Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
победа— май 1945; суббота — микруха [у сту­дентов I Медицинского института по субботам были заня­тия микрохирургией]; транспорт — автобус 45; весна — со­рок пятого; звать — ау, ау\


5. Юмор, игра слов

В языковых играх — каламбурах, иронических фразах, оксюморонных словосочетаниях, морфо-фонетических сближениях несходного или противоположного — отчетли­во проявляется нестандартность, поисковая активность языкового сознания носителей языка: институт — заборо-строительный; студент — мудер; чадо — чадушное [тщедуш­ное]; учительница — мучительница; знамя — для прикры­тия заплаток; спина — как за каменной спиной; сходить — замуж; театр — одного зрителя; толки — роскозни [россказ­ни + козни]; тюрьма — верной дорогой идете, товарищ; ис­кусство — пошлых веков; грести — ушами в камыши; столо­вая —рыгаловка; знакомый — не помню, как зовут.

6. Пресуппозиция

Пресуппозиция, послужившая непосредственной при­чиной ответа, становится наблюдаемой, восстанавливается в таких парах S—R, где на первый взгляд взаимная инфор­мация минимальна, т.е. связь между первичным стимулом и зафиксированной в ответе реакцией как будто отсутст­вует: прививка —

заколка, речь — камешки, сельскохозяйст­венный — скульптура Мухиной. Это происходит обычно в тех случаях, когда первичный результат реагирования на стимул, т.е. действительно первая реакция, не фиксируется испытуемым, а записывается уже вторичный ответ, — от­вет, для которого реальным стимулом оказалась та самая незафиксированная им первая его реакция. Будучи не вы­раженной явно, такая "реакция = стимул" и может квали­фицироваться как пресуппозиция.

Если звездочкой пометить эту промежуточную *RS, то для приведенных выше пар пресуппозиции могли бы вы­глядеть следующим образом: прививка — 'завивка [реак­ция морфемой: при — за] — заколка [реакция морфемой: за — за]; речь — 'Демосфен — камешки [Демосфен, преодоле­вая дефекты своей речи, добиваясь чистоты и ясности произношения, учился говорить выразительно даже с ка­мешками во рту]; сельскохозяйственный — "выставка — скульптура Мухиной [известная скульптура Мухиной "Ра­бочий и колхозница" установлена возле сельскохозяйст­венной выставки в Москве]; слушать — 'уши — лапшу [ве­шать лапшу на уши].

Важно отметить, что первичная реакция, восстанавли­ваемая в таких цепочках в качестве пресуппозиции, на са­мом деле, как правило, присутствует и реально в данной ассоциативной статье, являясь ответом другого испытуе­мого: редко — 'редька — редиска; сам — 'с усам — Сусанин; рубль — 'деревянный — фанерный; речь — 'слово — о полку Игореве;
платить — 'деньги — на магнитофон; спина — 'белая —в белилах; удрать — * содрать — списать; спор — "неразрешимый — монета [должна быть брошена, чтобы разрешить его]; стараться — 'не стараться [что-либо сде­лать] — плюнуть; сплетни — *сплели — веревка; масло — 'масло масленое — тавтология; глаз — 'око — недремлющее; шумный — 'шум — зеленый [Зеленый шум]; оставаться — ребенком — нянчить; участие — 'проявить участие — к судьбе или участие — 'проявлять участие — к людям. Эта восстанавливаемость пресуппозиции (или первичной реак­ции) по данным того же ассоциативного поля (статьи) лишний раз указывает на правомерность его отождествле­ния с полем индивидуальным, а сети, построенной по ма­териалам массового опроса, — с ассоциативно-вербальной сетью "усредненной" языковой личности.

7. Элементы национального самосознания, национальные оценки и предпочтения

Возможно, проявление в ABC названных особенностей следовало бы квалифицировать как черты национального характера. Но не располагая достаточным материалом для таких обобщений, мы хотели бы ограничиться лишь неко­торыми наблюдениями. Строго говоря, национальную ок­раску — более или менее выраженную — имеют все эле­менты знаний, из которых складывается мозаичная карти­на мира носителя языка: имена и лозунги, актуальная пол­итическая информация и прецедентные тексты, метафо­рика и фразеология, жесты и генерализованные высказы­вания (см. раздел
III А). "Национальное" дает о себе знать и в эмоциональных оценках фактов и явлений действи­тельности, в юморе, в специфике пресуппозиций (раздел III Б). Но это все "национализм", так сказать, обязатель­ный и эксплицитный, "национализм по определению", обусловленный непохожестью данного языка на все про­чие, "национализм", заложенный в самом материале, как бы не пропущенный через сознание говорящего и потому не выходящий непосредственно на языковую личность, на психо-ментальную и прагматико-ценностную специфику носителя языка и ее отражение в его речевой деятельно­сти и в его ABC, соответственно.

Элементы национального, — я значит, общего для всех носителей, — самосознания, представляясь в языковом плане само собой разумеющимися, заключают в себе не­кое выводное знание. Оно многофункционально, но глав­ная, ядерная часть его, свидетельствующая об одинаковом мировидении и одинаково ощущаемом месте "я" в мире, предназначена для того, чтобы идентифицировать "свое­го", т.е. опознать личность, принадлежащую к той же са­мой, к моей речевой общности. И хотя мы относим при­водимые ниже факты к самосознанию, на самом деле для говорящего они не всегда осознанны, однако оказывают существенное влияние на практические решения и по­вседневное поведение носителя языка.

Можно полагать, что извлекаемые из ABC представле­ния, оценки и суждения, которые мы квалифицировали вышесказанным образом, разделяются на два типа. Во-первых, это историко-культурные феномены, дошедшие до сегодняшнего времени из прошлого, связанные с раз­ными историческими периодами жизни русского народа и выражающие в явном виде (ср. ниже река) или имплицит­но (ср. ниже дверь) взаимоотношения "я и мир" или "я и ты". Во-вторых, это общеизвестные фреймы, понятия, оценочные суждения советского времени, формирующие определенные концептуальные схемы, под воздействием которых строилось наше поведение еще совсем недавно. Рассмотрим последовательно оба типа проявлений нацио­нального самосознания.