ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обонятельные: болото — вонючее, зловонное, затхлое, тухлое, дурно пахнущая
гниль; осязательные: болото — мокро, вязкое, липкое, мягкое, слякоть.
Количество изобразительных реакций довольно велико на всем массиве ABC, но преобладают среди них визуальные. Вот некоторые из них: атомный — огромный шар; бабушка — в кресле, в очках, в платочке; баран — закрученные рога; новый — запах мебели; больной — повязка, бинты, больничная койка, перевязанное горло; жена — женщина в фартуке с половником в руке; гнев — злое лицо, блеск в глазах, брови сжаты; город — много домов, улица с фонарями; завод — трубы, огромное грязное кирпичное здание; интересный — сидят и слушают; прошу — поза на коленях; пчела — жи-жи; рассказывать—люди у костра; показать — указка в руке; солдат—рыжий парень в нелепо торчащей пилотке; сплетни — бабушки у подъезда; улица — люди, деревья, машины; странный — очки и шляпа; сын— ребенок за руку с отцом;
тише — световое табло; уехать — последний вагон поезда; приехать — человек с чемоданом; урожай — корзина с плодами; ярость — перекошенное лицо; являться — человек на пороге; завод — пахнет резиной; активный — рука вверх; соболезнование — черная рамка, черные платки; уметь — запах столярной; пиво — запах сырости; деревня — запах трав; столовая — звон посуды, запахи; идти — идущий человек; запирать — большой висячий замок; ветер — колышущиеся по ветру волосы.
9. Жесты и мимика, интонация
К изобразительным реакциям примыкают жесты, которые, коррелируя с соответствующими ментальными структурами, тоже передают элементы знаний, элементы наивной картины мира: считать — загибать пальцы; думает
— морщит лоб; жалость — погладить по головке; враки — развести руками; подумать — рука ко лбу; пальцами —
барабанить; тот — указательный палец; хорошо — во.'; жест — можно играть, показать рукой; сожаление — грусть в лице; ярость — выпученные глаза.
Интонация в ответах испытуемых просматривается в тех случаях, когда они используют соответствующую пунктуацию, и поэтому она небогата оттенками, разделяясь лишь на восклицательную и вопросительную: Вследующий
— /; следующий — войдите.'; какой — знак вопроса; смерть
— страшна! Иногда сама семантика ответа, особенно если в нем содержится оценка (см. также ниже, Б.З), подсказывает, с какой интонацией ответ произнесен испытуемым: шалопай — хо-хо, отпуск — ура, смерть — фашистам.
10. Генерализованные высказывания (житейские правила, сентенции, дефиниции, суждения)
Названные единицы обобщают жизненный опыт человека и, будучи зачастую общеизвестными и довольно банальными, в какой-то своей части пересекаются с фразеологией — с крылатыми фразами и выражениями: Втруд — сделал из обезьяны человека; искусство — украшает нашу жизнь; каждый— хочет чего-то добиться; нравиться —хочется всем; очень — хочется мира во всем; дети — цветы нашей жизни;
шутка — шутке рознь; деньги — это зло; театр — это жизнь; здоровье — это самое важное; армия — школа жизни; жизнь — сложная штука; велосипед — изобретать не надо; верить — надежда исчезает последней; кончиться — все когда-то кончается; любить — дано не каждому; орел — не ловит мух.
11. Фреймы типовых национально-культурных ситуаций
Фрейм, так же как и предыдущие единицы, представляет собой ментальную структуру, близкую по характеру к картинам и "образам". В ней фиксированы характерные признаки типовых, общепонятных ситуаций, которые в вербальном воплощении задаются выразительным словом или словосочетанием, позволяющим слушателю (интерпретатору) "достроить" ситуацию, восстановить недостающие узлы схемы: следующий — проходите [фрейм "очередь"]; снимаю — птичка [фрейм "у фотографа"]; оставаться — пустая пристань [фрейм "расставание"]; скорлупа — чистить яйцо; нуждаться — пустая сумка; свидание — пришел, а ее нет; сожаление — объезд ["дорожный знак"]; стенка— мяч ["стенка" в футболе или "игра со стенкой" в теннисе]; штурмовать — магазин, куда привезли дефицитные товары; знакомый — встать в очередь [фрейм "очередь"]; искать — предмет, потерявшийся в траве; трава, ходить, что-либо на земле. В последнем примере из статьи искать актуализованы почти все слоты этого фрейма-ситуации: что [предмет], где [на земле, в траве], как [ходить], но сделано это разными испытуемыми. Однако есть и такие случаи, когда фрейм задается несколькими своими слотами (узлами) в ответе одного носителя, т.е. реакция последнего бывает выражена сразу несколькими словами, с синтаксической точки зрения представляющими собой однородные члены предложения:
гниль; осязательные: болото — мокро, вязкое, липкое, мягкое, слякоть.
