Файл: Протокол 11 гимназияинтернат от 21. 06. 2021г. Н. В. Ивантеева Программа элективного курса Из истории рассказа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебекинская гимназия-интернат»
(ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»)
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета директор ГБОУ «Шебекинская Протокол №11 гимназия-интернат»
от 21.06.2021г. _________________ Н.В. Ивантеева
Программа элективного курса «Из истории рассказа»
Возраст учащихся – 13-14 лет
Срок реализации - 17 часов
Автор-составитель:
Остапенко Лилия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
г. Шебекино, 2021
Пояснительная записка
«Из истории рассказа» – это предметно ориентированный (пробный) курс по выбору, основная задача которого – дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету (литературе). Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и направлен на преодоление проблем, связанных непосредственно с предпрофильной подготовкой по литературе. Основная из них – осознание определенной необходимости углубления литературных знаний, но вместе с тем и необходимость учета возрастных особенностей восьмиклассников:
-
учащиеся данного возраста не ориентированы на чтение, и как одно из следствий этого – неразвитость мышления, низкий культурный уровень; -
восьмиклассники не чувствуют, что в данном классе на уроках литературы идет обобщение ранее изученного в V–VII классах теоретического материала, воспринимают его как новый, незнакомый до сих пор круг вопросов; -
восьмиклассники противоречиво соединяют в себе черты уходящего отрочества и ранней юности, что выражается и в их поведении, и в оценках, очень часто литературоведчески безграмотных, беспомощных, а порой абсолютно неверных, далеких от позиции автора произведения.
Решая задачу повышения предметной компетентности, курс обобщает знания восьмиклассников о специфике русского рассказа, развивает умения использовать теоретико-литературные понятия при анализе художественных текстов, способствует совершенствованию грамотности чтения как способности к использованию приобретаемых умений при подобном чтении для своей дальнейшей жизни, для своего роста в выбранной профессии.
Все это дает возможность для развития умений и навыков в следующих основных сферах:
-
познавательной (развитие общеучебных навыков: анализировать, осмысливать авторский текст, сопоставлять и т. д.); -
коммуникативной (воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать, выполнять творческие работы, и т. д.) -
ценностно-ориентированной (формулировать собственное отношение к художественным произведениям и т. д.); -
в эстетической сфере (понимать образную природу литературы как явления словесного искусства - у восьмиклассников наблюдаются все еще заметные следы «наивного реализма», что мешает им понимать условность в литературе).
В программу данного курса включены рассказы разных эпох. Рассказ – это наиболее адекватная форма передачи всей многосложности жизни. К этому не пригоден никакой другой жанр. Жанр рассказа является жанром, таящим неисчерпаемые воспитательные возможности. Чтобы правильно прочесть рассказ, надо уметь проникать вглубь художественных образов, видеть их во взаимосвязи, ощущать целостность произведения, чувствовать емкость детали, отвечать на творчество писателя читательским творчеством. Искусство чтения художественной литературы развивается на примере чтения рассказов.
Нами предложен вариант построения курса, в котором проблема жанровой специфики является одной из ведущих, в связи с чем путь движения жанра рассказа предстает в виде «ломаной линии» - от рассказа «чистой формы» к рассказам синтезирующей структуры (очерковый рассказ, рассказ – зарисовка, рассказ – притча и др.). Программа предусматривает изучение конкретных произведений конкретных авторов. Основным методическим приемом является сопоставление художественных текстов. В 8 классе сопоставление как логическая операция используется по-новому: объектом сопоставления становятся типы культур, реальность и ее отражение, герои и прототипы, отзывы критиков – то есть, сопоставление выходит за рамки литературного текста.
Цель курса:
-
формирование у учащихся целостного представления о развитии жанра рассказа в России в процессе его становления и развитие у учащихся навыков самостоятельной и интерпретационной работы с художественным текстом.
Задачи курса:
1)углубить и расширить знания учащихся по литературе;
2) развивать навыки сопоставительного анализа;
3) обобщить теоретико-литературные знания учащихся, полученных ими в V- VII классах;
4) развивать у учащихся навыки самостоятельной и аналитической работы;
5) развивать коммуникативные и речевые умения и навыки;
6) совершенствовать технику чтения обучающихся.
Успех занятий зависит от формы организации труда школьников. Дадим краткую характеристику предполагаемых заданий, ориентированных на развитие основных общеучебных умений (сопоставление, анализ, синтез, обобщение, формулировка выводов и т.д.):
-
сопоставление текстов (отдельных образов и мотивов, с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов – И. Бунина и В. Шукшина, И. Бунина и Г. Паустовского и др.) -
экспертиза, т. е. оценка литературного явления, самостоятельная разработка учащимися инструментов для анализа и оценки, формулировка и презентация своего решения; -
выразительное чтение текста (литературный монтаж, конкурс на лучшего рассказчика); -
комментирование текста (сообщение кратких сведений о времени, обстоятельствах написания рассказа, творческая история произведения); -
выделение концепта (подбор эпиграфа, сочинение рассказа по эпиграфу); -
применение наглядных пособий, использование мультимедийного проектора, ресурсов Интернет; -
аналитическая беседа (сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в аспекте жанра с расширением объема работы, выполняемых учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце курса – анализ рассказа, целиком подготовленный учащимися); -
сообщения и доклады; -
работа над критической и публицистической статьей.
