ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
победа— май 1945; суббота — микруха [у студентов I Медицинского института по субботам были занятия микрохирургией]; транспорт — автобус 45; весна — сорок пятого; звать — ау, ау\
5. Юмор, игра слов
В языковых играх — каламбурах, иронических фразах, оксюморонных словосочетаниях, морфо-фонетических сближениях несходного или противоположного — отчетливо проявляется нестандартность, поисковая активность языкового сознания носителей языка: институт — заборо-строительный; студент — мудер; чадо — чадушное [тщедушное]; учительница — мучительница; знамя — для прикрытия заплаток; спина — как за каменной спиной; сходить — замуж; театр — одного зрителя; толки — роскозни [россказни + козни]; тюрьма — верной дорогой идете, товарищ; искусство — пошлых веков; грести — ушами в камыши; столовая —рыгаловка; знакомый — не помню, как зовут.
6. Пресуппозиция
Пресуппозиция, послужившая непосредственной причиной ответа, становится наблюдаемой, восстанавливается в таких парах S—R, где на первый взгляд взаимная информация минимальна, т.е. связь между первичным стимулом и зафиксированной в ответе реакцией как будто отсутствует: прививка —
заколка, речь — камешки, сельскохозяйственный — скульптура Мухиной. Это происходит обычно в тех случаях, когда первичный результат реагирования на стимул, т.е. действительно первая реакция, не фиксируется испытуемым, а записывается уже вторичный ответ, — ответ, для которого реальным стимулом оказалась та самая незафиксированная им первая его реакция. Будучи не выраженной явно, такая "реакция = стимул" и может квалифицироваться как пресуппозиция.
Если звездочкой пометить эту промежуточную *RS, то для приведенных выше пар пресуппозиции могли бы выглядеть следующим образом: прививка — 'завивка [реакция морфемой: при — за] — заколка [реакция морфемой: за — за]; речь — 'Демосфен — камешки [Демосфен, преодолевая дефекты своей речи, добиваясь чистоты и ясности произношения, учился говорить выразительно даже с камешками во рту]; сельскохозяйственный — "выставка — скульптура Мухиной [известная скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница" установлена возле сельскохозяйственной выставки в Москве]; слушать — 'уши — лапшу [вешать лапшу на уши].
Важно отметить, что первичная реакция, восстанавливаемая в таких цепочках в качестве пресуппозиции, на самом деле, как правило, присутствует и реально в данной ассоциативной статье, являясь ответом другого испытуемого: редко — 'редька — редиска; сам — 'с усам — Сусанин; рубль — 'деревянный — фанерный; речь — 'слово — о полку Игореве;
платить — 'деньги — на магнитофон; спина — 'белая —в белилах; удрать — * содрать — списать; спор — "неразрешимый — монета [должна быть брошена, чтобы разрешить его]; стараться — 'не стараться [что-либо сделать] — плюнуть; сплетни — *сплели — веревка; масло — 'масло масленое — тавтология; глаз — 'око — недремлющее; шумный — 'шум — зеленый [Зеленый шум]; оставаться — *с ребенком — нянчить; участие — 'проявить участие — к судьбе или участие — 'проявлять участие — к людям. Эта восстанавливаемость пресуппозиции (или первичной реакции) по данным того же ассоциативного поля (статьи) лишний раз указывает на правомерность его отождествления с полем индивидуальным, а сети, построенной по материалам массового опроса, — с ассоциативно-вербальной сетью "усредненной" языковой личности.
7. Элементы национального самосознания, национальные оценки и предпочтения
Возможно, проявление в ABC названных особенностей следовало бы квалифицировать как черты национального характера. Но не располагая достаточным материалом для таких обобщений, мы хотели бы ограничиться лишь некоторыми наблюдениями. Строго говоря, национальную окраску — более или менее выраженную — имеют все элементы знаний, из которых складывается мозаичная картина мира носителя языка: имена и лозунги, актуальная политическая информация и прецедентные тексты, метафорика и фразеология, жесты и генерализованные высказывания (см. раздел
III А). "Национальное" дает о себе знать и в эмоциональных оценках фактов и явлений действительности, в юморе, в специфике пресуппозиций (раздел III Б). Но это все "национализм", так сказать, обязательный и эксплицитный, "национализм по определению", обусловленный непохожестью данного языка на все прочие, "национализм", заложенный в самом материале, как бы не пропущенный через сознание говорящего и потому не выходящий непосредственно на языковую личность, на психо-ментальную и прагматико-ценностную специфику носителя языка и ее отражение в его речевой деятельности и в его ABC, соответственно.
Элементы национального, — я значит, общего для всех носителей, — самосознания, представляясь в языковом плане само собой разумеющимися, заключают в себе некое выводное знание. Оно многофункционально, но главная, ядерная часть его, свидетельствующая об одинаковом мировидении и одинаково ощущаемом месте "я" в мире, предназначена для того, чтобы идентифицировать "своего", т.е. опознать личность, принадлежащую к той же самой, к моей речевой общности. И хотя мы относим приводимые ниже факты к самосознанию, на самом деле для говорящего они не всегда осознанны, однако оказывают существенное влияние на практические решения и повседневное поведение носителя языка.
Можно полагать, что извлекаемые из ABC представления, оценки и суждения, которые мы квалифицировали вышесказанным образом, разделяются на два типа. Во-первых, это историко-культурные феномены, дошедшие до сегодняшнего времени из прошлого, связанные с разными историческими периодами жизни русского народа и выражающие в явном виде (ср. ниже река) или имплицитно (ср. ниже дверь) взаимоотношения "я и мир" или "я и ты". Во-вторых, это общеизвестные фреймы, понятия, оценочные суждения советского времени, формирующие определенные концептуальные схемы, под воздействием которых строилось наше поведение еще совсем недавно. Рассмотрим последовательно оба типа проявлений национального самосознания.