Количество изобразительных реакций довольно велико на всем массиве ABC, но преобладают среди них визуальные. Вот некоторые из них: атомный — огромный шар; бабушка — в кресле, в очках, в платочке; баран — закрученные рога; новый — запах мебели; больной — повязка, бинты, больничная койка, перевязанное горло; жена — женщина в фартуке с половником в руке; гнев — злое лицо, блеск в глазах, брови сжаты; город — много домов, улица с фонарями; завод — трубы, огромное грязное кирпичное здание; интересный — сидят и слушают; прошу — поза на коленях; пчела — жи-жи; рассказывать—люди у костра; показать — указка в руке; солдат—рыжий парень в нелепо торчащей пилотке; сплетни — бабушки у подъезда; улица — люди, деревья, машины; странный — очки и шляпа; сын— ребенок за руку с отцом;
тише — световое табло; уехать — последний вагон поезда; приехать — человек с чемоданом; урожай — корзина с плодами; ярость — перекошенное лицо; являться — человек на пороге; завод — пахнет резиной; активный — рука вверх; соболезнование — черная рамка, черные платки; уметь — запах столярной; пиво — запах сырости; деревня — запах трав; столовая — звон посуды, запахи; идти — идущий человек; запирать — большой висячий замок; ветер — колышущиеся по ветру волосы.
9. Жесты и мимика, интонация
К изобразительным реакциям примыкают жесты, которые, коррелируя с соответствующими ментальными структурами, тоже передают элементы знаний, элементы наивной картины мира: считать — загибать пальцы; думает
— морщит лоб; жалость — погладить по головке; враки — развести руками; подумать — рука ко лбу; пальцами —
барабанить; тот — указательный палец; хорошо — во.'; жест — можно играть, показать рукой; сожаление — грусть в лице; ярость — выпученные глаза.
Интонация в ответах испытуемых просматривается в тех случаях, когда они используют соответствующую пунктуацию, и поэтому она небогата оттенками, разделяясь лишь на восклицательную и вопросительную: Вследующий
— /; следующий — войдите.'; какой — знак вопроса; смерть
— страшна! Иногда сама семантика ответа, особенно если в нем содержится оценка (см. также ниже, Б.З), подсказывает, с какой интонацией ответ произнесен испытуемым: шалопай — хо-хо, отпуск — ура, смерть — фашистам.
10. Генерализованные высказывания (житейские правила, сентенции, дефиниции, суждения)
Названные единицы обобщают жизненный опыт человека и, будучи зачастую общеизвестными и довольно банальными, в какой-то своей части пересекаются с фразеологией — с крылатыми фразами и выражениями: Втруд — сделал из обезьяны человека; искусство — украшает нашу жизнь; каждый— хочет чего-то добиться; нравиться —хочется всем; очень — хочется мира во всем; дети — цветы нашей жизни;
шутка — шутке рознь; деньги — это зло; театр — это жизнь; здоровье — это самое важное; армия — школа жизни; жизнь — сложная штука; велосипед — изобретать не надо; верить — надежда исчезает последней; кончиться — все когда-то кончается; любить — дано не каждому; орел — не ловит мух.
11. Фреймы типовых национально-культурных ситуаций
Фрейм, так же как и предыдущие единицы, представляет собой ментальную структуру, близкую по характеру к картинам и "образам". В ней фиксированы характерные признаки типовых, общепонятных ситуаций, которые в вербальном воплощении задаются выразительным словом или словосочетанием, позволяющим слушателю (интерпретатору) "достроить" ситуацию, восстановить недостающие узлы схемы: следующий — проходите [фрейм "очередь"]; снимаю — птичка [фрейм "у фотографа"]; оставаться — пустая пристань [фрейм "расставание"]; скорлупа — чистить яйцо; нуждаться — пустая сумка; свидание — пришел, а ее нет; сожаление — объезд ["дорожный знак"]; стенка— мяч ["стенка" в футболе или "игра со стенкой" в теннисе]; штурмовать — магазин, куда привезли дефицитные товары; знакомый — встать в очередь [фрейм "очередь"]; искать — предмет, потерявшийся в траве; трава, ходить, что-либо на земле. В последнем примере из статьи искать актуализованы почти все слоты этого фрейма-ситуации: что [предмет], где [на земле, в траве], как [ходить], но сделано это разными испытуемыми. Однако есть и такие случаи, когда фрейм задается несколькими своими слотами (узлами) в ответе одного носителя, т.е. реакция последнего бывает выражена сразу несколькими словами, с синтаксической точки зрения представляющими собой однородные члены предложения: