Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отличие от матери, в задачу отца входит установление границ, определение законов и правил, по которым ребенку предстоит жить в этом мире. И при этом не так важно мальчик растет в семье или девочка. Мать и отец в любом случае символизируют для ребенка два разных начала.
Если же ребенку не хватает отцовского воспитания и общения, это может повлечь трудности с дальнейшей социализацией и нахождением своего места в профессиональном мире.
Влияние, которое оказывают оба родителя на ребенка, всегда играет крайне важную роль
Проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка -дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся.
Путь формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.
Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы.
Данное исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»). Это государственное Бюджетное учреждение, центр для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, оказавшихся в трудовой
жизненной ситуации и социально-опасном положении, получили социальную реабилитацию на базе Центра. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Р.Ф., Гражданским кодексом Р.Ф., Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Уставом и другими нормативными актами.
Государственное казенное учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»)- далее Центр, осуществляет свою деятельность с 1998 года.
За это время более 1000 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, получили социальную реабилитацию на базе Центра.
В Центре работают опытные специалисты, главным направлением их деятельности является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, развитие внутреннего потенциала детей, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
Педагогическая и реабилитационная работа в Центре направлена на развитие у детей психических и познавательных процессов, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, привитие семейных ценностей, большое внимание уделяется спортивному направлению, формированию здорового образа жизни.
В Центре постоянно ведется повышение качества предоставления социальных услуг, развитие сотрудничества с общественными организациями, для достижения поставленных целей без какой-либо сторонней поддержки или контроля.
Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране приводит к росту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим работа Центра ведется во взаимодействии с учреждениями опеки и попечительства муниципальных образований Самарской области и комплексными центрами социального обслуживания населения Самарской области.
Дети, которые остались по каким то причинам без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения
родителей.
Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла.
Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.
Следовательно, от того, как происходит социальное развитие и социальная ориентация личности в этот период, зависит очень многое в формировании социальных позиций и установок подрастающего человека. Таким образом, становится очевидным необходимость социально -психологической работы с подростками. Следует разрабатывать социально-психологические основы воспитательских мер и воздействий, направленных на гармоничное развитие личности. Следует формировать мировоззрение и нравственные позиции. То есть, они должны явиться новообразованиями этого периода развития. Д.Б. Эльконин особое внимание уделял периодизации подросткового возраста и появлению именно этих новых психических образований. Он считал, что определяются они сменой одной деятельности на другую и развитием новых умений и навыков интеллектуальной и творческой деятельности [5].
Социализация личности – это не одноактный, а постепенный, постоянный и непрерывный процесс вхождения человека в общество, освоения и присвоения общественных отношений.
Общая выборка исследования составила – 70 человек.
Для достижения цели исследования и решения поставленных практических задач, мы использовали следующие методы: теоретический анализ, наблюдение, опрос, тестирование с применением следующих методик, и метод математико-статистической обработки полученных данных.
Однако далеко не всегда отношения между подростками складываются благоприятно. Причиной тому является неблагоприятное личностное развитие с различными девиациями, и отсутствия коммуникативных умений. Об отсутствии умений говорит неумение подростков проговаривать и вербально фиксировать свои переживания и эмоциональные состояния. Именно это является основной помехой для подростков при попытках устанавливать особенно с противоположным полом. Именно это неумение приводит чаще всего к конфликтным ситуациям недопонимания между подростками [5].
Для диагностики конфликтности использовались следующие методики:
1. Использовалась методика диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.). Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность; сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций (Приложении Б).
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает что нужно сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования: конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.
3. Для диагностики особенностей взаимоотношений в коллективе использовались следующие методики:
Методика диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своём «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Использовалась также методика диагностики эмпатических способностей личности В.В. Бойко [3].
4. Для статистического анализа эмпирических данных использовался критерий U Манна-Уитни. Для удобства обработки эмпирического материала по руководителям, мы скомпоновали его в удобном для обработки табличном варианте и представили в приложении Б – «Таблица для попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки».
2.2 Результаты эмпирического исследования
На первом этапе мы определяли стратегии поведения несовершеннолетних в конфликтной ситуации. Всего было опрошено 15 детей, из них 5 девочек и 10 мальчиков от 10 до 15 лет. Результаты представлены в таб. 1.
Таблица 1
Показатели стратегий поведения в конфликтной ситуации
№ | Стратегии поведения в конфликтной ситуации | Мужчины - руководители | Женщины - руководители | Итого (по всей выборке) |
1. | Соперничество | 46,6% | 0% | 46,6% |
2. | Сотрудничество | 40% | 26,6% | 66,6% |
3. | Приспособление | 13,3% | 13,3% | 26,6% |
4 | Компромисс | 20% | 20% | 40% |
5 | Избегание | 20% | 33,3% | 53,3 % |
Из представленных в таблице данных мы видим, что мальчики в своем поведении применяют в основном тактики соперничества, сотрудничества и компромисса. Девочки в основном применяют тактики сотрудничества и избегания.