского общества. Для реализации этой цели нами проведено качественное исследование методом глубинного интервью на тему: «Отношение городского населения к крупным спортивным мероприятиям». Респондентами стали участники международного спортивного мероприятия «Чемпионат мира по хоккею с мячом 2016» в Ульяновске; объем выборки составил 20 человек в возрасте от 18 лет и старше. Результаты исследования отношения жителей к крупным спортивным мероприятиям являются эмпирической базой, лежащей в основе изучения современного состояния международных событий в сознании населения.

Волонтер или доброволец – это тот, кто по своему желанию берется за выполнение какого-либо дела [2;98]. История России показывает, что в волонтерской работе всегда участвовали широкие слои населения независимо от профессии, доходов и уровня образования. Членство в волонтерских движениях не имеет религиозных, возрастных, расовых, гендерных ограничений. Можно утверждать, что волонтерская деятельность направлена на построение социально ответственного общества, путем оказания необходимых гражданам социальных услуг. В основе ее лежит альтруизм, бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, добровольность, законность, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, сострадание и человечность.

Волонтерами на чемпионате мира по хоккею с мячом чаще всего были студенты различных учебных заведений, принадлежащие к разным возрастным и социальным группам. Активная группа волонтеров старалась с пользой провести свой досуг и получить массу положительных эмоций от каждого действия в ходе чемпионата. «Я люблю спорт и считаю его очень полезной частью жизни человека» (студентка, 20 лет). «Занятия спортом увеличивают не только физическую силу, но и духовную» (студентка, 19 лет).Для активных молодых людей волонтерство – возможность принять участие и увидеть изнутри крупное мероприятие, создание новых социальных контактов, получить опыт работы в больших группах.


Респонденты пассивной группы обычно находятся дома, сидя за компьютером, и крайне редко посещают культурно-досуговые учреждения. «Свободное время я предпочитаю проводить в отсутствие спорта» (студент, 22 года). Пассивные волонтеры отмечают только возможность присутствия на мероприятии в данное время в данном месте. «Спортивное мероприятие — это круто, но, если я сижу на трибуне» (студентка, 19 лет).

На имеющемся накопленном опыте, респонденты выявили признаки идеального крупного спортивного мероприятия: «наличие достаточного количества мест, порядок и чистота» (студентка, 21 год); «отсутствие очередей и давки, контроль за порядком, и также важен хороший настрой болельщиков» (студент, 22 года); «для чемпионата важно участие спортсменов мирового уровня» (студент, 18); «наличие торговых палаток с атрибутами болельщика, сувенирами, а так же горячими напитками, праздничная атмосфера(студентка, 19 лет).

На эмоциональном уровне абсолютно каждый из участников чувствовал гордость и радость за то, что он принимает участие в таком крупном событии и добровольно предлагает свою помощь в организации. «Я безумно рада, что такое крупное событие происходит именно в нашем городе» (студент, 23 года). «Наш город стал лучше во время чемпионата, и я горжусь собой, потому что принимаю в этом участие не просто в роли зрителя, но и в роли волонтера» (студентка, 18 лет).

Следует подчеркнуть, что потенциал жителей в привлечении их к волонтерству использован только на треть. Анализ интеграции социальных групп вокруг гражданских инициатив показывает, что 40% населения региона готово объединяться ради коллективных действий, но в реальной практике такая форма поведения встречается в три раза реже [3, с. 85]. Результаты опросов населения разных населенных пунктов это подтверждают (рисунок).



Рисунок – Участие жителей различных населенных пунктов в общественной жизни региона (в процентах от числа опрошенных, n=1230

Итак, волонтерство представляет собой один из институтов гражданского общества, ему присущи социально значимые цели и функции. К атрибутам волонтерства следует отнести: приобретение и совершенствование знаний и навыков, активизация социальной позиции. Волонтёрская деятельность выполняет функцию формирования ценностей - гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, ответственность. Исследование показало, что в волонтерской деятельности участвуют студенты учебных заведений, для которых она является формой гражданского становления и участия в решении значимых вопросов.


Список литературы

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2000. – 304с.

  2. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в Росии: от теории к практике. – М., 2012. – 320с.

  3. Каюмова, Л. Х., Шиняева О.В. Диалог власти и населения в контексте формирования гражданского общества. - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – №1. – С. 81 – 90.


Е.А. Жукова, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА
Сегодня традиционная вузовская система переживает процесс кардинальных преобразований, вызванных новыми потребностями общественного развития, построением информационного общества, жесткой конкуренцией на рынке образовательных услуг, что требует реализации новой роли вузов в гражданском обществе не только как центров науки и образования, но и как основных субъектов инновационной и культурной деятельности.

