Файл: Протокол 11 гимназияинтернат от 21. 06. 2021г. Н. В. Ивантеева Программа элективного курса Из истории рассказа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: уметь вычитывать тексты и анализировать их с точки зрения жанра; развивать навык сопоставления текстов разных жанров, подчиненных одной теме или проблеме: образ христианского юродивого и мученика в народной сказке, литературной сказке, рассказе и древнерусском сказании.
Тема 3. Рассказ и новелла (1 час)
Компоненты сюжета в рассказе и новелле. Роль описаний в рассказе и новелле. Конфликт, способы его разрешения.
Рассказ В.М. Шукшина «Далекие зимние вечера» - отчетливое выражение позиции автора, отношения писателя к изображаемому, полное слияние с миром детства, оценка описываемым событиям в рассказе.
Новелла В. М. Шукшина «Охота жить» - необычайный, неординарный, напряженный сюжет; неожиданность развязки, обращенность к деятельной стороне человеческого бытия.
Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 3: развивать навык сопоставления на основе теоретико-литературного материала (новелла и рассказ), закрепить навык применения выявленных при сопоставлении понятий при анализе художественных текстов и в личной речевой практике.
Тема 4. Особая роль события рассказывания. Образ рассказчика (1 час)
Образ рассказчика и автор- повествователь.
Повествователь (рассказчик) – особый художественный образ, созданный писателем. Две основные повествовательные формы – повествование от первого и от третьего лица. Речевая манера повествователя (рассказчика).
Вымышленный рассказчик, тип как характер в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
Ю. Коваль «Колобок» – повествование от первого лица - усиление иллюзии достоверности рассказываемого и акцентирование внимания на образе рассказчика (нетождественность автора с повествователем)
Повествование от третьего лица в рассказе Ю. Коваля «Стожок» – большая свобода в ведении рассказа, эстетически нейтральная форма.
Нейтральное повествование в рассказах А.П. Чехова (сближение автора с повествователем).
Ярко выраженная речевая манера с элементами экспрессивной стилистики и своеобразным синтаксисом в рассказах В. Шукшина («Сапожки»)
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 4: развивать навык владения терминами (образ рассказчика(повествователя) и образ автора; позиция автора), уметь составлять полную словарную статью с целью получать, осмысливать и грамотно излагать в связной речи теоретический материал; учиться анализировать тексты, содержащие план автора и персонажа, моделировать вопросы на выяснение позиции автора.
Тема 5. Жанровые разновидности рассказа: святочный рассказ (2 часа)
Традиции святочного рассказа в описании счастливых перемен в жизни накануне Рождества и Нового года. Н.С. Лесков – теоретик жанра. «Христос в гостях у мужика» - переосмысление мотива рождественского чуда, ориентация на истинность происшествия и реальность действующих лиц.
«Святочные рассказы» И. Рогалевой– возрождение традиции. Традиционность, преемственность, новое звучание рассказов «Подарок для бабушки», «Баба Катя и Батон», «Продавец газет», «Теплый дом». Христианское душевное устроение в общей эмоциональной атмосфере рассказов (любовь, милосердие, сострадание, упование на Бога в житейских ситуациях).
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 5: развивать умение видеть проблему текста, видеть в главной проблеме как можно больше возможных сторон и связей; понять точку зрения автора, принять ее или отказаться; высказать личную точку зрения автора по проблеме.
Тема 6. Жанровые разновидности рассказа: пасхальный рассказ (1час)
Родоначальник жанра – А. С. Хомяков. Ф.М. Достоевский «Мужик Марей» - одно их высших проявлений жанра пасхального рассказа. Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська» - восстановление человека, простая история о возможности пробуждения в каждом человеке достоинства и доброты. Жанровые особенности: приуроченность времени действия к Пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 6: развивать навык извлечения информации из прослушанного текста; развивать навык сопоставления: общее и различие в святочном и пасхальном рассказе (фиксация результатов в таблице).
Тема 7. Жанровые разновидности рассказа: юмористический рассказ (1 час)
Приемы создания комического: неправдоподобная завязка, неожиданный поворот развития действия, введение смешных подробностей, преувеличений и т.д.
А.П. Чехов «Смерть чиновника» - комическое противоречие между ничтожностью факта и его оценкой чиновником.
Тэффи «Выслужился» –комический эффект в неожиданной завязке, непредвиденном повороте в развитии действия, в несоответствии действий главного героя сложившейся ситуации.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 7: развивать навык сопоставления способов достижения комического эффекта в юмористическом рассказе и юмористическом рисунке; развивать умение использовать приемы создания комического в собственных рассказах; продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.
Тема 8. Жанровые разновидности рассказа: лирический рассказ (2 часа)
И. А. Бунин «Подснежник», К.Г. Паустовский «Во глубине России» - ослабленная сюжетность, акцент на внутреннее состояние, настроение героя. Пейзаж – сфера прекрасного, в соответствии с которой рельефнее выявляются характеры действующих лиц.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 8: выделять информацию об И.А. Бунине и К.Г. Паустовском из статей литературоведческой энциклопедии, обобщать выделенную информацию, обозначив главное (жанровые особенности их рассказов), составлять свою справку в двух- трех предложениях о художественных особенностях рассказов И. А. Бунина и К.Г. Паустовского. Продолжать фиксировать жанровые особенности лирических рассказов в сводную таблицу.
Тема 9. Жанровые разновидности рассказа: фантастический рассказ (1 час). Современный рассказ.
С. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»- рассказ – фэнтези. Особенности жанра: высокая степень условности, вымышленный сюжет, реальная человеческая жизнь в нереальном мире фантастики. Истоки фантастики. Научная фантастика: вероятностная модель будущего, в том числе и негативного.
Т. Толстая «Соня». Текст. Интертекст. Интертекстуальность как способ выражения смысла в рассказе.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 9: уметь самостоятельно пользоваться различными источниками при составлении сообщения на литературоведческую тему (жанровые особенности фантастического рассказа, современного рассказа), развивать навык сопоставления (фантастический рассказ и рассказ – фэнтези в XIX, XXI веке, рассказ XIX–XXвека). Продолжать заполнять сводную таблицу.
Тема 10. Жанровые разновидности рассказа: рассказ – характер (2 часа)
В.М. Шукшин – тончайший мастер характеров. «Стенька Разин», «Гринька Малюгин», «Классный водитель», «В профиль и анфас», «Упорный», «Сураз» – рассказы – характеры. Тип героя данных рассказов (портрет, образ жизни, отношение к людям) выявляет общность рассказов разных лет. Близость характера героя характеру самого художника. Артистическое начало, творческая неуемность, творческое горение, постоянный и мучительный поиск себя – удел героев и автора. Жанровые особенности: характер в центре, острая жизненная ситуация, авторское раздумье, эмоция повествователя, драматургичность.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 10: развивать навык обобщения (сгруппировать героев Шукшина по их отношению к жизни); анализировать литературный материал с целью выявления авторской позиции (в каких рассказах непосредственно звучит авторский голос, в каких рассказах народный приговор наиболее полно выражает авторскую позицию?); развивать навык сопоставления рассказов писателя и фильмов В.М. Шукшина, двух вариантов рассказа «Сураз»; закрепить навык различных видов пересказа; развивать умение писать отзыв о кинематографических работах писателя, включая элементы анализа. Продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.
Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный рассказ (1 час)
Схематичность, полнота фактов, обыденность обстановки, стереотипность поведения персонажей – основные особенности детективного жанра. А.П. Чехов «Шведская спичка» - уголовный рассказ. Устойчивая пара характеров, необходимых для детективного жанра – Следователь Николай Ермолаевич Чубиков и помощник Дюковский. Структура уголовного рассказа. Ирония в изображении событий.
М. Москвина «Не наступите на жука. Неспешный детектив» - иронический тон повествования, приключенческий сюжет. События в восприятии подростка.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 11: целостно анализировать текст; работать над сводной таблицей; развивать навык сопоставления русских и зарубежных детективных рассказов.
Тема 12. Зачетное занятие (2 часа)
Тестовая работа. Подведение итогов.
Список литературы
Приложение №1
Тестовая работа по теме «Особенности развития жанра рассказа в XIX – XX веке»
Текст для прослушивания (читается 2 раза)
Термин «рассказ» в его жанровом значении, но под названием «сказка» закреплен в словаре со времен его первого теоретического описания сравнительно недавно – с начала века.
В этом словаре помещен один из первых в русском литературоведении опытов теории «малого жанра». В статье о сказке имеются определения, точно характеризующие рассказ: «Сказка принадлежит к роду повествовательному, то есть епическому; но с поэмою епическою различествует в том, что последняя описывает деяния знаменитые, а сказка имеет предметом дела обыкновенные, весьма часто случающиеся, или могущие случаться между людьми». «Сказку не должно смешивать ни с романом, ни с притчею» и т. п. Примеры, приведенные автором словаря, подтверждают, что речь идет не только о сказке, но и новелле (например, «Модная жена» Дмитриева и др.)
Общее широкое значение термина «рассказ – малая форма эпической литературы» - находит место в справочниках XXвека .<…>
Тема 3. Рассказ и новелла (1 час)
Компоненты сюжета в рассказе и новелле. Роль описаний в рассказе и новелле. Конфликт, способы его разрешения.
