Файл: Пояснительная записка Цели и задачи рп 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.6 Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в МАДОУ № 19 и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствуетформированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок
. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;



3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальной педагогической ситуации, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей (законными представителями) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе;

• поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Содержание работы с семьями воспитанников по направлениям:

«Физическое развитие»:

- информирование родителей (законных представителей) о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);


- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- знакомство родителей (законных представителей) с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- привлекать родителей (законных представителей) к активному отдыху с детьми;

- заинтересовать родителей (законных представителей) в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семью воспитанников в реализации воспитательных воздействий;

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями (законных представителей) конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

«Познавательное развитие»:

- ориентировать родителей (законных представителей) на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками;

« Речевое развитие»:

- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком;

- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно - эстетическое развитие»:

- поддержать стремление родителей (законных представителей) развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

План работы с родителями на 2022-2023 учебный год


месяц

Название мероприятия

СЕНТЯБРЬ

  • Сбор информации о семьях воспитанников.

  • Оформление «Уголка для родителей»: советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.

  • Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Давайте познакомимся».

  • Консультация «Адаптация ребенка в детском саду».

  • Консультация «Что должен уметь ребенок 3 лет, поступающий в детский сад».

  • Консультация «Одежда детей в группе и на улице».

  • Консультация «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

  • Консультация «Режим дня в жизни ребенка».

  • Консультация «Приучение к режиму детей 3 лет».

  • Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад».

  • Антропометрические данные детей на 1 полугодие.

  • Папка – передвижка «Адаптация».

  • Ежедневные беседы о питании, сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях.

  • Родительское собрание «Будем знакомы».

  • Консультация «На кухне вместе с мамой – растем и развиваемся!»

  • Консультация «Плохая погода и выходной день – всё, кроме телевизора».

  • Консультация «Захватив с собою мяч».

  • Беседы с родителями на волнующие темы.

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Овощи»; «Ягоды».

октябрь

  • Беседа «О необходимости развития мелкой моторики».

  • Консультация «Как развивать речь младших дошкольников».

  • Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой».

  • Консультация «Кризис ребенка 3-х лет».

  • Беседа с родителями «Гигиенические требования к детской одежде и обуви».

  • Консультация «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

  • Консультация «Закаливание детей 3- 4 лет».

  • Консультация «Полезные привычки».

  • Консультация «Как воспитать у ребенка любовь к книге».

  • Беседа «О мероприятиях, проводимых в детском саду».

  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за осенней природой, погодой».

  • Конкурс поделок из овощей: «Чудеса с грядки».

  • Консультация «Поговорим о «пазлах» для малышей».

  • Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

  • Консультация «Делать ли прививки ребенку (За и против)».

  • Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».

  • Консультация «Что за прелесть эти сказки!».

  • Консультация «Дети и природа».

  • Рекомендация «Нежелательное поведение и как с ним быть».

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Фрукты»;

«Осень».Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

ноябрь

  • Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях.

  • Консультация «Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста».

  • Рекомендации о чтении сказок детям дома.

  • Консультация «Дошкольник и его игрушки».

  • Побеседовать с родителями на тему: «Развитие логического мышления у детей».

  • Рекомендации о питании детей в холодный период.

  • Консультация «Роль витаминов в детском питании».

  • Консультация. «Если ребенок отказывается от еды».

  • Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

  • Выставка детских рисунков ко Дню Матери.

  • Папка – передвижка. «Нашим дорогим мамам посвящается!».

  • Консультация «Можно ли обойтись без наказаний?».

  • Консультация «Подбор художественной литературы для дошкольников».

  • Беседа «Начинаем утро с зарядки».

  • Консультация «Играйте вместе с детьми».

  • Беседа «О пользе совместного с ребенком чтения».

  • Круглый стол для родителей «Полезное питание в кругу семьи».

  • Беседа «О важности посещения детьми детского сада».

  • Консультация «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?».

  • Консультация «Гигиенические навыки и закаливание».

  • Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Игрушка»

«Одежда»

«Посуда»

  • Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.



декабрь

  • Консультация «Как провести закаливание детей дома».

  • Анкета «Закаливание детей дома».

  • Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

  • Консультация «Как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья».

  • Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».

  • Беседа «Правильно одевайте детей».

  • Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

  • Советы родителям «Закаливание организма ребёнка».

  • Консультация «Какие игрушки нужны вашим детям!»

  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе»

  • Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

  • Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения».

  • Беседа «Жизнь по правилам: с добрым утром».

  • Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!».

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Зима»

«Новый год»

  • Привлечение родителей к постройкам из снега.

  • Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.

  • Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.

  • Конкурс поделок к Новому году.

  • Оформить Новогоднее поздравление для родителей.

  • Беседа на тему: «Как провести праздник дома».

  • Беседа «Правила поведения на празднике».

  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Январь

  • Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений.

  • Консультация «Учите детей любить природу».

  • Консультация «Как правильно наказывать ребенка».

