Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 567
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Женщины активно занимают лидерские позиции, смещая с постов мужчин. Как показывает практика, слабый пол может совмещать несколько сфер деятельности одновременно благодаря обладанию такими качествами, как стрессоустойчивость, трудолюбие, ответственность и организованность [6].
Литература:
1. Женщина на высших этажах власти: российские практики и французский опыт. М.: ИСРАН ИНАБ, 2009. № 3.
2. Корнилова Т. В. Диагностика и мотивация готовности к риску. М.: ИП РАН, 1997.
3. Корнилова Т. В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 90–99.
4. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
5. https://www.oprf.ru/
6. http://www.vestifinance.ru/articles/29451
Л.Н. Рахимова (Ульяновск, Ульяновский государственный университет, научный руководитель – д.п.н., профессор Н.В. Дергунова)
РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ»
Общественный контроль в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества является важнейшим компонентом системы сдержек и противовесов, обеспечивающих стабильность работы государства, создающих защиту от коррупции и иных злоупотреблений власти.
Цель данной работы – оценить роль Общероссийского народного фронта (далее ОНФ) в рамках реализации федерального закона № 212 от 21.07.2014г. «Об основах общественного контроля». В ходе исследования проанализированы основные официальные документы (федеральный закон, устав ОНФ, отчёты), учитывались и интернет-публикации о проделанной работе ОНФ.
В силу объективных причин лицам, управляющим государством, часто свойственны злоупотребление властными полномочиями и реализация своих интересов в ущерб общественным. Для его преодоления требуется обеспечение стороннего контроля. Он может быть внутренним, в этом случае правомерно говорить о самоконтроле государства посредством функционирования различных силовых (надзорных) органов. Однако, необходим и внешний контроль, предусматривающий контроль общества над деятельностью органов государственной власти.
Общественный контроль в традиционных демократиях строится в соответствии с принципами прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Государство принимает специальных нормативные акты о раскрытии информации, осуществляется контроль со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах.
Существенна роль волонтерских движений, общественных инициатив, голосований, обсуждений, петиций, экспертиз, журналистских расследований. При этом само словосочетание «общественный контроль» на Западе практически не употребляется [5].
В нашей стране до появления ОНФ в 2011 году основными субъектами, осуществляющими функцию общественного контроля, были и остаются общественные палаты (2005 год) и общественные советы при государственных исполнительных органах власти (2006 год).
Общественный контроль общественными палатами и общественными советами уже осуществлялся в соответствии с нормами отдельных законодательных и подзаконных актов. Среди них, в первую очередь, Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481, Указ Президента № 842 от 04 августа 2006 г. и ряд других [1; 2]. Ситуация требовала регламентирования единой нормативной базой («единых правил игры»), соответствующий федеральный закон был принят 21 июля 2014 года [3].
Согласно принятому закону основными субъектами организации общественного контроля являются: Общественные палаты (РФ, субъектов, муниципальных образований) и общественные советы (при федеральных органах исполнительной власти, при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации). ОНФ в данном случае входит в категорию «дополнительных» организаций контроля – «иные организационные структуры общественного контроля» [3; 4].
Однако на сегодняшний день происходит активная трансляция информации о результатах деятельности этой относительно молодой общественной организации в качестве основного инициатора общественных проверок. Явным преимуществом фронта является прямое взаимодействие с Президентом, что формирует в понимании граждан положительное восприятие и ожидание эффекта от осуществляемых проверок.
Формат общественного контроля, использованный «фронтовиками», отличается повышенной требовательностью: в отличие от формальной отчетности, он опирается на критерий «качества исполнения» и ориентирован на оценку конечных результатов [4].
В сборе первичной информации, включая выезды на места и мониторинг, принимает участие более 10 тысяч «народных экспертов». Применение этого подхода позволило выявить позитивные изменения на трех направлениях: использование механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, улучшение инвестиционного климата, выдача ипотечных кредитов [6].
Подключение «фронтовиков» позволяет определить проблемные зоны, где административные механизмы часто дают сбои, обеспечивается косвенный контроль со стороны Президента за действиями региональных элит. В числе эффективных проектов общественного контроля следует особо отметить государственные закупки («За честные закупки») [7].
Опыт ОНФ свидетельствует о реальности воплощения демократической практики широких консультаций, востребованной обществом и государством. Повседневная работа этого механизма - необходимый атрибут современной политической системы, который можно назвать «мониторинговой демократией».
Общественный контроль, воплощенный в деятельности ОНФ, вместе с различными формами совместной работы активистов-общественников и органов власти, активизирует население. Благодаря обеспечению доступности практически прямого взаимодействия (своего рода диалога) с Президентом, деятельность ОНФ способствует повышению уровня доверия со стороны граждан к власти, а также развитию российской демократии и гражданского общества.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля».
4. Устав Общероссийского народного фронта.
5. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт /Пер. с англ.-М., 2003, с. 178-193.
6. Официальный сайт ОНФ http: www.onf.ru.
