Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 559

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если обратиться к Докладу о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год, то следует выделить основные факторы.

На сегодняшний день развитие некоммерческого сектора осложняется рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, это отсутствие единой целостной системы государственного учета некоммерческих организаций. Во-вторых, это низкий уровень прозрачности деятельности НКО. Отсутствуют четкие и общепринятые правила формирования и опубликования отчетов и информации о деятельности некоммерческих организаций, нет системы для оценки деятельности и отчетности некоммерческих организаций и общественных объединений перед государством и обществом. В-третьих, некоммерческие организации в большинстве своем мало известны, сохраняется недоверие граждан к деятельности НКО.

Общество мало интересуется проблемами «третьего сектора». Согласно данным ВЦИОМ, большинство россиян (59%) затруднились назвать какую-либо общественную организацию. Те же, кто смогли указать их поименно, чаще всего упоминали «Гринпис» (6%) и фонд «Подари жизнь» (3%)

Уровень доверия к некоммерческому сектору в российском обществе остается на низком уровне. По данным опроса ВЦИОМ, 40% россиян полагают, что работа НКО никак не влияет на жизнь большинства граждан, треть опрошенных (34%) склоняются к тому, что общественные организации не нужны вовсе. Россияне пока не воспринимают НКО в качестве эффективного общественного института и в большинстве своем не выражают готовности участвовать в деятельности общественных организаций в будущем.

Одним из самых важных факторов для повышения доверия к организации является подотчетность. Она оказывает существенное влияние на уровень доверия к НКО.

Так и государство должно быть подотчетно гражданскому обществу. Постоянное сотрудничество государственных органов с деятельностью НКО даст возможность развитию не только публичной политике, но решению остро значимых проблем в российском обществе. Известны примеры, когда некоммерческие организации и государство не находят точки соприкосновения или «общего языка».

Некоммерческие организации оказывают адресную поддержку наиболее нуждающимся, разрабатывают инновационные виды социальных услуг и помощи, в особенности там, где государство не способно действовать в силу бюджетных ограничений или не успевает реагировать на вызовы времени (домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, сиротство, детская инвалидность и т.д.). В силу гибкости и оперативности НКО в борьбе с общественными недугами, третий сектор выступает полигоном испытаний инновационных социальных технологий. Часто НКО, которые занимаются представлением и защитой интересов и видят свою миссию в достижении прогрессивных перемен в обществе, имеют обширный опыт в своей области и нередко обладают более высоким уровнем знаний, чем эксперты из государственных структур. (К примеру, НКО часто получают новейшие знания в своей области от международных сетей). Поддерживая такие организации, государство может обеспечить высокое качество услуг в социальной сфере и их соответствие международным стандартам. Законодательство РФ предусматривает различные формы взаимодействия государства и НКО. Условно их можно разделить на 2 группы:


1) экономические. Сюда относятся:

- предоставление НКО грантов, субсидий, других видов материальной помощи;

- размещение социального заказа;

- предоставление налоговых льгот НКО;

- предоставление НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом

- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку;

2) неэкономические. К ним относятся:

- проведение совместных мероприятий;

- общественно-экспертные советы;

- участие НКО в законотворческом процессе (лоббирование);

- взаимные консультации, обучение, обмен информацией;

На региональной ярмарке социальных проектов, проводимой Общественной палатой Ульяновской области, в мае 2015 года были представлены следующие проекты: «Социальная поддержка и защита граждан», где планировалось закупка продуктов одиноким больным и малообеспеченным гражданам, «Создание Кризисного центра для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию «Милосердие»». Также НКО «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» предлагал проект «Здоровое питание детям», где формируются основы и знания в сфере безопасности питания. Также известны проекты по объединению и реализации поддержки многодетных семей («Что нам стоит дом построить»), проводимые общественной организацией «Многодетное счастье».