Современные университеты стремятся сохранить за собой и свою значимую роль в подготовке интеллектуальной элиты общества, указывая на необходимость развивать у студентов способности к исследовательской деятельности. Кроме того «университет должен обеспечить будущим поколениям такое образование и такую подготовку, которые позволят им внести свой вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни», поднимая тем самым систему университетского образования на новый уровень решения задач нравственного воспитания личности. [1]

У каждого высшего учебного заведения есть миссия, в которой отражены основные направления деятельности университета. Одна из них заключается в том, чтобы обеспечить общество и рынок труда в конкурентно – способных специалистах, ведь вузы играют важную роль в развитии экономики, государства и гражданского общества, но так как во многом этот аспект зависит от студентов, именно поэтому тема нашей статьи является актуальной.

Цель работы – выявить участие студенческой общественности в реализации миссии университета. Для получения конкретной цели нами было проведено качественное исследование методом фокус – группы. В Ульяновском государственном техническом университете были организованы две фокус-групповые дискуссии со студентами разных профилей специальности. В первой группе были представители 1 и 2 курсов, во второй - студенты 3-4 курсов.


При составлении сценария мы разделили понятие «миссия университета» на темы, с помощью которых рассмотрели проблему.

Первая тема - понимание студентами миссии университета. Студенты 1-2 курсов принимали в обсуждении более активное участие, чем студенты 3-4 курсов. Их ответы связаны с такими категориями, как законы, правила организации, устав. Например, студент 2 курса энергетического факультета отметил, что «миссия – это некая «молитва», которая помогает справиться в трудные для компании моменты». В итоге обсуждения студенты согласились, что «Миссия – это цель организации»; «Чтобы в будущем студенты могли стать действительно конкурентоспособными специалистами, вуз должен обеспечить всеми необходимыми условиями для получения качественного образования».

Качество образования как составная часть миссии – следующая тема обсуждения. Студенты разбились на два типа: удовлетворенные качеством образования и неудовлетворенные. Первая группа студентов (удовлетворенные) отметили: «В университете отсутствует коррупционная составляющая, это помогает студентам получить именно знания, а не просто диплом», «Высококвалифицированный преподавательский состав», «С дипломом Политеха я могу устроиться на хорошую работу».

Вторая группа студентов (неудовлетворенные) затронула не только условия вуза, но и отсутствие интереса у студентов к учебе, содержание учебных программ. Студенты технических специальностей подняли ряд крупных проблем: «Не хватает практики», «Метод изучения предметов - обзорный», «Несправедливое отношение преподавателей к студентам». «Какие-то преподаватели считают, что их предмет главнее, кто-то придирается по поводу личностных качеств»

Университеты должны стать центрами науки, техники и культуры. Мы выделили тему – роль специальных мероприятий в вузе. Студенты в первую очередь назвали мероприятия культурно – досугового формата: студенческая осень, весна, также студенты 3-4 курсов считают важными конкурсы – мистер и мисс вуза, спектакли студенческого театра, научные конференции. Именно эти мероприятия позволяют «раскрыть себя на публике», «демонстрируют специфику разных специальностей» и «помогают с кем-то познакомиться». Студенты отметили, что эти мероприятия делают миссию университета понятной каждому студенту: «Да, мероприятия отражают миссию, потому что они организуют реальную социальную активность студентов».
Активные студенты считают, что миссия университета влияет на мероприятия, которые проходят в вузе. В свою очередь последние играют важную роль в формировании репутации университета.

Последняя тема – корпоративная культура, ее влияние на каждого студента. В зависимости от того, как у студентов она проявляется, обуславливается их отношение к вузу в целом. Студенты гуманитарно – экономического профиля посчитали, что корпоративная культура не только способствует их профессиональному развитию, но и делает их частью общего дела. По мнению студентов технического профиля, важны традиции университета: «Поездки лучших студентов в Питер», «День студента, медовуха», «День знаний», «В музее - сердечки на дереве знаний с фамилиями лучших выпускников», «Топтание в музее на коврике», «Отдых в Садовке». В ходе обсуждений стало очевидно, что студенты погружены в историю и традиции университета. Это свидетельствует о том, что у студентов сформирован корпоративный дух.

Итак, студенты являются важными субъектами в реализации миссии университета – реализации качественного образования на уровне лучших мировых и отечественных стандартов. Их активная позиция зависит от понимания целей деятельности организации и вовлечения в конкретные мероприятия. Студентов волнуют вопросы, касающееся качества образования в вузе и репутации университета, они считают, что культурные, научные мероприятия способствуют их профессиональному развитию. Участие студенческой общественности в поддержании традиций вуза и его корпоративной культуры напрямую обеспечивает гражданское общество России неравнодушными членами.
Список литературы

1. Майер Г.В. О критериях реализации миссии университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/353/. – 04.06.08.
И.Г. Гоношилина, Р.Р. Сакаева (Ульяновск, Ульяновский государственный университет, научный руководитель – к.ф.н., доцент И.Г. Гоношилина)

МЕСТО И РОЛЬ ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих волонтеров. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным. Государству волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ним и обществом.