Файл: Реферат Пояснительная записка 45 с., 8 рис., 8 табл., 12 источников, иллюстративная часть 2 листа формата А1, 1 лист формата А2, 2 листа формата А3.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и изгибные напряжения. Расчет закрытой цилиндрической прямозубой передачи в курсовой работе приведен только по контактным напряжениям, так как большая статистика расчетов этих передач при средних режимах нагружения и длительном режиме эксплуатации оказывает, что при обеспечении контактной прочности изгибная прочность выполняется. В качестве исходных данных для расчета зубчатой передачи примем материалы и механические характеристики шестерни и колеса, приведенные в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Материалы колес и их механические характеристики
4 Расчет прямозубой цилиндрической зубчатой передачи
Главный геометрический параметр цилиндрической зубчатой передачи – межосевое расстояние (рисунок 4.1). Предварительное его значение рассчитывается из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев по формуле
, (4.1)
где Т3 – вращающий момент на валу колеса (3-й вал привода), Нмм;
KH– коэффициент нагрузки колес при расчете по контактным напряжениям (Кн = 1,2);
а– коэффициент ширины колеса. Для одноступенчатого цилиндрического редуктора при симметричном расположении колес относительно опор а = 0,4 или 0,5;
u – передаточное число зубчатой передачи, u = uЗП;
[Н2] – допускаемое контактное напряжение для материала колеса, так как колесо имеет более низкую прочность по сравнению с шестерней.
Рассчитаем предварительное значение межосевого расстояния
.
Рисунок 4.1 – Геометрические параметры цилиндрической
зубчатой передачи
Значение округляем до ближайшего значения по единому ряду главных параметров механических передач.
Принимаем = 180.
Определяем предварительные значения ширины зубчатого колеса и шестерни:
, (4.2)
(4.3)
Значения и не совпадают со стандартными значениями из ряда главных параметров, принимаем b1 = 80 мм; b2 = 71 мм.
Модуль зубчатых колес выбираем в следующем интервале:
m/= (0,01… 0,02)
а = (0,01…0,02) 180 = 1,8… 3,6 мм . (4.4)
Выбираем модуль m = 2,5 мм.
Определим число зубьев колес. Предварительное суммарное число зубьев колес вычисляем из соотношения:
(4.5)
Предварительное значение числа зубьев шестерни находят из соотношения:
. (4.6)
Округляем полученное значение z/1 до ближайшего целого значения z1 = 22.
После этого вычисляем число зубьев колеса z2:
. (4.7)
Таким образом, z2 = 122 и z1 = 22.
Уточним фактическое передаточное число передачи:
uф = z2 / z1 = 122 / 22 = 5,5. (4.8)
. (4.9)
Проверка прочности зубьев колес по контактным напряжениям проводится по следующему условию прочности:
, (4.10)
где КH – коэффициент нагрузки зубьев колеса при расчете по контактным напряжениям определяется по формуле:
КH = КHα · КHβ · КHV, (4.11)
где КHα– коэффициент распределения нагрузки между зубьями (для прямозубых колес КHα= 1);
КHβ– коэффициент концентрации нагрузки;
КHV – коэффициент динамичности.
Значение коэффициента КHβ при расчете определяется в зависимости от коэффициента ширины колеса относительно диаметра ψbd, который определяют по формуле:
ψbd = 0,5 · ψa · ( и+ 1), (4.12)
где ψa – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния.
При ψbd = 0,5 · 0,4 · (5,6+1) = 1,32, КНβ = 1,13.
Коэффициент динамичности КHV зависит от окружной скорости вращения колес V2, рассчитываемой по зависимости:
. (4.13)
По полученным данным V2 = 2,1 м/с. Этой скорости соответствует 8-я степень точности. Определим значение коэффициента
КHV с помощью линейной интерполяции. Получим КHV =1,084.
Тогда коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям:
КH = 1· 1,13 · 1,084 = 1,22.
Действительное контактное напряжение равно:
Фактическая недогрузка для рассматриваемого задания составит:
, (4.14)
что меньше 15 %, а значит, допустимо.
Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки:
— по контактным напряжениям
σНmax 2 = σН2 · = 485 · = 668,5 МПа; (4.15)
[σН max2] = 2,8 · σТ = 2,8 · 540 = 1512 МПа; (4.16)
σНmax 2 < [σН max2].
