Файл: Реферат Пояснительная записка 45 с., 8 рис., 8 табл., 12 источников, иллюстративная часть 2 листа формата А1, 1 лист формата А2, 2 листа формата А3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и изгибные напряжения. Расчет закрытой цилиндрической прямозубой передачи в курсовой работе приведен только по контактным напряжениям, так как большая статистика расчетов этих передач при средних режимах нагружения и длительном режиме эксплуатации оказывает, что при обеспечении контактной прочности изгибная прочность выполняется. В качестве исходных данных для расчета зубчатой передачи примем материалы и механические характеристики шестерни и колеса, приведенные в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Материалы колес и их механические характеристики


Характеристики

Шестерня

Колесо

Марка стали

Сталь 40Х

ГОСТ 4543

Сталь 45

ГОСТ1050

Метод получения заготовки


Поковка

Поковка

Термическая обработка

Улучшение


Улучшение

Интервал твердости, НВ

269…302

235…262

Средняя твердость, НВср

285,5

248,5

Предел текучести, Т, МПа

750

540

Предел прочности, В, МПа

900

780

Допускаемое контактное напряжение:

шестерни – [Н1], колеса – [ Н2], МПа

583

515

Максимально допускаемое контактное напряжение при перегрузках [ Нмах], МПа

2100

1512

Допускаемое напряжение изгиба шестерни – [F1], колеса – [F2], МПа

294

255

Максимальное напряжение изгиба при перегрузках [Fмах], МПа

771

671



4 Расчет прямозубой цилиндрической зубчатой передачи

Главный геометрический параметр цилиндрической зубчатой передачи – межосевое расстояние (рисунок 4.1). Предварительное его значение рассчитывается из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев по формуле
, (4.1)

где Т3 – вращающий момент на валу колеса (3-й вал привода), Нмм;

KH– коэффициент нагрузки колес при расчете по контактным напряжениям (Кн = 1,2);

а– коэффициент ширины колеса. Для одноступенчатого цилиндрического редуктора при симметричном расположении колес относительно опор а = 0,4 или 0,5;

u – передаточное число зубчатой передачи, u = uЗП;

[Н2] – допускаемое контактное напряжение для материала колеса, так как колесо имеет более низкую прочность по сравнению с шестерней.

Рассчитаем предварительное значение межосевого расстояния
.





Рисунок 4.1 – Геометрические параметры цилиндрической

зубчатой передачи

Значение округляем до ближайшего значения по единому ряду главных параметров механических передач.

Принимаем = 180.

Определяем предварительные значения ширины зубчатого колеса и шестерни:
, (4.2)
(4.3)
Значения и не совпадают со стандартными значениями из ряда главных параметров, принимаем b1 = 80 мм; b2 = 71 мм.

Модуль зубчатых колес выбираем в следующем интервале:
m/= (0,01… 0,02)

а = (0,01…0,02) 180 = 1,8… 3,6 мм . (4.4)
Выбираем модуль m = 2,5 мм.

Определим число зубьев колес. Предварительное суммарное число зубьев колес вычисляем из соотношения:
(4.5)

Предварительное значение числа зубьев шестерни находят из соотношения:
. (4.6)

Округляем полученное значение z/до ближайшего целого значения z1 = 22.

После этого вычисляем число зубьев колеса z2:
. (4.7)
Таким образом, z2 = 122 и z1 = 22.

Уточним фактическое передаточное число передачи:

uф = z2 / z1 = 122 / 22 = 5,5. (4.8)

Отклонение фактического передаточного числа составляет:



. (4.9)
Проверка прочности зубьев колес по контактным напряжениям проводится по следующему условию прочности:

, (4.10)
где КHкоэффициент нагрузки зубьев колеса при расчете по контактным напряжениям определяется по формуле:
КH = К · К · КHV, (4.11)
где Ккоэффициент распределения нагрузки между зубьями (для прямозубых колес К= 1);

Ккоэффициент концентрации нагрузки;

КHV коэффициент динамичности.

Значение коэффициента К при расчете определяется в зависимости от коэффициента ширины колеса относительно диаметра ψbd, который определяют по формуле:
ψbd = 0,5 · ψa · ( и+ 1), (4.12)
где ψa – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния.

При ψbd = 0,5 · 0,4 · (5,6+1) = 1,32, КНβ = 1,13.
Коэффициент динамичности КHV зависит от окружной скорости вращения колес V2, рассчитываемой по зависимости:
. (4.13)

По полученным данным V2 = 2,1 м/с. Этой скорости соответствует 8-я степень точности. Определим значение коэффициента
КHV с помощью линейной интерполяции. Получим КHV =1,084.

Тогда коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям:
КH = 1· 1,13 · 1,084 = 1,22.

Действительное контактное напряжение равно:

Фактическая недогрузка для рассматриваемого задания составит:
, (4.14)
что меньше 15 %, а значит, допустимо.

Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки:

по контактным напряжениям
σНmax 2 = σН2 · = 485 · = 668,5 МПа; (4.15)
[σН max2] = 2,8 · σТ = 2,8 · 540 = 1512 МПа; (4.16)
σНmax 2 < [σН max2].
Проверочный расчет на усталостную прочность по напряжениям изгиба зубьев колеса проводим по формуле:
σF2 = ΥF2 · Ft2 · KF· KFD/(bm) ≤ [σF2], (4.17)

где ΥF2 – коэффициент формы зуба колеса (ΥF2 = 3,6);

Ft2 – окружное усилие в зацеплении зубчатых колёс, Н;

KF– коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба;

KFD– коэффициент долговечности (принимаем KFD =1).

Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб определяется по формуле:
KF = K· K· KFV, (4.18)
где K– коэффициент неравномерности распределения нагрузкимежду парами зубьев (для прямозубых колес K = 1);

К– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (К = 1,15);

КFV– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку при расчете зубьев на прочность при изгибе (КFV = 1,209).

Тогда, коэффициент нагрузки при расчете на изгиб:
KF = 1 · 1,15 · 1,209 = 1,39.
Окружная сила в зубчатом зацеплении равна:
Ft2 = F t1 = Т3
· (u+1)/(a · u) = 487650 · (5,6+1) /(180 · 5,6) = 3193 Н. (4.19)
Тогда получим σF2 = 3,6 · 3193 · 1,39 · 1 / (71 · 2,5) = 90 МПа, что меньше [σF2] = 255 МПа.

Таким образом, условие прочности на изгиб выполняется.

Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки по напряжениям изгиба
σFmax 2 = σF2· Кп= 90 · 1,9 = 171 МПа < [σF max2] = 671 МПа. (4.20)

Определим другие геометрические размеры колес, мм.

Делительные диаметры равны:

, (4.21)

. (4.22)

Диаметры вершин зубьев равны:

, (4.23)

. (4.24)
Диаметры впадин зубьев равны:
, (4.25)

. (4.26)
Проверим межосевое расстояние зубчатых колес:
а = (d1 +d2) / 2 = (55 + 305) / 2 = 180 мм. (4.27)
В прямозубой цилиндрической передаче при работе возникают силы в зацеплении зубьев.