Рассказ В.М. Шукшина «Далекие зимние вечера» - отчетливое выражение позиции автора, отношения писателя к изображаемому, полное слияние с миром детства, оценка описываемым событиям в рассказе.
Новелла В. М. Шукшина «Охота жить» - необычайный, неординарный, напряженный сюжет; неожиданность развязки, обращенность к деятельной стороне человеческого бытия.
Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 3: развивать навык сопоставления на основе теоретико-литературного материала (новелла и рассказ), закрепить навык применения выявленных при сопоставлении понятий при анализе художественных текстов и в личной речевой практике.
Тема 4. Особая роль события рассказывания. Образ рассказчика (1 час)
Образ рассказчика и автор- повествователь.
Повествователь (рассказчик) – особый художественный образ, созданный писателем. Две основные повествовательные формы – повествование от первого и от третьего лица. Речевая манера повествователя (рассказчика).
Вымышленный рассказчик, тип как характер в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
Ю. Коваль «Колобок» – повествование от первого лица - усиление иллюзии достоверности рассказываемого и акцентирование внимания на образе рассказчика (нетождественность автора с повествователем)
Повествование от третьего лица в рассказе Ю. Коваля «Стожок» – большая свобода в ведении рассказа, эстетически нейтральная форма.
Нейтральное повествование в рассказах А.П. Чехова (сближение автора с повествователем).
Ярко выраженная речевая манера с элементами экспрессивной стилистики и своеобразным синтаксисом в рассказах В. Шукшина («Сапожки»)
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 4: развивать навык владения терминами (образ рассказчика(повествователя) и образ автора; позиция автора), уметь составлять полную словарную статью с целью получать, осмысливать и грамотно излагать в связной речи теоретический материал; учиться анализировать тексты, содержащие план автора и персонажа, моделировать вопросы на выяснение позиции автора.
Тема 5. Жанровые разновидности рассказа: святочный рассказ (2 часа)
Традиции святочного рассказа в описании счастливых перемен в жизни накануне Рождества и Нового года. Н.С. Лесков – теоретик жанра. «Христос в гостях у мужика» - переосмысление мотива рождественского чуда, ориентация на истинность происшествия и реальность действующих лиц.
«Святочные рассказы» И. Рогалевой– возрождение традиции. Традиционность, преемственность, новое звучание рассказов «Подарок для бабушки», «Баба Катя и Батон», «Продавец газет», «Теплый дом». Христианское душевное устроение в общей эмоциональной атмосфере рассказов (любовь, милосердие, сострадание, упование на Бога в житейских ситуациях).
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 5: развивать умение видеть проблему текста, видеть в главной проблеме как можно больше возможных сторон и связей; понять точку зрения автора, принять ее или отказаться; высказать личную точку зрения автора по проблеме.
Тема 6. Жанровые разновидности рассказа: пасхальный рассказ (1час)
Родоначальник жанра – А. С. Хомяков. Ф.М. Достоевский «Мужик Марей» - одно их высших проявлений жанра пасхального рассказа. Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська» - восстановление человека, простая история о возможности пробуждения в каждом человеке достоинства и доброты. Жанровые особенности: приуроченность времени действия к Пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 6: развивать навык извлечения информации из прослушанного текста; развивать навык сопоставления: общее и различие в святочном и пасхальном рассказе (фиксация результатов в таблице).
Тема 7. Жанровые разновидности рассказа: юмористический рассказ (1 час)
Приемы создания комического: неправдоподобная завязка, неожиданный поворот развития действия, введение смешных подробностей, преувеличений и т.д.
А.П. Чехов «Смерть чиновника» - комическое противоречие между ничтожностью факта и его оценкой чиновником.
Тэффи «Выслужился» –комический эффект в неожиданной завязке, непредвиденном повороте в развитии действия, в несоответствии действий главного героя сложившейся ситуации.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 7: развивать навык сопоставления способов достижения комического эффекта в юмористическом рассказе и юмористическом рисунке; развивать умение использовать приемы создания комического в собственных рассказах; продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.
Тема 8. Жанровые разновидности рассказа: лирический рассказ (2 часа)
И. А. Бунин «Подснежник», К.Г. Паустовский «Во глубине России» - ослабленная сюжетность, акцент на внутреннее состояние, настроение героя. Пейзаж – сфера прекрасного, в соответствии с которой рельефнее выявляются характеры действующих лиц.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 8: выделять информацию об И.А. Бунине и К.Г. Паустовском из статей литературоведческой энциклопедии, обобщать выделенную информацию, обозначив главное (жанровые особенности их рассказов), составлять свою справку в двух- трех предложениях о художественных особенностях рассказов И. А. Бунина и К.Г. Паустовского. Продолжать фиксировать жанровые особенности лирических рассказов в сводную таблицу.
