Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Д. Кирменёва, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РЕГИОНЕ
Актуальность темы заключается в том, что периодическая печать в России на рубеже веков претерпела значительные трансформации, вызванные реалиями социальных трансформаций. Развитие рыночной экономики, политическое реформирование общества, перемены в духовной жизни существенно изменили систему взаимоотношений средств массовой информации с ее потребителем, что выразилось в увеличении количества изданий и падении тиражей, ранее дотируемых государством. В качестве одной из тенденций развития журналистики последних лет можно считать тот факт, что если раньше вопросы влияния СМИ рассматривались преимущественно на общенациональном уровне, а предметом исследования становилась деятельность центральных СМИ, то в последние годы особое значение приобрел «региональный аспект». Проблема заключается в том, что с одной стороны региональные издания являются важным фактором развития социальных коммуникаций гражданского общества в регионах, а с другой стороны, недоверие населения к средствам массовой информации.
Цель статьи состоит в выявлении роли отношения населения региона к печатным изданиям как фактора развития социальных коммуникаций гражданского общества. Для реализации этой цели нами было проведено качественное исследование методом глубинного интервью «Успешный внешний и внутренний имидж газеты «Мозаика»».
Отечественные исследования показывают следующие результаты. Каждый четвертый опрошенный не доверяет никаким средствам массовой информации. Центральные средства массовой информации лидируют в рейтинге доверия — но и им доверяют не более 40% опрошенных. О своем доверии к местным СМИ в целом по России заявили всего 15% респондентов (в крупных городах — 21%). Дефицит доверия к местным и областным СМИ контрастирует с обычным для многих стран мира положением, когда именно локальная и региональная пресса пользуется наибольшим доверием населения [1, C.66]. При существующем разбросе в данных социологических служб неизменным остается ключевой вывод, обозначающий проблему чрезвычайной важности: в России наблюдается кризис доверия общества к прессе. Он развивается не первый год: со
времен гласности, когда имел место существенный рост социального авторитета журналистов и прессы, доверие граждан к СМИ снизилось до опасного уровня.
Выборка нашего исследования составила 20 интервью; ее структура основывается на статусе респондентов по отношению к газете «Мозаика». Первая группа – это рекламодатели газеты, вторая группа – читатели данного издания (население Ульяновска), третья группа – сотрудники медиа-холдинга «Мозаика», которые привлекались к исследованию в целях выявить внутренний имидж компании. Ключевым понятием в качественном исследовании для нас стало «имидж газеты». Отталкиваясь от него, мы продумали логические коды: 1) уровень узнаваемости газеты «Мозаика»; 2) доверие к газете «Мозаика»; 3) лояльность к газете «Мозаика»; 4) причастность к деятельности газеты «Мозаика»; 5) региональная значимость газеты «Мозаика».
Доверие к печатным СМИ в наше время подорвано тем, что зачастую информация в разных изданиях значительно отличалась, а при проверке данных выяснялось, что даётся непроверенная информация. Иногда реализуется специально задуманная подача ложной информации. Критерий «доверие к газете «Мозаика»» в ходе исследования разбил респондентов на подгруппы - «доверяющие и «недоверяющие». Несмотря общие негативные тенденции, «Мозаика» занимает лидирующие позиции по этому критерию в региональных СМИ: 90% респондентов относятся к подгруппе «доверяющих». «Всё, что я читаю в других газетах, приходится фильтровать», «Когда читаю статьи в других газетах, невольно представляю ситуацию. С «Мозаикой» такого не было», «Отношусь осторожно к информации вокруг, но повода не доверять «Мозаике» у меня нет», «Я знаю, как всё устроено, но «Мозаика» не врёт», «Я доверяю старейшим и уважаемым печатным СМИ, таким как «Мозаика», «Многолетний опыт и безупречная репутация позволяют говорить об этой газете, как об одном из самых авторитетных СМИ города», «Именно «Мозаике» можно доверять, так как лично пользовался её услугами и ни разу не наткнулся на оферту».
В ходе опроса выяснилось, что доверие к газете «Мозаика» в основном основывается на том, что у неё в арсенале долгий опыт работы с клиентами и ей не выгодно публиковать недостоверные факты и информацию.
Критерий «региональная значимость» появился в ходе опроса, так как о нём упоминали многие респонденты в контексте составляющей имиджа регионального печатного издания. Причинами региональной значимости газеты «Мозаика» выступают несколько факторов. Первый заключается в информационной ценности для населения: «Мозаика» важна для региона, поскольку издание объективно и оперативно освещает важнейшие события города», «Мозаика важна для региона, так как в ней можно найти много полезной информации и быть в курсе событий Ульяновской области».
Вторым фактором выступает коммерческая ценность для клиентов, сотрудничающих с изданием; они говорят о помощи газеты «Мозаика» в развитии малого бизнеса региона. Рекламодатели высказывают такие мнения: «Регион небольшой, но быстро развивающийся в направлении малого бизнеса, в том числе благодаря «Мозаике», которая дает возможность компаниям заявить о себе», так же газета «Мозаика» вносит большой вклад в общественную и благотворительную жизнь города: «Мозаика достаточно активна в социальном плане: помощь деткам из детских домов, освещение проблем населения, информационное партнёрство значимых для региона событий».
