Файл: Протокол 11 гимназияинтернат от 21. 06. 2021г. Н. В. Ивантеева Программа элективного курса Из истории рассказа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
притчу о сеятеле; притчу о блудном сыне); повторить теоретический материал (жанр рассказа, притча, композиция, сюжет). Одна из групп учащихся готовит историческую справку, две других проводят лексическую работу (1 группа получает задание дать толкование слов и фразеологических оборотов непроглядный; сумрак; верста; лавка; кнут; бездна; отчаяться; шорник; плакать горькими слезами; Господь его знает; гореть огнем; душа желает;
2 группа – смеркаться; ураган; видение; гул; зловещий; розвальни; плутать; сермяга; нехитрое дело; если Бог донес; приходить в себя; в двух шагах).
Учащиеся по ходу урока заполняют сравнительную таблицу. Критериями для сопоставления двух текстов учащимися высокого уровня выделяются следующие:
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение И. Бунина «Мать». Что объединяет рассказ «Лапти» и стихотворение?
2. Проследить, как передаются в поэзии и прозе образы степного бурана, дома, матери и ребенка.
Итак, на подобных уроках учащиеся постепенно учатся определять основания для сравнения, т.е. целое, из которого мы исходим (синтез) и в соответствии с этим существенные признаки в сопоставляемых произведениях (анализ). Все это является ступенью для делания учениками теоретических выводов и обобщения.
Литература
1.Ванюшева Н. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе // Первое сентября. Литература. – 2008. - №10.
2.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М., 1999.
3. Бабореко А. Бунин: Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004.
4.Фесенко Э. Я. Теория литературы: учебное пособие. Изд.2-е, испр. и доп.- М.: Едиториал УРСС, 2005. – 336с.
5.Такташова Т.В. Загадочная русская душа : произведения русских писателей XIX –XXвв. с комментариями и заданиями: учеб. пособие/ Т.В. Такташова, Е.Я. Загорская, Л.А. Ветошкина. – М.: Флинта: наука, 2006. – 280с.
Приложение 3
Методическая разработка
Чеховская традиция в рассказах писателей XXвека. Рассказ А.П. Чехова «Не в духе» как прототип рассказа В.М. Шукшина «Забуксовал»
Основное содержание уроков
Ранний рассказ А.П. Чехова «Не в духе» - прототип рассказа «Забуксовал» В. М. Шукшина. Воздействие драматургии на рассказы В.М. Шукшина и А.П. Чехова. Особенности рассказов писателей: максимальная сжатость авторского текста; немедленное изложение действия; перемена событий к противоположному; динамичность развития фабулы; драматургичность в усилении роли диалога и увеличении цепи поступков, данных без комментария; использование в изображении характера акцента на каком-то одном качестве; высокий уровень целенаправленности.
Напомним, что существенными признаками рассказа как жанра мы выделяем характерные особенности построения сюжета; композицию; особенности художественной речи; охват повествования, авторская позиция.
Чтобы учителю легче было продумать форму урока и виды деятельности учащихся в помощь можно предложить сравнительную таблицу
По первому основанию для сравнения можно сделать вывод, что В.М. Шукшин повторил сюжетную схему рассказа А.П. Чехова.
Анализируя сюжетную схему обоих рассказов, дается определение теоретико-литературного понятия «мотива» как устойчивого смыслового элемента литературного текста, повторяющегося в пределах ряда литературных произведений с целью художественного построения рассказа.
Первая фраза (ее построение), которая начинает рассказы обоих писателей, указывает на сходство рассказов. Перльмуттер Л.Б., один из исследователей творчества А.П. Чехова, так пишет об особенностях творчества писателя: «Исходя из жанра-сценки, Чехов стремится к максимальной сжатости авторского текста авторского текста. В пределах одного предложения Чехов этого периода вмещает место действия, указание на действие героя и характеристику героя» ( Перльмуттер Л.Б. Язык и стиль рассказа «Хамелеон» как типичного образца раннего Чехова. – Литературная учеба, 1935, №4, с.70. Это же свойственно и творчеству В.М. Шукшина. В первой фразе дана характеристика главного героя, его социальный статус, характеристика образа жизни. Сходство первых фраз выявляет глагольная конструкция: «ходил …и старался заглушить…» - «любил…полежать…, послушать…». Эти глагольные конструкции обладают противоположной семантикой.
Далее литературный анализ целесообразно строить на сравнении двух образов причем не Прачкина и механика, а Прачкина и школьного учителя, воплощавших в себе в различных вариантах узость мировоззрения, ограниченность и рутинерство. Целесообразно рассмотреть источники развития косности и ограниченности у героев, их отношение к своему труду, их отношение к окружающим, к восприятию литературы.
Итогом работы на уроке должно послужить письменное высказывание учащихся на основе сопоставления с использованием теоретико-литературных понятий на тему «Как увлечение театром у А.П. Чехова и занятие кино у В.М. Шукшина отразились на их литературном творчестве?»
5 класс
Знакомство с понятием
Один центральный образ (одна проблема)
7 – 9 классы
Совершенствование представления
11 класс
Развитие представления
2 группа – смеркаться; ураган; видение; гул; зловещий; розвальни; плутать; сермяга; нехитрое дело; если Бог донес; приходить в себя; в двух шагах).
