ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
S—R, к формальным показателям связи, то мы должны прежде всего констатировать различение синтагматических и парадигматических реакций. Первые из них образуют в паре S—R так называемую "модель двух слов", т.е. минимальную речевую единицу — "синтаксему", т.е. словосочетание, элементы которого реализуют формальную синтаксическую связь, — согласование, управление или примыкание. Ср. инициативный товарищ, инициативный организатор, он инициативный, инициативный не в меру; ходить в школу, ходить босиком, ходить быстро, ходить в туфлях, ходить за грибами. Парадигматические реакции представлены в парах типа: инициативный — активный, инициативный — вездесущий, инициативный — бездеятельный, инициативный — собрание; ходить — бегать, ходить — часы, ходить — движение, ходить — машина (в значении "машина ходит туда каждый день") и т.п.
В числе парадиматических реакций выделяются такие, в основе которых лежит уподобление по форме. Для стимула инициативный этот тип уподобления представлен в приведенном выше перечне "отношений" под номерами 2, 3,6, 7. В статье
ходить аналогичные реакции обнаруживаем в инфинитивных парах ходить — ездить, ходить— стоять, ходить — передвигаться, ходить—мерить (шагами) и т.п.
Но наиболее выразительные случаи формального уподобления находим в тех статьях ассоциативного словаря, стимулы которых заданы в косвенной форме. Например, колхоза — совхоза, миллионера; колхозам — совхозам, коровам, нашим; колхозом — совхозом, всем миром, навозом; колхозу — совхозу, дому, деревне, стране, передовому; колхозами — совхозами, огородами, городами, миллионерами, МТС'ами, паровозами, деревнями, полями, новыми, районными; колхозов — совхозов, морозов, общин, крестьян, советских, навозов; о колхозах — о навозах; носу — роту (NB, в трех последних реакциях чисто аналогический, аграмма-тичный способ образования формы по сходству). Причем количественно прием формального уподобления реакции стимулу коррелирует с содержательным распределением реакций в статьях: до 90% реакций реализуют основное номинативное значение стимула и примерно 90% реакций обнаруживают тенденцию к уподоблению стимулу по форме, охватывая для существительных, например, главным образом слова того же типа склонения.
Сказанным не исчерпываются типы формального сходства и уподобления стимула реакции. Подобие обнаруживается и в частях слова: в совпадении концов слов ("рифма"), в повторении морфем и слогов, в реакциях-анаграммах (гора — рога), фонетических реакциях и других типах, о чем подробнее см. ниже, в разделе, посвященном рассмотрению реакций грамматического характера.
Таким образом, ассоциативно-вербальная сеть вся пронизана аналогическими отношениями, и основной закон ее организации и функционирования, как и всякой сети, — это закон подобия и сходства ее элементов; в нашем случае — подобия семантического и формального.
Разновидности знаний в ABC
Естественно, что сеть фиксирует лишь знания, имеющие вербальную форму выражения, но они-то и составляют большую часть наших знаний о мире. На самом деле логически строгая и системно упорядоченная картина мира — это абстракция, которая не воплощается ни в индивидуально-личностном знании отдельного носителя, ни в обобщенной сумме знаний речевого коллектива, которому носитель принадлежит. Ассоциативно-вербальная сеть, полученная в массовом эксперименте, подтверждает этот тезис, очерчивая весьма разнородную, отчасти даже противоречивую совокупность знаний, которую условно, в целях удобства изложения, можно разделить на три части.
Одна из них (А) представляет собой экстралингвистическую информацию, запечатленную в словах, словосочетаниях, целых высказываниях и суждениях, называющих и характеризующих предметы и явления текущей жизни носителей, их повседневного взаимодействия и общения, реалии окружающей их действительности. Среди этого разнородного множества есть переменные, сиюминутные, навеянные актуальным состоянием дел в политике, общественной жизни, искусстве, быте, моде, и есть феномены относительно долговременные, постоянные, связанные со страноведческими особенностями русской жизни, чертами национального характера, историей народа и мира.