Тема 9. Жанровые разновидности рассказа: фантастический рассказ (1 час). Современный рассказ.
С. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»- рассказ – фэнтези. Особенности жанра: высокая степень условности, вымышленный сюжет, реальная человеческая жизнь в нереальном мире фантастики. Истоки фантастики. Научная фантастика: вероятностная модель будущего, в том числе и негативного.
Т. Толстая «Соня». Текст. Интертекст. Интертекстуальность как способ выражения смысла в рассказе.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 9: уметь самостоятельно пользоваться различными источниками при составлении сообщения на литературоведческую тему (жанровые особенности фантастического рассказа, современного рассказа), развивать навык сопоставления (фантастический рассказ и рассказ – фэнтези в XIX, XXI веке, рассказ XIX–XXвека). Продолжать заполнять сводную таблицу.
Тема 10. Жанровые разновидности рассказа: рассказ – характер (2 часа)
В.М. Шукшин – тончайший мастер характеров. «Стенька Разин», «Гринька Малюгин», «Классный водитель», «В профиль и анфас», «Упорный», «Сураз» – рассказы – характеры. Тип героя данных рассказов (портрет, образ жизни, отношение к людям) выявляет общность рассказов разных лет. Близость характера героя характеру самого художника. Артистическое начало, творческая неуемность, творческое горение, постоянный и мучительный поиск себя – удел героев и автора. Жанровые особенности: характер в центре, острая жизненная ситуация, авторское раздумье, эмоция повествователя, драматургичность.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 10: развивать навык обобщения (сгруппировать героев Шукшина по их отношению к жизни); анализировать литературный материал с целью выявления авторской позиции (в каких рассказах непосредственно звучит авторский голос, в каких рассказах народный приговор наиболее полно выражает авторскую позицию?); развивать навык сопоставления рассказов писателя и фильмов В.М. Шукшина, двух вариантов рассказа «Сураз»; закрепить навык различных видов пересказа; развивать умение писать отзыв о кинематографических работах писателя, включая элементы анализа. Продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.
Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный рассказ (1 час)
Схематичность, полнота фактов, обыденность обстановки, стереотипность поведения персонажей – основные особенности детективного жанра. А.П. Чехов «Шведская спичка» - уголовный рассказ. Устойчивая пара характеров, необходимых для детективного жанра – Следователь Николай Ермолаевич Чубиков и помощник Дюковский. Структура уголовного рассказа. Ирония в изображении событий.
М. Москвина «Не наступите на жука. Неспешный детектив» - иронический тон повествования, приключенческий сюжет. События в восприятии подростка.
Метапредметные и предметные навыки и умения по теме 11: целостно анализировать текст; работать над сводной таблицей; развивать навык сопоставления русских и зарубежных детективных рассказов.
Тема 12. Зачетное занятие (2 часа)
Тестовая работа. Подведение итогов.
Список литературы
-
Антонов, С. Я читаю рассказ / Из бесед с молодыми писателями. – М., 1973. – 89 с. -
Заморий, Т. Современный русский рассказ. – Киев, 1968. – 75 с. -
Крамов, И. В зеркале рассказа. – М., 1986. – 114 с. -
Нинов, А. Современный русский рассказ / Из наблюдений над русской прозой (1956 – 1966). – Л., 1969. -
Ульяшов, П.С. Этот неумирающий жанр (Современный советский рассказ) – М.: Знание, 1987. – 112с.
Приложение №1
Тестовая работа по теме «Особенности развития жанра рассказа в XIX – XX веке»
Текст для прослушивания (читается 2 раза)
Термин «рассказ» в его жанровом значении, но под названием «сказка» закреплен в словаре со времен его первого теоретического описания сравнительно недавно – с начала века.
В этом словаре помещен один из первых в русском литературоведении опытов теории «малого жанра». В статье о сказке имеются определения, точно характеризующие рассказ: «Сказка принадлежит к роду повествовательному, то есть епическому; но с поэмою епическою различествует в том, что последняя описывает деяния знаменитые, а сказка имеет предметом дела обыкновенные, весьма часто случающиеся, или могущие случаться между людьми». «Сказку не должно смешивать ни с романом, ни с притчею» и т. п. Примеры, приведенные автором словаря, подтверждают, что речь идет не только о сказке, но и новелле (например, «Модная жена» Дмитриева и др.)
Общее широкое значение термина «рассказ – малая форма эпической литературы» - находит место в справочниках XXвека .<…>