Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
S—R, к формальным показате­лям связи, то мы должны прежде всего констатировать различение синтагматических и парадигматических реак­ций. Первые из них образуют в паре S—R так называемую "модель двух слов", т.е. минимальную речевую единицу — "синтаксему", т.е. словосочетание, элементы которого реа­лизуют формальную синтаксическую связь, — согласова­ние, управление или примыкание. Ср. инициативный то­варищ, инициативный организатор, он инициативный, инициативный не в меру; ходить в школу, ходить босиком, ходить быстро, ходить в туфлях, ходить за грибами. Парадигматические реакции представлены в парах типа: инициативный — активный, инициативный — вездесущий, инициативный — бездеятельный, инициативный — собра­ние; ходить — бегать, ходить — часы, ходить — движение, ходить — машина (в значении "машина ходит туда каждый день") и т.п.

В числе парадиматических реакций выделяются такие, в основе которых лежит уподобление по форме. Для сти­мула инициативный этот тип уподобления представлен в приведенном выше перечне "отношений" под номерами 2, 3,6, 7. В статье
ходить аналогичные реакции обнаруживаем в инфинитивных парах ходить — ездить, ходить— стоять, ходить — передвигаться, ходить—мерить (шагами) и т.п.

Но наиболее выразительные случаи формального упо­добления находим в тех статьях ассоциативного словаря, стимулы которых заданы в косвенной форме. Например, колхоза — совхоза, миллионера; колхозам — совхозам, коро­вам, нашим; колхозом — совхозом, всем миром, навозом; колхозу — совхозу, дому, деревне, стране, передовому; кол­хозами — совхозами, огородами, городами, миллионерами, МТС'ами, паровозами, деревнями, полями, новыми, районны­ми; колхозов — совхозов, морозов, общин, крестьян, совет­ских, навозов; о колхозах — о навозах; носу — роту (NB, в трех последних реакциях чисто аналогический, аграмма-тичный способ образования формы по сходству). Причем количественно прием формального уподобления реакции стимулу коррелирует с содержательным распределением реакций в статьях: до 90% реакций реализуют основное номинативное значение стимула и примерно 90% реакций обнаруживают тенденцию к уподоблению стимулу по фор­ме, охватывая для существительных, например, главным образом слова того же типа склонения.

Сказанным не исчерпываются типы формального сходства и уподобления стимула реакции. Подобие обна­руживается и в частях слова: в совпадении концов слов ("рифма"), в повторении морфем и слогов, в реакциях-анаграммах (гора — рога), фонетических реакциях и других типах, о чем подробнее см. ниже, в разделе, посвященном рассмотрению реакций грамматического характера.



Таким образом, ассоциативно-вербальная сеть вся пронизана аналогическими отношениями, и основной закон ее организации и функционирования, как и всякой сети, — это закон подобия и сходства ее элементов; в нашем случае — подобия семантического и формального.


Разновидности знаний в ABC

Естественно, что сеть фиксирует лишь знания, имею­щие вербальную форму выражения, но они-то и состав­ляют большую часть наших знаний о мире. На самом деле логически строгая и системно упорядоченная картина мира — это абстракция, которая не воплощается ни в индивидуально-личностном знании отдельного носителя, ни в обобщенной сумме знаний речевого коллектива, ко­торому носитель принадлежит. Ассоциативно-вербальная сеть, полученная в массовом эксперименте, подтверждает этот тезис, очерчивая весьма разнородную, отчасти даже противоречивую совокупность знаний, которую условно, в целях удобства изложения, можно разделить на три части.

Одна из них (А) представляет собой экстралингвисти­ческую информацию, запечатленную в словах, словосоче­таниях, целых высказываниях и суждениях, называющих и характеризующих предметы и явления текущей жизни но­сителей, их повседневного взаимодействия и общения, ре­алии окружающей их действительности. Среди этого раз­нородного множества есть переменные, сиюминутные, на­веянные актуальным состоянием дел в политике, обще­ственной жизни, искусстве, быте, моде, и есть феномены относительно долговременные, постоянные, связанные со страноведческими особенностями русской жизни, чертами национального характера, историей народа и мира.

Другую часть (Б) можно назвать диалоговой и считать, что она служит отражением языкового сознания носите­лей, поскольку содержит элементы рефлексии по поводу языка, национальной культуры, дает в реакциях оценку понятиям, событиям и типовым ситуациям русской дейст­вительности.

Наконец, третья, самая обширная в ABC часть знаний (В), которая остается для большинства носителей, видимо, неосознанной, касается устройства самого языка, его поу-ровневой структуры — фонетики, морфологии, синтаксиса, т.е. грамматики в широком смысле слова, и лексики с ее многослойной стратификацией, с ее сложной системой за­висимостей, с ее распределенностью по разным стилям


Именно этот пример дан и в словаре под редакцией А.П. Евгеньевой, хотя его толкование, воспроизведенное здесь, кажет­ся не вполне вразумительным.

речи. Иными словами, эта часть информации отражает интуитивное знание языка носителями, которое сделать наблюдаемым может лишь специалист, вооруженный со­ответствующим методом и инструментарием лингвистиче­ского описания.

Перейдем к последовательной иллюстрации элементов этого трехчастного знания, заключенного в ассоциативно-вербальной сети нашего словаря.

А. Внеязыковые, или экстралингвистические, знания, воссоздающие мозаичную картину мира совокупного носителя языка

Человек живет в мире имен, названий, фраз и целых текстов. Собственные имена, присвоенные окружающим нас единичным объектам и явлениям, делают этот измен­чивый и непостоянный мир устойчивым и стабильным, создают иллюзию знания и владения им: если название нам известно, то и явление, носящее это имя, представля­ется знакомым. Одновременно знание имен собственных есть неотъемлемая часть знания языка, а значит, входит в содержание языковой способности человека.

1. Имена

1.1. Имена и фамилии людей (антропонимы)

Количество антропонимов в словаре (а соответственно, в ассоциативно-вербальной сети любого носителя языка), столь обширно, что наш словарь мог бы служить источни­ком для составления "именника" — перечня типовых со­временных "называний". Причем в эту рубрику мы отно­сим исключительно "незнаменитые" имена, используемые для называния "простых" людей, выделяя в отдельную группу фамилии писателей, художников, политиков, лите­ратурных героев и исторических знаменитостей, которые не только указывают на единичный объект, но за которы­ми стоит богатейшая культурная информация (см. ниже, раздел 5.1). Вот несколько примеров обычных, "простых" имен (первым в паре дается стимул, вторым ответ на не­го):