Другую часть (Б) можно назвать диалоговой и считать, что она служит отражением языкового сознания носителей, поскольку содержит элементы рефлексии по поводу языка, национальной культуры, дает в реакциях оценку понятиям, событиям и типовым ситуациям русской действительности.
Наконец, третья, самая обширная в ABC часть знаний (В), которая остается для большинства носителей, видимо, неосознанной, касается устройства самого языка, его поу-ровневой структуры — фонетики, морфологии, синтаксиса, т.е. грамматики в широком смысле слова, и лексики с ее многослойной стратификацией, с ее сложной системой зависимостей, с ее распределенностью по разным стилям
Именно этот пример дан и в словаре под редакцией А.П. Евгеньевой, хотя его толкование, воспроизведенное здесь, кажется не вполне вразумительным.
речи. Иными словами, эта часть информации отражает интуитивное знание языка носителями, которое сделать наблюдаемым может лишь специалист, вооруженный соответствующим методом и инструментарием лингвистического описания.
Перейдем к последовательной иллюстрации элементов этого трехчастного знания, заключенного в ассоциативно-вербальной сети нашего словаря.
А. Внеязыковые, или экстралингвистические, знания, воссоздающие мозаичную картину мира совокупного носителя языка
Человек живет в мире имен, названий, фраз и целых текстов. Собственные имена, присвоенные окружающим нас единичным объектам и явлениям, делают этот изменчивый и непостоянный мир устойчивым и стабильным, создают иллюзию знания и владения им: если название нам известно, то и явление, носящее это имя, представляется знакомым. Одновременно знание имен собственных есть неотъемлемая часть знания языка, а значит, входит в содержание языковой способности человека.
1. Имена
1.1. Имена и фамилии людей (антропонимы)
Количество антропонимов в словаре (а соответственно, в ассоциативно-вербальной сети любого носителя языка), столь обширно, что наш словарь мог бы служить источником для составления "именника" — перечня типовых современных "называний". Причем в эту рубрику мы относим исключительно "незнаменитые" имена, используемые для называния "простых" людей, выделяя в отдельную группу фамилии писателей, художников, политиков, литературных героев и исторических знаменитостей, которые не только указывают на единичный объект, но за которыми стоит богатейшая культурная информация (см. ниже, раздел 5.1). Вот несколько примеров обычных, "простых" имен (первым в паре дается стимул, вторым ответ на него):
В числе парадиматических реакций выделяются такие, в основе которых лежит уподобление по форме. Для стимула инициативный этот тип уподобления представлен в приведенном выше перечне "отношений" под номерами 2, 3,6, 7. В статье
ходить аналогичные реакции обнаруживаем в инфинитивных парах ходить — ездить, ходить— стоять, ходить — передвигаться, ходить—мерить (шагами) и т.п.
Но наиболее выразительные случаи формального уподобления находим в тех статьях ассоциативного словаря, стимулы которых заданы в косвенной форме. Например, колхоза — совхоза, миллионера; колхозам — совхозам, коровам, нашим; колхозом — совхозом, всем миром, навозом; колхозу — совхозу, дому, деревне, стране, передовому; колхозами — совхозами, огородами, городами, миллионерами, МТС'ами, паровозами, деревнями, полями, новыми, районными; колхозов — совхозов, морозов, общин, крестьян, советских, навозов; о колхозах — о навозах; носу — роту (NB, в трех последних реакциях чисто аналогический, аграмма-тичный способ образования формы по сходству). Причем количественно прием формального уподобления реакции стимулу коррелирует с содержательным распределением реакций в статьях: до 90% реакций реализуют основное номинативное значение стимула и примерно 90% реакций обнаруживают тенденцию к уподоблению стимулу по форме, охватывая для существительных, например, главным образом слова того же типа склонения.
Сказанным не исчерпываются типы формального сходства и уподобления стимула реакции. Подобие обнаруживается и в частях слова: в совпадении концов слов ("рифма"), в повторении морфем и слогов, в реакциях-анаграммах (гора — рога), фонетических реакциях и других типах, о чем подробнее см. ниже, в разделе, посвященном рассмотрению реакций грамматического характера.