5. Юмор, игра слов
В языковых играх — каламбурах, иронических фразах, оксюморонных словосочетаниях, морфо-фонетических сближениях несходного или противоположного — отчетливо проявляется нестандартность, поисковая активность языкового сознания носителей языка: институт — заборо-строительный; студент — мудер; чадо — чадушное [тщедушное]; учительница — мучительница; знамя — для прикрытия заплаток; спина — как за каменной спиной; сходить — замуж; театр — одного зрителя; толки — роскозни [россказни + козни]; тюрьма — верной дорогой идете, товарищ; искусство — пошлых веков; грести — ушами в камыши; столовая —рыгаловка; знакомый — не помню, как зовут.
6. Пресуппозиция
Пресуппозиция, послужившая непосредственной причиной ответа, становится наблюдаемой, восстанавливается в таких парах S—R, где на первый взгляд взаимная информация минимальна, т.е. связь между первичным стимулом и зафиксированной в ответе реакцией как будто отсутствует: прививка —
заколка, речь — камешки, сельскохозяйственный — скульптура Мухиной. Это происходит обычно в тех случаях, когда первичный результат реагирования на стимул, т.е. действительно первая реакция, не фиксируется испытуемым, а записывается уже вторичный ответ, — ответ, для которого реальным стимулом оказалась та самая незафиксированная им первая его реакция. Будучи не выраженной явно, такая "реакция = стимул" и может квалифицироваться как пресуппозиция.
Если звездочкой пометить эту промежуточную *RS, то для приведенных выше пар пресуппозиции могли бы выглядеть следующим образом: прививка — 'завивка [реакция морфемой: при — за] — заколка [реакция морфемой: за — за]; речь — 'Демосфен — камешки [Демосфен, преодолевая дефекты своей речи, добиваясь чистоты и ясности произношения, учился говорить выразительно даже с камешками во рту]; сельскохозяйственный — "выставка — скульптура Мухиной [известная скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница" установлена возле сельскохозяйственной выставки в Москве]; слушать — 'уши — лапшу [вешать лапшу на уши].
Важно отметить, что первичная реакция, восстанавливаемая в таких цепочках в качестве пресуппозиции, на самом деле, как правило, присутствует и реально в данной ассоциативной статье, являясь ответом другого испытуемого: редко — 'редька — редиска; сам — 'с усам — Сусанин; рубль — 'деревянный — фанерный; речь — 'слово — о полку Игореве;
платить — 'деньги — на магнитофон; спина — 'белая —в белилах; удрать — * содрать — списать; спор — "неразрешимый — монета [должна быть брошена, чтобы разрешить его]; стараться — 'не стараться [что-либо сделать] — плюнуть; сплетни — *сплели — веревка; масло — 'масло масленое — тавтология; глаз — 'око — недремлющее; шумный — 'шум — зеленый [Зеленый шум]; оставаться — *с ребенком — нянчить; участие — 'проявить участие — к судьбе или участие — 'проявлять участие — к людям. Эта восстанавливаемость пресуппозиции (или первичной реакции) по данным того же ассоциативного поля (статьи) лишний раз указывает на правомерность его отождествления с полем индивидуальным, а сети, построенной по материалам массового опроса, — с ассоциативно-вербальной сетью "усредненной" языковой личности.
7. Элементы национального самосознания, национальные оценки и предпочтения
Возможно, проявление в ABC названных особенностей следовало бы квалифицировать как черты национального характера. Но не располагая достаточным материалом для таких обобщений, мы хотели бы ограничиться лишь некоторыми наблюдениями. Строго говоря, национальную окраску — более или менее выраженную — имеют все элементы знаний, из которых складывается мозаичная картина мира носителя языка: имена и лозунги, актуальная политическая информация и прецедентные тексты, метафорика и фразеология, жесты и генерализованные высказывания (см. раздел
III А). "Национальное" дает о себе знать и в эмоциональных оценках фактов и явлений действительности, в юморе, в специфике пресуппозиций (раздел III Б). Но это все "национализм", так сказать, обязательный и эксплицитный, "национализм по определению", обусловленный непохожестью данного языка на все прочие, "национализм", заложенный в самом материале, как бы не пропущенный через сознание говорящего и потому не выходящий непосредственно на языковую личность, на психо-ментальную и прагматико-ценностную специфику носителя языка и ее отражение в его речевой деятельности и в его ABC, соответственно.
Элементы национального, — я значит, общего для всех носителей, — самосознания, представляясь в языковом плане само собой разумеющимися, заключают в себе некое выводное знание. Оно многофункционально, но главная, ядерная часть его, свидетельствующая об одинаковом мировидении и одинаково ощущаемом месте "я" в мире, предназначена для того, чтобы идентифицировать "своего", т.е. опознать личность, принадлежащую к той же самой, к моей речевой общности. И хотя мы относим приводимые ниже факты к самосознанию, на самом деле для говорящего они не всегда осознанны, однако оказывают существенное влияние на практические решения и повседневное поведение носителя языка.
Можно полагать, что извлекаемые из ABC представления, оценки и суждения, которые мы квалифицировали вышесказанным образом, разделяются на два типа. Во-первых, это историко-культурные феномены, дошедшие до сегодняшнего времени из прошлого, связанные с разными историческими периодами жизни русского народа и выражающие в явном виде (ср. ниже река) или имплицитно (ср. ниже дверь) взаимоотношения "я и мир" или "я и ты". Во-вторых, это общеизвестные фреймы, понятия, оценочные суждения советского времени, формирующие определенные концептуальные схемы, под воздействием которых строилось наше поведение еще совсем недавно. Рассмотрим последовательно оба типа проявлений национального самосознания.