Проверочный расчет на усталостную прочность по напряжениям изгиба зубьев колеса проводим по формуле:
σF2 = ΥF2 · Ft2 · KF· KFD/(b2 m) ≤ [σF2], (4.17)
где ΥF2 – коэффициент формы зуба колеса (ΥF2 = 3,6);
Ft2 – окружное усилие в зацеплении зубчатых колёс, Н;
KF– коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба;
KFD– коэффициент долговечности (принимаем KFD =1).
Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб определяется по формуле:
KF = KFα· KFβ· KFV, (4.18)
где KFα – коэффициент неравномерности распределения нагрузкимежду парами зубьев (для прямозубых колес KFα = 1);
КFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (КFβ = 1,15);
КFV– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку при расчете зубьев на прочность при изгибе (КFV = 1,209).
Тогда, коэффициент нагрузки при расчете на изгиб:
KF = 1 · 1,15 · 1,209 = 1,39.
Окружная сила в зубчатом зацеплении равна:
Ft2 = F t1 = Т3
· (u+1)/(a · u) = 487650 · (5,6+1) /(180 · 5,6) = 3193 Н. (4.19)
Тогда получим σF2 = 3,6 · 3193 · 1,39 · 1 / (71 · 2,5) = 90 МПа, что меньше [σF2] = 255 МПа.
Таким образом, условие прочности на изгиб выполняется.
Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки по напряжениям изгиба
σFmax 2 = σF2· Кп= 90 · 1,9 = 171 МПа < [σF max2] = 671 МПа. (4.20)
Определим другие геометрические размеры колес, мм.
Делительные диаметры равны:
, (4.21)
. (4.22)
Диаметры вершин зубьев равны:
, (4.23)
. (4.24)
Диаметры впадин зубьев равны:
, (4.25)
. (4.26)
Проверим межосевое расстояние зубчатых колес:
а = (d1 +d2) / 2 = (55 + 305) / 2 = 180 мм. (4.27)
В прямозубой цилиндрической передаче при работе возникают силы в зацеплении зубьев.
Таблица 3.1 – Материалы колес и их механические характеристики
Характеристики | Шестерня | Колесо |
Марка стали | Сталь 40Х ГОСТ 4543 | Сталь 45 ГОСТ1050 |
Метод получения заготовки | Поковка | Поковка |
Термическая обработка | Улучшение | Улучшение |
Интервал твердости, НВ | 269…302 | 235…262 |
Средняя твердость, НВср | 285,5 | 248,5 |
Предел текучести, Т, МПа | 750 | 540 |
Предел прочности, В, МПа | 900 | 780 |
Допускаемое контактное напряжение: шестерни – [Н1], колеса – [ Н2], МПа | 583 | 515 |
Максимально допускаемое контактное напряжение при перегрузках [ Нмах], МПа | 2100 | 1512 |
Допускаемое напряжение изгиба шестерни – [F1], колеса – [F2], МПа | 294 | 255 |
Максимальное напряжение изгиба при перегрузках [Fмах], МПа | 771 | 671 |
4 Расчет прямозубой цилиндрической зубчатой передачи
Главный геометрический параметр цилиндрической зубчатой передачи – межосевое расстояние (рисунок 4.1). Предварительное его значение рассчитывается из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев по формуле
, (4.1)
где Т3 – вращающий момент на валу колеса (3-й вал привода), Нмм;
KH– коэффициент нагрузки колес при расчете по контактным напряжениям (Кн = 1,2);
а– коэффициент ширины колеса. Для одноступенчатого цилиндрического редуктора при симметричном расположении колес относительно опор а = 0,4 или 0,5;
u – передаточное число зубчатой передачи, u = uЗП;
[Н2] – допускаемое контактное напряжение для материала колеса, так как колесо имеет более низкую прочность по сравнению с шестерней.
Рассчитаем предварительное значение межосевого расстояния
.
Рисунок 4.1 – Геометрические параметры цилиндрической
зубчатой передачи
Значение округляем до ближайшего значения по единому ряду главных параметров механических передач.
Принимаем = 180.
Определяем предварительные значения ширины зубчатого колеса и шестерни:
, (4.2)
(4.3)
Значения и не совпадают со стандартными значениями из ряда главных параметров, принимаем b1 = 80 мм; b2 = 71 мм.
Модуль зубчатых колес выбираем в следующем интервале:
m/= (0,01… 0,02)
а = (0,01…0,02) 180 = 1,8… 3,6 мм . (4.4)
Выбираем модуль m = 2,5 мм.