Нужда партнеров друг в друге, понимание сильных и слабых сторон друг друга, неформальное отношение к проблеме позволяет построить зрелый тип взаимоотношений независимо от того, кто является заказчиком, а кто представителем услуг, кто донором, а кто исполнителем. Поэтому следует сделать вывод, что необходимо повышать уровень доверия граждан к НКО, и государство должно создать необходимые условия для подобного взаимодействия и сотрудничества.
Список литературы

  1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. – М., Общественная палата Российской Федерации, 2014. -184 с.

  2. С.А. Кравченко. "Социологический энциклопедический толковый словарь. - М., Изд-во МГИМО-Университет, 2011. – 408 с.

  3. Ярмарка социальных проектов Ульяновской области. Каталог проектов, Ульяновск 2015 год. - 80 с.



С. И. Кутушева (Ульяновск, Ульяновский государственный университет, научный руководитель – д. п. н., профессор Н. В. Дергунова).



ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРЛАМЕНТА И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
На сегодняшний день в России протекает процесс становления гражданского общества как разветвленной системы независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. В России, как полагают многие исследователи, власть пока все еще не готова относиться к гражданскому обществу как к равноправному партнеру, и попытки управлять институтами гражданского общества продолжаются. Усиление взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти является чрезвычайно важной задачей, решение которой будет способствовать форсированию процесса построения гражданского общества в России. Это взаимодействие происходит уже сейчас, и целью данного исследования является выявление форм интеракций органов государственной власти, в частности, российского парламента, с существующими институтами гражданского общества при помощи такого общенаучного метода, как анализ. Будет производиться анализ литературных источников, найденных по соответствующей теме, в частности, таких как журналы «Полития», «Вопросы политологии», «Юридический мир», материалы II Всероссийского форума молодых парламентариев, сборник статей о практике эффективного взаимодействия государства и гражданского общества в мире. Деятельность именно законодательных органов взята неслучайно – магистерская работа нацелена на анализ партий парламентского большинства, соответственно, данное исследование продемонстрирует один из аспектов деятельности парламента, что в будущем приложится к общей картине работы российских законодательных органов.

Типичной институциональной формой сотрудничества парламента с гражданским обществом являются специализированные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами некоммерческих организаций. Например, в Венгрии с начала 1990-х существует парламентский Комитет по поддержке организаций гражданского общества, который в прошлом выдавал гранты из госбюджета национальным ассоциациям. Затем он взял на себя работу по формированию законодательства, регулирующего деятельность третьего сектора (всего спектра существующих некоммерческих организаций). Кроме того, в Венгрии также существует гражданское управление парламента, которое исполняет роль информационного центра, например, ведет базу данных неправительственных организаций, которым рассылает информацию о планах обсуждения законопроектов в интересующей их области; отвечает на запросы неправительственных организаций; координирует и организует их участие в заседаниях различных комитетов и т. д. В Германии Подкомитет по гражданской активности был создан в мае 2003 г. Его задача – содействие выполнению рекомендаций крупного исследования гражданского общества Германии и обсуждение профильных законопроектов и инициатив. В ряде стран принцип субсидиарности – принцип, в соответствии с которым социальные проблемы должны решаться на самом низком уровне, центральная власть должна играть вспомогательную роль, решая только те задачи, которые не могут быть эффективно выполнены на местном уровне – закреплен в их основных законах, например, в Конституции Португалии, что свидетельствует о развитости социального государства, о том, что уровень взаимодействия государства и гражданского общества весьма высок.


В Российской Федерации парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. К институтам взаимодействия гражданского общества и государства, функционирующим на федеральном уровне, можно отнеси Комиссию Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, которая была создана 30 января 2008 г. В соответствии с Положением, к ведению Комиссии относятся вопросы:

- законодательного обеспечения институтов гражданского общества;

- деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций;

- взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- участия институтов гражданского общества в законодательном процессе;

- взаимоотношений государства и граждан;

- гражданских инициатив, участия граждан и общественных объединений в реализации государственной политики во всех сферах общественной жизни;

- бюджетного финансирования общественных объединений.