Персонал медиа-холдинга «Мозаика» отмечает свой аспект региональной значимости газеты - «социальная значимость»: «Для кого-то «Мозаика» выступает лидером мнений, источником свежей и правдивой информации, поэтому подвести своих читателей мы не можем и не имеем право», «Газета наравне со всем медиа-холдингом участвует в социальных программах для горожан. Думаю, социально направленная деятельность СМИ важна, т.к., является дополнительным стимулом для населения к тем или иным действиям».
Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что региональная значимость местного печатного издания заключается в информационной, коммерческой и социальной ценности в рамках конкретного территориального пространства. Дальнейшее развитие гражданского общества в стране, в ее регионах во многом зависит от диалога средств массовой коммуникации, профессиональных сообществ и населения в целом. Именно в этом заключается смысл деятельности средств массовой коммуникации как фактора развития социальных коммуникаций в региональном обществе.
Таким образом, печатные средства массовой информации остаются востребованным общественным институтом с высоким потенциалом развития. Этот потенциал во многом определяется уровнем доверия социальных и профессиональных групп к конкретным средствам массовой информации. Полученный результат убеждает в необходимости печатным изданиям постоянно поддерживать и отслеживать уровень доверия своих целевых аудиторий.
Список литературы
1. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. – Ставрополь, 2006. 195 с.
2. Томашевская Ю.Н. Количественные и качественные методы кластерной идентификации. - Актуальные вопросы экономических наук. – 2009, №9 – с 58 - 72
Л.Г. Идиятуллова, И.Г. Гоношилина (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.ф.н., доцент И.Г. Гоношилина)
ОПЫТ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ С НАСЕЛЕНИЕМ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что пресс-служба организации является сегодня и способом взаимодействия с общественностью, и способом формирования общественного мнения у населения. В настоящее время нет ни одной сферы жизни, которая бы, так или иначе, не соприкасалась с деятельностью средств массовой информации. А потому создание компетентной и сильной пресс-службы организации приобретает особое значение.
Потребность населения в актуальной информации определила необходимость формирования специальных структур, обеспечивающих коммуникативно-информационное сопровождение деятельности государственных, коммерческих, общественных организаций. В рамках системы «власть – народ» в субъекте Российской Федерации такой специальной структурой стала выступать пресс-служба регионального органа государственной власти, которая является связующим звеном, обеспечивающим обмен социально-политической информацией между обществом и властью. При этом она должна обладать собственным информационным потенциалом, который важно исследовать в плане единства атрибутивных и функциональных свойств политической информации, отражающей бытие социума, а также как совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать доступные информационные ресурсы [1, c.266].
На сегодняшний день накоплен положительный опыт коммуникативного взаимодействия пресс-служб правоохранительных органов с населением. Так, медиапартнерами УМВД России по Омской области являются ГТРК «Иртыш», ГТРК «Омск», корпорация «ТелеОмск-АКМЭ», «Радио Сибирь», омский портал «Аргументы и факты». В телеэфире еженедельно выходит программа «Правовой контакт», где озвучивается аргументированная позиция ведомства по актуальным вопросам правоохранительной направленности [2, c.66]. В разное время в ней принимают участие представители практически всех подразделений ОВД.
Отдельным направлением является сотрудничество с радиостанциями. В рубрике «Итоги недели» в новостных блоках радио «Милицейская волна в Омске» выступают сотрудники пресс-службы со статистической информацией об оперативно- профилактических мероприятиях и резонансных происшествиях недели [2, c.86]. До граждан доводится информация о числе ДТП за неделю, пострадавших в них участниках дорожного движения, отстраненных от управления водителей транспортных средств.
Пресс-службы правоохранительных органов активно внедряют в свою повседневную деятельность и новые формы работы. Например, пресс-служба ГИБДД по Ульяновской области не только выступает по региональному телевидению с краткой новостной информацией, но и принимает участие в программах иного формата — «прямых линиях», круглых столах и ток-шоу. Сегодня самое пристальное внимание пресс-служб также обращено на интернет-пространство и блогосферу, поскольку именно здесь заложен значительный ресурс для увеличения целевой аудитории. Некоторые пресс-службы уже используют в своей работе интернет-форумы, микроблоки Твиттер [4, c. 24].
Исследование подтверждает, что в современных условиях под взаимодействием пресс-службы органов внутренних дел со средствами массовой информации следует понимать постоянный двухуровневый управленческий процесс, осуществляемый через отделы информации (пресс-службы либо специально выделенные для данной деятельности сотрудники), с учреждениями средств массовой информации и их сотрудниками на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей.
Итак, важнейшим условием эффективности работы любой организации сегодня является своевременная и достоверная информация, и пресс-служба, являющаяся информационным центром, становится основой любой фирмы или учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей. Эти структуры, помимо информирования населения должны использовать технологии налаживания связей с общественностью, внедрять в муниципальное управление практику применения PR-технологий.