Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 561

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



К.С.Воротникова (г. Екатеринбург, Уральский Государственный Аграрный Университет, научный руководитель – к.и.н., доцент Я.А.Самоделкин)

ВОЛОНТЕРСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГАУ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗИТИВНОЙ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА
Формирование общего пространства высшего образования РФ и ЕС позволяет высшим учебным заведениям развиваться в рамках единого подхода к обоснованной молодежной и позитивной научной политики. Волонтерская активность в общественной и научно-исследовательской работе – основная форма участия при реализации позитивной научной политики. Образовательное учреждение за счет данной технологии оказывается в сети социальных связей, что позволяет обществу влиять на содержание образования. Содержание образования и реальный мир становятся взаимосвязанными и взаимообусловленными, а университет - своеобразным эпицентром продуцирования общечеловеческих ценностей - толерантности, свободы, прав человека [1].

В этой связи интересен опыт научно-исследовательской работы студентов УрГАУ в рамках курса по социологии. Предложена социологическая проблема, по оценке образовательных потребностей садоводов. Выбран наиболее экономичный способ сбора социологической информации как "фокус группа". Волонтеры УрГАУ провели структурированную беседу с респондентами, высокомотивированными садоводами Свердловской области, которые стремятся к качественному ведению личного садового хозяйства. Достичь определенного качества невозможно без специальных знаний, умений и навыков. В результате опроса были выделены следующие проблемы садоводов:

1) отсутствие специальных знаний по агротехнологиям;

2) ограниченное представление о возможностях возделывать новые садовые культуры;

3) ограниченный опыт по технологиям переработки и сбережения урожая;

4) отсутствие представлений о возможностях ландшафтного дизайна и создания рекреационных зон.

На основе вышеизложенных проблем садоводов были написаны студентами научные и образовательные проекты, которые в будущем помогут в развитии садовых хозяйств. Приведем некоторые наиболее характерные темы проектов:


1) качество и товарность плодов новых селекционных сортов яблок для Среднего Урала;

2) особенности формирования урожайности овощных культур;

3) условия хранения картофеля в овощных ямах гаражных боксов;

4) оптимальный выбор удобрений для разного вида почв[2].

Научно-практическое сотрудничество между студентами и преподавателями УрГАУ и садоводами-любителями позволило обогатить прикладную аграрную науку и практику.

Другой пример. Студенты-волонтеры УрГАУ участвуют в работе Общественных советов при органах внутренних дел Свердловской области. Они помогают сотрудникам полиции в организации, проведении и анализе опросов общественного мнения по теме "Оценка эффективности, результативности и качества деятельности правоохранительных органов (полиции) по предоставлению государственных правоохранительных услуг гражданам"[3].

Были поставлены следующие задачи исследования:

1) анализ состояния защищенности граждан от противоправных посягательств;

2) анализ социальных рисков и опасений граждан;

3) анализ уровня виктимности населения по различным видам преступлений;

4) оценить эффективность работы органа внутренних дел РФ по обеспечению защищенности граждан от противоправных посягательств и исполнению государственных функций;

5) определить характер взаимоотношений органа внутренних дел РФ с потерпевшими и заявителями;

6) анализ воздействия средств массовой информации и личного опыта граждан на характер оценки качества работы органа внутренних дел РФ;

7) анализ коммуникаций между населением и правоохранительными органами[4].

В результате решения задач исследования и реакции начальников полиции появляется социальный капитал доверия – важный ресурс развития для правоохранительных органов, а для студентов – бесценный опыт сотрудничества как с государственным институтом, так и с гражданами, респондентами.

Особо отметим, что научно-исследовательская деятельность в контексте волонтёрской активности по реализации позитивной научной и обоснованной научной политики УрГАУ осуществляется студентами и преподавателями в специально созданных малых инновационных предприятиях и некоммерческих организациях, которые сами являются важными элементами гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Самоделкин Я.А. Социальная активность молодёжи в контексте неформального обучения и воспитания //“Личность в контексте межкультурного взаимодействия”. Материалы I Всероссийской молодежной конференции. Труды Томского государственного университета, Серия психолого-педагогическая, –Т.278., –Томск, 2011. – С.19.

  2. Кузнецов В. "Фокус группа" по оценке образовательных потребностей садоводов на примере садового товарищества «Автозаводец» // Молодежь и наука, – 2015. – № 4. – С.2.

  3. Samodelkin Y. From “Militia” to police in Russia: overcome crisis of civil distrust// Post-Soviet States. Two decades of transition and transformation by editors Ajay Patnaik, Tulsiram, –New-Delhi, 2011. –P.169-171.

  4. Голубева Ю.А. Капитал доверия как основа развития правоохранительной деятельности полиции// Молодежь и наука, –2014. –№ 3. –С.3.




Люкина Я.О. (г. Казань)

ТОС КАК ЭЛЕМЕНТ В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В организационной структуре на различных уровнях государственного управления все чаще произносится реформирование и моделирование эффективности управления. Это все больше демонстрирует существование различных проблем, касающихся многих сфер. Актуальные из них связаны с функционированием основных инфраструктур, необходимых для нормального существования граждан. Сельское хозяйство, культура, образование, ЖКХ, медицина – все это требует включения не только властных структур, но и самоорганизации общества.