Основной приоритет работы – проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов. С целью его практической реализации при Комиссии СФ уже создан экспертный совет, который станет площадкой для обсуждения законопроектов представителями гражданского общества. Наряду с законотворческой деятельностью работа Комиссии направлена на объективное рассмотрение обращений граждан и организаций, поступающих в Комиссию СФ и не нашедших понимания в органах государственной власти.

На уровне субъекта Российской Федерации такого рода деятельность можно наблюдать в Ставропольском крае, где краевая Дума в порядке эксперимента создала общественный экспертно-аналитический консультативный совет, состоящий из ученых, занимающихся экспертизой, анализом, консультациями по принимаемым законопроектам. Можно сделать вывод, что представители науки смогут повысить действенность, плановость, организованность, предсказуемость правотворческого процесса. Учитывая данный факт, целесообразным будет внедрить подобную практику во всех регионах. Также можно отметить Общественный совет при Думе городского округа Самара, созданный в 2005 г. В настоящий момент Совет включает в себя 46 общественных организаций, подписавших Соглашение о взаимодействии Думы городского округа Самара и негосударственных коммерческих организаций в нормотворческой деятельности и представляющих собой все сферы общественной и культурной жизни горожан. В соответствии с данным Соглашением Дума обязуется приглашать представителей НКО к участию в заседаниях Думы, комитетов Думы, временных комиссий, рабочих групп; в заседаниях круглых столов, думских слушаний, публичных слушаний; предоставлять негосударственным некоммерческим организациям проекты нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитетов Думы, рабочих групп, временных комиссий; материалы круглых столов, думских слушаний и публичных слушаний; повестки заседаний Думы, комитетов Думы, временных комиссий. Негосударственные НКО, в свою очередь, разрабатывают и вносят в Думу для обсуждения либо в порядке законотворческой инициативы проекты нормативных правовых актов; делегируют своих представителей для участия в Думе, комитетах Думы, временных комиссиях, рабочих группах; а также в заседаниях круглых столов, думских слушаниях,
публичных слушаниях; направляют в Думу в письменном виде предложения для включения в план нормотворческой деятельности Думы на очередное полугодие; направляют в Думу в письменном виде замечания и предложения к проектам нормативных правовых актов с приложением в необходимых случаях финансово-экономических обоснований и др.

Также большой интерес вызывают молодежные парламенты – это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития. Молодежные парламенты – форма общения молодежи с руководством страны, региона, муниципального образования; с другой – механизм сотрудничества государства с молодежью. Через молодежные парламенты власть имеет возможность наладить тесный контакт с молодежью, понять ее запросы и потребности, использовать потенциал молодого поколения для решения важных проблем государства и общества в целом. На сегодняшний день молодёжные парламенты имеют место во многих субъектах РФ, в том числе, в Ульяновской области – это Молодёжная Дума, которая является коллегиальным совещательным консультативным органом при Ульяновской Городской Думе, созданный в целях оказания содействия Ульяновской Городской Думе в разработке решений в сфере молодежной политики.

Таким образом, изучив существующие на сегодняшний день формы взаимодействия органов законодательной власти и институтов гражданского общества, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, мы можем сделать вывод, что, в отличие от большинства развитых стран, мы не имеем достаточно развитой системы взаимоотношений между указанными субъектами политики. Несомненно, имеющиеся формы положительно сказываются на ходе развития гражданского общества в России, однако, необходимо большее число органов, отвечающих за связь с представителями общественных организаций на общегосударственном уровне, а также в регионах.

Итак, в ходе проведённого исследования был получен промежуточный результат – получена информация об определённом аспекте деятельности российского парламента – выстраивании отношений с институтами гражданского общества. Данная информация будет использована в ходе проведения магистерского исследования.