Учащиеся по ходу урока заполняют сравнительную таблицу. Критериями для сопоставления двух текстов учащимися высокого уровня выделяются следующие:
-
время написания рассказов -
сюжет и композиция -
жанровые особенности -
символика цвета и имени -
функции пейзажа -
идейное содержание
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение И. Бунина «Мать». Что объединяет рассказ «Лапти» и стихотворение?
2. Проследить, как передаются в поэзии и прозе образы степного бурана, дома, матери и ребенка.
Итак, на подобных уроках учащиеся постепенно учатся определять основания для сравнения, т.е. целое, из которого мы исходим (синтез) и в соответствии с этим существенные признаки в сопоставляемых произведениях (анализ). Все это является ступенью для делания учениками теоретических выводов и обобщения.
Литература
1.Ванюшева Н. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе // Первое сентября. Литература. – 2008. - №10.
2.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М., 1999.
3. Бабореко А. Бунин: Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004.
4.Фесенко Э. Я. Теория литературы: учебное пособие. Изд.2-е, испр. и доп.- М.: Едиториал УРСС, 2005. – 336с.
5.Такташова Т.В. Загадочная русская душа : произведения русских писателей XIX –XXвв. с комментариями и заданиями: учеб. пособие/ Т.В. Такташова, Е.Я. Загорская, Л.А. Ветошкина. – М.: Флинта: наука, 2006. – 280с.
Приложение 3
Методическая разработка
Чеховская традиция в рассказах писателей XXвека. Рассказ А.П. Чехова «Не в духе» как прототип рассказа В.М. Шукшина «Забуксовал»
Основное содержание уроков
Ранний рассказ А.П. Чехова «Не в духе» - прототип рассказа «Забуксовал» В. М. Шукшина. Воздействие драматургии на рассказы В.М. Шукшина и А.П. Чехова. Особенности рассказов писателей: максимальная сжатость авторского текста; немедленное изложение действия; перемена событий к противоположному; динамичность развития фабулы; драматургичность в усилении роли диалога и увеличении цепи поступков, данных без комментария; использование в изображении характера акцента на каком-то одном качестве; высокий уровень целенаправленности.
Напомним, что существенными признаками рассказа как жанра мы выделяем характерные особенности построения сюжета; композицию; особенности художественной речи; охват повествования, авторская позиция.
Чтобы учителю легче было продумать форму урока и виды деятельности учащихся в помощь можно предложить сравнительную таблицу
А.П. Чехов «Не в духе» | Основания сравнения | В.М. Шукшин «Забуксовал» |
Отец слушает, как сын заучивает наизусть, вслух, отрывок из русской классической литературы – романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Сюжет | Отец присутствует при заучивании вслух сыном отрывка «Русь-тройка» из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя |
Мотив явлен в пейзажном и бытовом, нравоописательном плане | Мотив в заучиваемых текстах – мотив движения | Мотив Гоголя более символизирован. Шукшин вынес в заглавие мотив затрудненного, остановленного движения – «Забуксовал» |
Подчеркнуто комический | Характер комментария отца | Серьезный и глубокий |
«Становой пристав Семен Ильич Прачкин ходил по своей комнате из угла в угол и старался заглушить в себе неприятное чувство» | Начало рассказа | «Совхозный механик Роман Звягин любил после работы полежать на самодельном диване, послушать, как сны Валерка учит уроки» |
По первому основанию для сравнения можно сделать вывод, что В.М. Шукшин повторил сюжетную схему рассказа А.П. Чехова.
Анализируя сюжетную схему обоих рассказов, дается определение теоретико-литературного понятия «мотива» как устойчивого смыслового элемента литературного текста, повторяющегося в пределах ряда литературных произведений с целью художественного построения рассказа.
Первая фраза (ее построение), которая начинает рассказы обоих писателей, указывает на сходство рассказов. Перльмуттер Л.Б., один из исследователей творчества А.П. Чехова, так пишет об особенностях творчества писателя: «Исходя из жанра-сценки, Чехов стремится к максимальной сжатости авторского текста авторского текста. В пределах одного предложения Чехов этого периода вмещает место действия, указание на действие героя и характеристику героя» ( Перльмуттер Л.Б. Язык и стиль рассказа «Хамелеон» как типичного образца раннего Чехова. – Литературная учеба, 1935, №4, с.70. Это же свойственно и творчеству В.М. Шукшина. В первой фразе дана характеристика главного героя, его социальный статус, характеристика образа жизни. Сходство первых фраз выявляет глагольная конструкция: «ходил …и старался заглушить…» - «любил…полежать…, послушать…». Эти глагольные конструкции обладают противоположной семантикой.
Далее литературный анализ целесообразно строить на сравнении двух образов причем не Прачкина и механика, а Прачкина и школьного учителя, воплощавших в себе в различных вариантах узость мировоззрения, ограниченность и рутинерство. Целесообразно рассмотреть источники развития косности и ограниченности у героев, их отношение к своему труду, их отношение к окружающим, к восприятию литературы.
Итогом работы на уроке должно послужить письменное высказывание учащихся на основе сопоставления с использованием теоретико-литературных понятий на тему «Как увлечение театром у А.П. Чехова и занятие кино у В.М. Шукшина отразились на их литературном творчестве?»
5 класс
Знакомство с понятием
Один центральный образ (одна проблема)
7 – 9 классы
Совершенствование представления
11 класс
Развитие представления