Формы контроля уровня достижения учащихся
Формой контроля уровня достижения учащихся является итоговая зачетная работа в виде тестирования. Этот вид тестирования напрямую соотносится единым государственным экзаменом в 11-м классе. В связи с этим данный курс по выбору не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Предполагаемый тест (Приложение №1) состоит из 11 заданий:
Задание 1, позволяет проверить умения извлекать информацию из прослушанного текста.
Задания 2-11
позволяют проверить умение извлекать информацию из прочитанного текста, а также умение сопоставлять информацию, представленную в разных формах.
Текущий контроль
Основной задачей курса является развитие творческого потенциала учащихся, их познавательной активности. В связи с этим перспективной является накопительная оценка достижений в виде портфолио. Критерии оценки могут быть обсуждены учащимися под руководством педагога:
-
самооценка (ответ на три вопроса: что я узнал?, что я умею делать?, что я сделал?); -
участие в конкурсе рассказчика; -
оценка за зачетный тест; -
оформление антологии рассказов (возможно виртуальной); -
финальная оценка, позволяющая получить зачет за курс.
Приведенная тематика занятий примерна и может изменяться с учетом конкретных условий работы учителя, особенностей ближайшего окружения общеобразовательного учебного заведения, интересов учащихся и учителя
Учебно-тематический план
Темы | Количество часов |
Тема 1. История жанра рассказа | 2 |
Тема 2. Жанровые признаки рассказа. Сопоставление рассказов со сказанием, сказкой. | 1 |
Тема 3. Рассказ и новелла | 1 |
Тема 4. Особая роль события рассказывания. Образ рассказчика. | 1 |
Тема 5. Жанровые разновидности рассказа: святочный рассказ | 2 |
Тема 6. Жанровые разновидности рассказа: пасхальный рассказ | 1 |
Тема 7. Жанровые разновидности рассказа: юмористический рассказ | 1 |
Тема 8. Жанровые разновидности рассказа: лирический рассказ | 2 |
Тема 9. Жанровые разновидности рассказа: фантастический рассказ | 1 |
Тема 10. Жанровые разновидности рассказа: рассказ – характер | 2 |
Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный рассказ | 1 |
Тема 12. Зачетное занятие | 2 |
Всего | 17 часов |
Содержание программы
Тема 1. История жанра рассказа (2ч)
Истоки рассказа на этапе развития древнерусской литературы после жития и сказания. Элементы рассказа в «Повести о Петре и Февронии» (XIVв.) – четкий динамичный сюжет, живые характеры, занимательность. Бытовая история - «Повесть о Фроле Скобееве». Становление русского рассказа в творчестве Н. Новикова, М. Чулкова, М. Попова, Н. Карамзина. «Повести Белкина» А.С. Пушкина – классический русский рассказ. Физиологический очерк 40-х годов. Рассказы И. С. Тургенева. Рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина. Советские рассказы 20-х, 30-х, 40-х годов XX века: поиски новых эпических форм. 50-е годы – слияние рассказа с очерком. 60-е, 70-е годы – новый расцвет жанра – «деревенская» проза (В. Шукшин), лирическая, молодежно-исповедальная, новеллистика. Рассказы XXI века – новые имена.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 1: устанавливать причинно-следственные связи между рассказами разных эпох и разных авторов; соотносить их с традициями определенной культурной эпохи; развивать навык обобщения; развивать навык составления продуктивного высказывания (сообщение, требующее освещения нескольких текстов).
Тема 2.Жанровые признаки рассказа. Сопоставление рассказа со сказанием, сказкой (1 час)
Народная сказка «Три копейки». Основа поэтики сказки – установка на вымысел; обрисовка характера сказочного «дурачка».
Н. С. Лесков, сказка «Маланья – голова баранья», рассказ Н.С. Лескова «Дурачок», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» - произведения о силе христианской любви. Фантастическое воплощение темы в сказке. Продолжение традиции русского «сказительного» творчества, отличающееся глубоким и подробным описанием происходящих событий в сказании. Историческая конкретность и отсутствие фантастики в рассказе. Жанровые особенности рассказа: изображение действительной жизни; раскрытие через художественное событие характера главных героев; выявление основного идейного содержания через характеры персонажей; наличие одного-двух главных персонажей; важная роль различных описаний: портрет, пейзаж, интерьер; особая роль речи, высказываний действующих лиц; особенность авторской речи, носителем которой выступает образ автора.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 2