Файл: Протокол 11 гимназияинтернат от 21. 06. 2021г. Н. В. Ивантеева Программа элективного курса Из истории рассказа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Столь широкое определение жанра рассказа включает указание на глубокие традиции в литературах Запада и Востока, генетические связи с такими древними формами народного творчества как миф, легенда, притча, сказка, анекдот, «пояснительные сюжеты» в нартском эпосе, хабары и др.

О. Е. Ефремова. Русский рассказ о войне (1945- 1955гг.) проблемы типологии: Майкоп, 2003

Задание 1. Выберите в прослушанном Вами тексте вариант ответа, за которым закреплен термин «рассказ» в его жанровом значении:

  1. Новелла;

  2. Очерк;

  3. Сказка;

  4. Повесть.

Задание 2. Чем объясняется в прослушанном Вами тексте столь широкое определение жанра рассказа в словарях XX века. Выберите вариант ответа:

  1. Недостаточной теоретической разработкой термина «рассказ»;

  2. Указанием на глубокие связи с древними формами народного творчества;

  3. Невозможностью разграничить понятия «повесть» и «рассказ»

Задание 3. Выделите утверждение, которое противоречит информации, представленной в прослушанном тексте:

  1. Первоначально термин «рассказ» был закреплен под названием «сказка» в словарях начала XX века.

  2. В справочниках XX века дано общее широкое значение термина «рассказ».

  3. В словаре, составленном Николаем Остолоповым, речь идет не только о сказке, но и о новелле.

  4. Широкое определение жанра «рассказ» включает указание на глубокие традиции в литературе Запада и Востока.

Задание 4. Прочитайте внимательно текст, дополнив его словами, обозначающими признаки рассказа как жанра.

Рассказ как жанр представляет собой … … эпической прозы со своим особым … изображения и со своим способом и специфическими … художественного освоения жизни. Он отличается …, строгой сосредоточенностью на чем-то одном. В рассказе одна … линия, резко ограничено … персонажей. …объем и предельная сжатость изложения предъявляет особые требования к …герою, интонации и эмоционально-оценочному слову, подтексту и… детали.

Слова для справок: Малый; количество; главному; предметом; малую форму; средствами; художественной; однопроблемностью; сюжетная.

Задание 5. Прочитайте текст и определите позицию автора в данном тексте. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения.


Очерки разнообразны по содержанию, они касаются политических, экономических, научных и производственных вопросов, изображают явления общественно-политической жизни, природы и быта, отдельных личностей или профессиональных групп. Различают и формы очерков: очерки- путешествия, очерки – хроники, очерки-биографии, очерки-сценки. В газетах и журналах встречаются документальные очерки, которые с предельной точностью расcказывают о людях и событиях. Подобно другим жанрам публицистики эти очерки могут включать и художественные образы, но вымысел не должен нарушать точности изображения явлений. Документальный очерк включает в себя даты и цифры, сообщает о происходивших в действительности событиях.

В очерке отражается не конфликт в действии, как в других рассказах, а процесс ознакомления с явлениями, последовательность их анализа, ход размышления. Персонажи становятся объектами демонстрации и разъяснения. Очерк складывается из портретов персонажей, описаний сцен, размышлений. Композиционную связь между частями очерка обеспечивает авторское «я»: повествователь не столько действует, сколько оценивает события и факты, разъясняет их, мотивирует переход от одного явления к другому, от одной проблемы к другой.

Большая часть в очерке отведена авторскому комментарию, который состоит из раздумий, размышлений, обобщений, авторских отступлений. Иногда может комментироваться только одно слово, фраза. Рассказ о герое очерка, как правило, - живой, яркий, самобытный.

Теоретические сведения взяты из учебника по русскому языку для 8-го и 9-го классов под редакцией М. М. Разумовской, С. И. Львова и др.

Задание 6. Определите, какие из представленных произведений являются очерками:

  1. «Косцы» И. А. Бунина;

  2. «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева;

  3. «Мещерская сторона» К.Г. Паустовского;

  4. «Русская песня» И. С. Шмелева

Задание 7. По какому признаку явления разбиты на группы?

1

2

3

  • лиризм и поэтичность;

  • равнодушие к сюжетостроению;

  • философичность пейзажа;

  • цветопись;

  • метафоричность слова;

  • сочетание трагического и одновременно иронии в интонации авторского повествования

  • В центре – образ главного героя;

  • все элементы произведения направлены на разрешение конфликта;

  • ограничение повествования временными и пространственными рамками;

  • незавершенность финала;

  • верность жизненной правде;

  • сопричастность автора герою;

  • обобщение;

  • народное искусство – центр творчества

  • диалог;

  • лаконизм;

  • отсутствие развернутых описательных характеристик;

  • минимум авторского текста;

  • связь рассказов с театральным искусством;





  1. Все указанные определения – характеристики одного теоретического понятия, их не надо делить на группы.

  2. Определения 1-й и 3-й групп характеризуют художественную манеру отдельных писателей, во 2-й – определения, общие для манеры обоих писателей.

  3. 2-я и 3-я группы – это определения, характерные для эпического произведения, 1-я – для лирического произведения.

Задание 8. Прочитайте два текста о Стеньке Разине. Как соотносятся друг с другом тексты В. Шукшина и И. Бунина?
СТЕНЬКА РАЗИН

В. Шукшин

Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана. Стенька, в исподнем белье, бросился к стене, где висело оружие. Он любил людей, но он знал их. