Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На следующем этапе мы исследовали конфликтность. Результаты диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности представлены в таб. 2 и в приложении А.
Таблица 2
Результаты исследования конфликтности индивидов.
№ | Уровни | Самооценка | Экспертная оценка |
1 | высокий | 0 % | 26,6% |
2 | средний | 46,6 % | 40 % |
3 | низкий | 53, 3% | 33,3% |
Анализ результатов показал следующее:
Высокого уровня конфликтности в самооценке не показали, среднего уровня конфликтность выявили у себя, а вот при экспертной оценке мы обнаружили оценки высокой конфликтности у некоторых детей, что свидетельствует о возможно необъективной оценке несовершеннолетних своей конфликтности.
Таблица 3
Результаты исследования межличностных
отношений в рабочих группах
№ | Октанты | Показатели уровней (по всей выборке) | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Авторитарность | 37,5% | 25% | 37,5% |
2 | Эгоистичность | 50% | 25% | 25% |
3 | Агрессивность | 37,5 % | 25% | 37,5% |
4 | Подозрительность | 12,5% | 37,5% | 50% |
5 | Подчинение | 25% | 25% | 50% |
6 | Зависимость | 37,5% | 37,5% | 25% |
7 | Дружелюбие | 12,5% | 50% | 37,5% |
8 | Альтруистичность | 12,5% | 25% | 63,5% |
Из представленных в таб. 4. данных мы видим, что преобладает во взаимоотношениях несовершеннолетних авторитарность, эгоистичность, агрессивность трети несовершеннолетних, зависимость от авторитетов. А вот к дружелюбию и альтруизму склонны только четверть несовершеннолетних.
Результаты исследования эмпатийных установок представлены в приложении Б. В целом по выборке несовершеннолетних мы выявили высокие показатели развития эмпатии у – 18,8 % несовершеннолетних, среднего уровня – у 27,7% и заниженный уровень развития эмпатии мы выявили у 46,2 % несовершеннолетних. Низкого уровня – не выявлено.
Таблица 4
Результаты попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки и экспертной оценки конфликтности.
Разница экспертной оценки конфликтности и ее самооценки | U=0 Ρ=0.001 |
Разница в выборе стратегии «соперничество» | U=5,5 Ρ=0.007 |
Разница в выборе стратегии «сотрудничество» | U=21 Ρ=0.332 |
Разница в выборе стратегии «приспособление» | U=17,5 Ρ=0.194 |
Разница в выборе стратегии «компромисс» | U=20 Ρ=0.348 |
Разница в выборе стратегии «избегание» | U=20 Ρ=0.348 |
Заключение
В результате теоретического анализа работ по теме нашего исследования, мы выявили, Социализация - это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.
Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.
Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
В ходе исследования мы провели теоретический анализ аспектов конфликтной личности, нарушений межличностных отношений несовершеннолетних, подобрали диагностический инструментарий, провели эмпирическое исследование влияния конфликтности личности качество взаимоотношений на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).
Ученые отмечают, что подростковый период характерен развитием очень важного чувства взрослости, как специфического новообразования самосознания. Чувство взрослости является стержневой особенностью личности. Ее структурный центр и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру; определяет и содержание его социальной активности, систему новых устремлений и переживаний.
В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание. Фактором является семья, возлагающая на ребенка свои несбывшиеся надежды. Зачастую цели, которые могут ставить перед собой родители по отношению к детям, весьма разнообразны. Родители часто совершенно не задумываются о влиянии этих целей на ребенка и тем самым создают условия не благоприятствующие для личностного развития ребенка.
Несмотря на то, что многочисленные понятия и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это практически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются. Актуальность и проблематичность нашей темы говорит о том, что формирование личности играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Так формирование личности может помочь человеку в процессе самосовершенствования и самореализации. В психологии есть разные подходы к пониманию личности. Она может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов.
Социализация начинается с воздействия на индивида, затем происходит взаимодействие ребенка со взрослыми, далее – воспроизводство имеющегося опыта в своей деятельности. При этом человек может воздействовать и на самого себя как объект собственной деятельности (саморазвитие, самовоспитание). Внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах «развертывания» программ поведения.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Это когда человек знает, понимает и способен нести ответственность. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого, он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельно мысли, обладает силой воли, с течением времени способен изменяться. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми.
Социализацией является непосредственный процесс становления личности, пошаговое усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается уже с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
Таким образом, наши гипотезы полностью нашли подтверждение.