ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам анализируется взаимосвязь индивидуализации образования детей с характером педагогических действий и качеством условий организации образовательного процесса, принимаются решения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса - ставятся цели и задачи на следующий учебный год.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) проводится педагогом-психологом. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется итоговая таблица.
Основная задача мониторинга детского развития (мониторинга развития интегративных качеств) — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Инструментарий к диагностике
Вторая младшая группа
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Уровни | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Критерии оценки |
I. Уровень знаний о ближайшем окружении | Игра «Четвертый лишний». Материал: предметные картинки с изображением различных предметов. Содержание диагностического задания: Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему. |
3 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал). |
II. Уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. | 1.Дидактическая игра «Помоги Незнайке». Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы. 2.Дидактическая игра «Разложи картинки». Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.). Содержание диагностического задания: Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.
А посуда стеклянная или деревянная? И т. п. |
3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения |
III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни. | 1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья». Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын). Содержание диагностического задания: Инструкция. Посмотри внимательно на эту картинку.
2.Беседа по вопросам.
И т. п. | 1балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города. 2балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города. 3балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем. |
Высокий уровень - 8-9 б Средний уровень - 6-7 б Низкий уровень - 3-5 б | ||
РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ» | ||
I. Уровень знаний о некоторых домашних животных. | 1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?». Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.Например: - Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь. 2. Дидактическая игра «Чьи детки?». Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф. Содержание диагностического задания:Воспита тель, выставляя на фланелеграф картинки дете нышей животных, просит найти взрослое живот ное - маму.Например:
|
|
II. Уровень первоначальных знаний о диких животных и их отличительных особенностях. | Дидактическая игра «Кто где живет?». Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика - домашних.После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост). |
|
III. Уровень сформированности элементарных представлений о хороших и плохих поступках. | 1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений. 2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений. Содержание диагностического задания: Предшествующая беседа.
Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости оказывает помощь. Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить. | 1балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется. 2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно. 3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность. |
Высокий уровень - 8-9 б Средний уровень - 6-7 б Низкий уровень - 3-5 б | ||
РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» | ||
Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного. | Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного». Содержание диагностического задания: Воспита тель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:
Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной). |
|
Уровень знаний об эталонах величины и их использовании | 1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку». Материал: полоски разного цвета и разной длины - «шарфики». Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть полоски. Инструкция.Определи длину полоски способом наложения.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку». Материал: елочки, разные по высоте. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения. |
|
III. Уровень представлений о форме. | Дидактическая игра «Найди домик». Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам. | 1балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого. 2балла - ребенок допустил одну ошибку. 3балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник |
IV. Ориентировка в пространстве. | Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик, морковка. Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку. Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:
|
|
Высокий уровень - 10-12 б. Средний уровень - 6-9 б. Низкий уровень - 4-5 б |
Образовательная область «Художественное творчество» Диагностические задания. Вторая младшая группа.
Знакомство с искусством Задание: «Расскажи о предмете»
Педагог проводит беседу с ребенком. Предварительно показывает ему матрешку, дымковскую игрушку, картину, иллюстрацию в книге. Просит рассказать ребенка, что это? Обращает внимание на красоту предметов. Ребенок должен назвать предмет, описать его.
Изобразительная деятельность
Задания: «Колобок»— рисование карандашом,
«Травка»—рисование красками,
«Вагончик»— рисование гуашью.
Провести анализ 3 рисунков (Колобок, травка, вагончик). С ребенком проводится беседа по ним. (Что ты нарисовал? На чем рисовал? Чем? Какие цвета использовал?).
Лепка
Уровень умения отламывать от большого комка глины (пластилина) маленькие комочки, сплющивать их ладонями.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям слепить зёрнышки для птичек.
Задание: «Зернышки для птичек»
Уровень умения соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям слепить палочки и комочки.
Задание: «Палочки и комочки»(из глины, пластилина)
Вопросы: Какая глина? Что ты слепил? Покажи, как нужно лепить?
Аппликация
Задание: «Шарики катятся по дорожке»(занятия по подгруппам)
Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет (сравнивает с образцом),
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,
-
балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Задание: Создавать предметы и сюжетные композиции.
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,
-
балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Образовательная область «Коммуникация»
I. Словарный запас ребенка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т.п.
2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
«Сложи всю одежду в шкаф».
«Поставь обувь на полочку».
«Повесь головные уборы на вешалку».
«Расставь посуду на столе».
«Помести мебель в комнату».
«Расположи машины на дороге».
«Положи фрукты в корзину».
«Посади овощи на грядку».
«Посади птиц на деревья».
3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.
2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»
2. Упражнение «Прятки».
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра «Кто это?».
Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.
Критерии оценки
1 балл - не справляется с заданиями. -Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых .
2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
III. Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).
Содержание диагностического задания:
Например:
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети?
И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».
Педагог, предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки
1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили-были дед и ...
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка ...
Ребёнок. Ряба.
2 балла - в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов.
Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили-были ...
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них ...
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.