Определим число зубьев колес. Предварительное суммарное число зубьев колес вычисляем из соотношения:
(4.5)
Предварительное значение числа зубьев шестерни находят из соотношения:
. (4.6)
Округляем полученное значение z/1 до ближайшего целого значения z1 = 22.
После этого вычисляем число зубьев колеса z2:
. (4.7)
Таким образом, z2 = 122 и z1 = 22.
Уточним фактическое передаточное число передачи:
uф = z2 / z1 = 122 / 22 = 5,5. (4.8)
Отклонение фактического передаточного числа составляет:
. (4.9)
Проверка прочности зубьев колес по контактным напряжениям проводится по следующему условию прочности:
, (4.10)
где КH – коэффициент нагрузки зубьев колеса при расчете по контактным напряжениям определяется по формуле:
КH = КHα · КHβ · КHV, (4.11)
где КHα– коэффициент распределения нагрузки между зубьями (для прямозубых колес КHα= 1);
КHβ– коэффициент концентрации нагрузки;
КHV – коэффициент динамичности.
Значение коэффициента КHβ при расчете определяется в зависимости от коэффициента ширины колеса относительно диаметра ψbd, который определяют по формуле:
ψbd = 0,5 · ψa · ( и+ 1), (4.12)
где ψa – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния.
При ψbd = 0,5 · 0,4 · (5,6+1) = 1,32, КНβ = 1,13.
Коэффициент динамичности КHV зависит от окружной скорости вращения колес V2, рассчитываемой по зависимости:
. (4.13)
По полученным данным V2 = 2,1 м/с. Этой скорости соответствует 8-я степень точности. Определим значение коэффициента
КHV с помощью линейной интерполяции. Получим КHV =1,084.
Тогда коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям:
КH = 1· 1,13 · 1,084 = 1,22.
Действительное контактное напряжение равно:
Фактическая недогрузка для рассматриваемого задания составит:
, (4.14)
что меньше 15 %, а значит, допустимо.
Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки:
— по контактным напряжениям
σНmax 2 = σН2 · = 485 · = 668,5 МПа; (4.15)
[σН max2] = 2,8 · σТ = 2,8 · 540 = 1512 МПа; (4.16)
σНmax 2 < [σН max2].
Проверочный расчет на усталостную прочность по напряжениям изгиба зубьев колеса проводим по формуле:
σF2 = ΥF2 · Ft2 · KF· KFD/(b2 m) ≤ [σF2], (4.17)
где ΥF2 – коэффициент формы зуба колеса (ΥF2 = 3,6);
Ft2 – окружное усилие в зацеплении зубчатых колёс, Н;
KF– коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба;
KFD– коэффициент долговечности (принимаем KFD =1).
Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб определяется по формуле:
KF = KFα· KFβ· KFV, (4.18)
где KFα – коэффициент неравномерности распределения нагрузкимежду парами зубьев (для прямозубых колес KFα = 1);
КFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (КFβ = 1,15);
КFV– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку при расчете зубьев на прочность при изгибе (КFV = 1,209).
Тогда, коэффициент нагрузки при расчете на изгиб:
KF = 1 · 1,15 · 1,209 = 1,39.
Окружная сила в зубчатом зацеплении равна:
Ft2 = F t1 = Т3
· (u+1)/(a · u) = 487650 · (5,6+1) /(180 · 5,6) = 3193 Н. (4.19)
Тогда получим σF2 = 3,6 · 3193 · 1,39 · 1 / (71 · 2,5) = 90 МПа, что меньше [σF2] = 255 МПа.
Таким образом, условие прочности на изгиб выполняется.
Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки по напряжениям изгиба
σFmax 2 = σF2· Кп= 90 · 1,9 = 171 МПа < [σF max2] = 671 МПа. (4.20)
Определим другие геометрические размеры колес, мм.
Делительные диаметры равны:
, (4.21)
. (4.22)
Диаметры вершин зубьев равны:
, (4.23)
. (4.24)
Диаметры впадин зубьев равны:
, (4.25)
. (4.26)
Проверим межосевое расстояние зубчатых колес:
а = (d1 +d2) / 2 = (55 + 305) / 2 = 180 мм. (4.27)
В прямозубой цилиндрической передаче при работе возникают силы в зацеплении зубьев.