7. «Наши указы»: Народный фронт и российское государство. Статья «Российская газета» http://rg.ru/2014/11/25/onf.html
А.А. Облезин (Ульяновск, Ульяновский государственный университет, научный руководитель – д.пол.н., профессор Н. В. Дергунова)
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Существование и развитие гражданского общества в современной России невозможно без институтов, которые могли бы обеспечивать обратную связь между обществом и государством на федеральном и региональном уровне. Таким институтом гражданского общества является Общественная палата, которая обеспечивает взаимодействие граждан с органами государственной власти, защиту прав и свобод человека и общественных объединений, а также выполняет функцию общественного контроля за деятельностью властных структур. По сравнению с другими общественными институтами, Общественная палата имеет наивысшей потенциал для построения конструктивного диалога между властью и обществом.
Инициатором создания Общественной палаты РФ стал В. Путин. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят в апреле 2005 г. Этим законом был учрежден самостоятельный орган, помимо прочего обеспечивающий взаимодействие граждан России с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики, учета органами государственной власти и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 Регламента Общественной палаты РФ основными формами ее работы являются пленарные заседания, заседания совета, заседания комиссий, заседания рабочих групп.
В текущий момент во всех субъектах РФ в Приволжском федеральном округе приняты региональные законы об Общественных палатах. Общественная палата Ульяновской области создана в 2006 году как независимый орган, обеспечивающий взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления региона в целях учета потребностей и интересов граждан РФ. Цели и задачи ее деятельности, определяются законом №48-ЗО «Об Общественной палате Ульяновской области» от 06.05.2006 г.
Основными формами работы региональной палаты являются пленарные заседания, заседания Совета – постоянно действующего органа ОП, комиссий и рабочих групп, а также открытые слушания и круглые столы по актуальным проблемам развития региона и гражданского общества, работа с обращениями физических и юридических лиц, общественная экспертиза проектов законов и нормативных правовых актов Ульяновской области. В ходе работы члены Палаты готовят экспертно-аналитические и информационные материалы, используемые в дальнейшем для осуществления взаимодействия с органами власти и некоммерческими организациями. Актуальные проблемы, рассматриваемые на заседаниях Общественной палаты, затрагивают интересы различных социальных групп, непосредственно касаясь вопросов повышения качества жизни каждого жителя региона.
В настоящее время Общественная палата УО состоит из 9 комиссий по различным направлениям жизнедеятельности общества. За период существования Общественной палаты УО сделан значительный вклад в формирование гражданского общества в регионе. Представителями Общественной палаты были рассмотрены вопросы, касающиеся различных сфер общественной жизни и затрагивающие интересы разных категорий населения. За 10 лет своей работы совместно с Правительством Ульяновской области было организованно 7 Гражданских форумов – крупных событий в сфере развития институтов Гражданского общества, в которых активно принимали участие представители всех некоммерческих организаций города. Обсуждались такие темы как права и свободы человека и гражданина, взаимодействие НКО и власти, вопросы самоорганизации отношений в системе ЖКХ, гражданское участие в развитии социальной сферы, гражданский контроль, правовая защита населения, эффективная благотворительность. Гражданский форум научился не только обсуждать острые проблемы гражданского общества, но и предлагать меры для решения этих проблем.
Ежегодно Центром поддержки НКО Общественной палаты Ульяновской области рассматривается более 2-х тысяч обращений от представителей некоммерческого сектора об оказании информационной, юридической, грантовой поддержки. В рамках законопроектной деятельности в 2014 году рассмотрено 380 проектов нормативных правовых актов, среди которых законы УО, постановления Правительства УО, постановления и распоряжения Губернатора УО. По ряду проектов, поступавших на экспертизу, высказывались замечания и предложения. В 2014 году председатель Общественной палаты Ульяновской области Т.В. Девяткина провела 4 «прямые линии» в редакции «Народной газеты». В ходе «прямых линий» жители региона задавали свои вопросы по телефону в режиме реального времени. Информация по итогам мероприятий размещалась в «Народной газете», на портале http://ulpravda.ru и сайте региональной Палаты. На заседаниях профильных комиссий Общественной палаты УО в 2014 году рассмотрено 143 проекта, затрагивающие социально-значимые вопросы. По итогам проверок подготовлены рекомендации и предложения, которые были рассмотрены на рабочих заседаниях палаты и представлены руководителям отраслевых структурных подразделений.
Общественная палата Ульяновской области за весь период своей деятельности применяла различные формы для организации конструктивного диалога общества и власти: слушанья, круглые столы, оказание правовой помощи населению. Значительное внимание членами палаты уделялось экспертизе региональных законопроектов, что дало возможность учитывать общественное мнение по определенному кругу проблем. Являясь независимым органом, ОП УО дает «гражданским институтам возможность усиливать влияние на принятие решений органами государственной власти, а государству получать в их лице серьезного и равноправного партнера».
Список литературы
-
Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 39; -
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481 (ред. от 28.03.2008) «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также государственных комитетах, федеральных службах и федесоветов при федеральных органах исполнительной власти.» -
Регламент Общественной палаты Российской Федерации (принят на пленарном заседании Общественной палаты РФ 22.01.2006г.) -
Закон Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 48-ЗО «Об Общественной палате Ульяновской области» -
Гражданское общество в поисках пути/ Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная Пальмира». – СПб., 1997 -
Сайт Общественной палаты Ульяновской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opuo.ru/ -
Сайт Общественной палаты Российской федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/