Таким образом, ассоциативно-вербальная сеть вся пронизана аналогическими отношениями, и основной закон ее организации и функционирования, как и всякой сети, — это закон подобия и сходства ее элементов; в нашем случае — подобия семантического и формального.
Разновидности знаний в ABC
Естественно, что сеть фиксирует лишь знания, имеющие вербальную форму выражения, но они-то и составляют большую часть наших знаний о мире. На самом деле логически строгая и системно упорядоченная картина мира — это абстракция, которая не воплощается ни в индивидуально-личностном знании отдельного носителя, ни в обобщенной сумме знаний речевого коллектива, которому носитель принадлежит. Ассоциативно-вербальная сеть, полученная в массовом эксперименте, подтверждает этот тезис, очерчивая весьма разнородную, отчасти даже противоречивую совокупность знаний, которую условно, в целях удобства изложения, можно разделить на три части.
Одна из них (А) представляет собой экстралингвистическую информацию, запечатленную в словах, словосочетаниях, целых высказываниях и суждениях, называющих и характеризующих предметы и явления текущей жизни носителей, их повседневного взаимодействия и общения, реалии окружающей их действительности. Среди этого разнородного множества есть переменные, сиюминутные, навеянные актуальным состоянием дел в политике, общественной жизни, искусстве, быте, моде, и есть феномены относительно долговременные, постоянные, связанные со страноведческими особенностями русской жизни, чертами национального характера, историей народа и мира.
Другую часть (Б) можно назвать диалоговой и считать, что она служит отражением языкового сознания носителей, поскольку содержит элементы рефлексии по поводу языка, национальной культуры, дает в реакциях оценку понятиям, событиям и типовым ситуациям русской действительности.
Наконец, третья, самая обширная в ABC часть знаний (В), которая остается для большинства носителей, видимо, неосознанной, касается устройства самого языка, его поу-ровневой структуры — фонетики, морфологии, синтаксиса, т.е. грамматики в широком смысле слова, и лексики с ее многослойной стратификацией, с ее сложной системой зависимостей, с ее распределенностью по разным стилям
Именно этот пример дан и в словаре под редакцией А.П. Евгеньевой, хотя его толкование, воспроизведенное здесь, кажется не вполне вразумительным.
речи. Иными словами, эта часть информации отражает интуитивное знание языка носителями, которое сделать наблюдаемым может лишь специалист, вооруженный соответствующим методом и инструментарием лингвистического описания.
Перейдем к последовательной иллюстрации элементов этого трехчастного знания, заключенного в ассоциативно-вербальной сети нашего словаря.
А. Внеязыковые, или экстралингвистические, знания, воссоздающие мозаичную картину мира совокупного носителя языка
Человек живет в мире имен, названий, фраз и целых текстов. Собственные имена, присвоенные окружающим нас единичным объектам и явлениям, делают этот изменчивый и непостоянный мир устойчивым и стабильным, создают иллюзию знания и владения им: если название нам известно, то и явление, носящее это имя, представляется знакомым. Одновременно знание имен собственных есть неотъемлемая часть знания языка, а значит, входит в содержание языковой способности человека.
1. Имена
1.1. Имена и фамилии людей (антропонимы)
Количество антропонимов в словаре (а соответственно, в ассоциативно-вербальной сети любого носителя языка), столь обширно, что наш словарь мог бы служить источником для составления "именника" — перечня типовых современных "называний". Причем в эту рубрику мы относим исключительно "незнаменитые" имена, используемые для называния "простых" людей, выделяя в отдельную группу фамилии писателей, художников, политиков, литературных героев и исторических знаменитостей, которые не только указывают на единичный объект, но за которыми стоит богатейшая культурная информация (см. ниже, раздел 5.1). Вот несколько примеров обычных, "простых" имен (первым в паре дается стимул, вторым ответ на него):