Содержанием любого реформирование чаще всего присущ метод «попадания вслепую». Когда становятся очевидны разногласия в нутрии функционирования отдельного института, выходят на поверхность в качестве общественных прецедентов, государство стремиться решить проблему, ту ее сторону, которая очевидна. Однако, корень проблем остается. Именно поэтому преодоление социальных проблем возможно лишь в случаи сотрудничества активных граждан и государства.

Определение гражданского общества как активной позиции граждан научное сообщество руководствуется темпоральной логике понимания термина. В широком смысле под гражданским обществом понимается определение Баранова Н. А.: «состояние общественных является качественным показателем гражданской само­деятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере».[1] Соответствуя этой логике, мы также понимаем по Насыровой С.П.: «это позитивная, конструктивная социальная сила, соотносимая и сопоставимая с государством, способная ограничивать его в сущностных проявлениях своей самостоятельностью».[3]

Многие авторы акцентируют внимание, что социальная активность является лишь феноменом гражданского общества, которая не имеет концептуализированных и упорядоченных способов возникновения. При этом, на стадии формирования сообществ, выделяются наиболее инициативные и активные участники, они занимают место организаторов таких сообществ, выдвигая интересы всего сообщества. Гражданские объединения образуются на основе собственных взглядов и интересов, цель которых – перейти к активному диалогу представителями властных структур, применяя при этом различные способы влияния. В зависимости от инструментов и моделей поведения, зависит результат такого взаимодействия. В рамках такого гражданского неповиновения скрывается противовес отношений построения положительного эффекта.


Активная участие граждан можно рассмотреть в качестве примера включения в вопросы местного самоуправления. Как считает Блинов А. О. «На сегодняшний день уделяется много внимания процессу реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в котором основной акцент в управлении сделан на собственника жилья». [2]

Федеральный закон, существующий уже более десяти лет, от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», показал свои результаты. В научной литературе прилагается множество оценочных рассуждений об эффективности и отрицательных сторонах результатов постановления. В любом случае это попытка и возможность «разбудить» гражданское общество, выйти на новый уровень отношения общества и власти.

Одним из таких способов является ТОС – территориальное общественное объединение, взаимодействие и самоорганизация индивидов по их месту проживания, где индивиды под свою ответственность решают проблемы местного характера, также является промежуточным звеном между властью и населением. Такое объединение способствует эффективному использованию ресурсов города, участвует в решении назревших проблемы.

Соколов А. А. проанализировал возможности общественных объединений и сформировал следующие положительные стороны данного сообщества: выступает как хозяйственный субъект, имеет влияние на властные структуры, объединяет в сообщество и формирует на отстаивание интересов граждан. [4]. Направление работы данной организации определяют руководящие участники, они могут заняться благоустройством микрорайона, социальная и культурная работа, самоуправление и др. Существует многообразный спектр перечня работ и направлений, которые могут выбрать для себя участники.

Наиболее активны горожане в практике благоустройства территории, это непосредственно уход за улицей, домом и придомовым участком. За чистоту в подъезде в равной мере отвечает каждый жилец, назначаются дни уборки, субботники или составляются графики, украшаются стены подъезда, можно встретить в подъездах домов комнатные растения, некоторые активисты сажают цветы около дома, расписывают клумбы и сажают деревья. Сплоченная команда жильцов может сэкономить не мало средств. Установить сберегающие лампочки в подъезде, выиграть конкурс на реконструкцию крыши и покраску стен за счет государственных средств, поменять и установить новый лифт.


В частности, основные функции, способствующие благоприятной почве для проявления и развития гражданского общества это: заинтересованность в решении проблем собственного жилья через государственные программы, взаимодействие граждан с местной властью, повышение уровня ответственности, опыт и передача его новым участникам, инновационные пути решения требуемых задач и др.

В противовес этому способствует: индивидуализации индивидов; сложившаяся социальная практика взаимодействия с местными властями также дает задний ход; отсутствие опыта и моделей поведения гражданской активности; отсутствие мотивации и стимулов у самих граждан в инициативном поведении и др. Кроме этого, стоит отметить, что излишня активность некоторых граждан также мешает сосуществованию других. Часто ответственность за действия и решения жильцов домов несут посторонние организации. Поэтому необходимо хорошо проработанная законодательная почва для гражданской активности, где за каждое действие должна следовать ответственность.

В итоге можно отметить, что элементы гражданского участия и активности российского общества имеют быть и в настоящее время. Чтобы реализовать их в полной мере, необходимо время на создания многочисленных практик, опыт граждан, необходимо вырастить новое поколение с данными ценностями и мировоззрением, также отсутствие хорошо продуманной правовой основы мешает на пути формирования гражданского общества.
Список использованных источников и литературы.

  1. Баранов Н.А., Пикалов Г.А. Теория политики/ Н.А. Барановю Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. (URL: http://read.virmk.ru/b/BARANOV_POLITICA/13.htm)

  2. Блинов А.О Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ/ А.О. Блинов. Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11). С. 51-55. (URL: http://elibrary.ru/download/89844186.pdf)

  3. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о граждансокм обществе) / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. С. 55-58. (URL: http://elibrary.ru/download/85449654.pdf)

  4. Соколов А. Современные теоретические подходы к изучению гражданского общества: исследовательские практики и перспективы// Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Выпуск 3./ Под общ. ред. З. Т. Голенковой. Сост.: Т. Н. Короткова, А. Г. Истомина. М.: Институт социологии РАН.