  • Консультация «Моделирование сказки в формировании математических представлений».

  • Консультация «Особенности общения с детьми в семье».

  • Консультация «Игротерапия для детей».

  • Консультация «Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей».

  • Консультация «Закаливание – первый шаг к здоровью».

  • Рекомендация «Игрушка надёжный помощник в воспитании малыша».

  • Привлечь родителей к изготовлению ледяных построек на участке детского сада.

  • Показ выполнения артикуляционной гимнастики.

  • Беседа «О зимнем досуге с детьми».

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Зимние игры и забавы»; «Зимующие птицы».

  • Провести беседу на тему: «Уважение к старшим».

  • Внеплановая консультация или беседа.

  • Предложить родителям оказать помощь: сделать кормушку для птиц.

  • Благоустройство участка для игр детей.

  • Памятка для родителей по правилам дорожного движения.

  • Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом.

Февраль

  • Консультация для родителей «У многих возникает вопрос – почему ребенок неправильно дышит?»

  • Беседа «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться».

  • Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний».

  • Консультация «Будем добры».

  • Консультация «Пожарная безопасность». Советы доброго доктора. След навсегда.

  • Беседа «Общение со сверстниками».

  • Выставка детских рисунков «Мой папа».

  • Оформить праздничное поздравление к празднику пап.

  • Подобрать стихи о папе, дедушке.

  • Индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

  • Изготовление поделок с папами из бросового материала «Наши руки, не для скуки».

  • Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».

  • Рекомендации родителям о закреплении знаний детей о времени года «Зима».

  • Беседы «Читаем детям».

  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

  • Помощь родителей в расчистке снега на участках.

  • Физкультурное развлечение «Мой папа – самый лучший».

  • Индивидуальные беседы с родителями для выяснения условий воспитания.

  • Беседа на тему: «Детское хочу и родительское снисхождение».

  • Рекомендация для родителей по теме:

«23 февраля»;

«Конец зимы».

Март

  • Беседа с родителями о внешнем виде детей.

  • Беседа на тему: «Ваш ребенок»

  • Оформить выставку работ «Портрет моей мамочки».

  • Оформить памятку «Материнские заповеди».

  • Оформить выставку произведений о маме.

  • Оформить приглашение на праздник – 8 Марта.

  • Привлечение родителей к подготовке праздника к 8 марта.

  • Праздник, посвященный Женскому дню 8 Марта, с участием родителей.

  • Консультация «Причины плохого поведения ребенка».

  • Родительское собрание «Детские капризы».

  • Консультация на тему «Растим детей здоровыми».

  • Консультация «Знакомим детей со временем».

  • Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице».

  • Консультация «Детское плоскостопие и профилактика».

  • Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

  • Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

  • Работа с родителями по потребностям.

  • Участие родителей в создании развивающей среды.

  • Беседа «Как организовать труд детей дома».

  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».

  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Начало весны»;

«Мамин праздник»;

«Перелетные птицы».

Апрель

  • Беседа на тему «Трудные дети».

  • Антропометрические данные детей на II полугодие.

  • Консультация «Причины плоскостопия и пути его профилактики».

  • Консультация «Гимнастика исправит плоскостопие».

  • Консультация «Поощрение и наказание ребенка в семье».

  • Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики с детьми.

  • Беседа с родителями об использовании нетрадиционных средств в изобразительной деятельности.

  • Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

  • Беседа – опрос «Самочувствие вашего ребенка».

  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр на прогулке.

  • Памятка для родителей «Как предупредить авитаминоз весной».

  • Привлечь родителей к субботнику на участке группы.

  • Беседа с родителями о предстоящей диагностике на конец учебного года.

  • Привлечь родителей к благоустройству группового участка.

  • Беседа «Как одеть ребенка весной».

  • Наглядная информация «Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне».

  • Внеплановая консультация.

  • Беседа на тему: «Берегите нервную систему ребенка».

  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

  • Рекомендация для родителей по теме:

«Космос»;

«Деревья».

Май

  • Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни».

  • Беседа «Солнце хорошо, но в меру».

  • Родительское собрание «Наши успехи и достижения».

  • Беседа «Наказывая, подумай – Зачем?».

  • Беседа «Как уберечься от укусов насекомых».

  • Информация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».(Солнечные и воздушные ванны, профилактика теплового удара).

  • Беседа «Осторожно: тепловой и солнечный удар».

  • Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций.

  • Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.

  • Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.

  • Рекомендации по совместной деятельности с детьми.

  • Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (ремонт оборудования, посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т.д.).

  • Беседа с родителями об активном отдыхе детей в летне - оздоровительный период.

  • Предложить родителям принять участие в сборе игрушек, не нужных дома, для игр на прогулке.

  • Поощрить родителей – активистов благодарностями, грамотами.

  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.



2.8 Региональный компонент

Экологическая воспитание (вариативная часть)
Основной целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Поэтому в детском саду в образовательном процессе при построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.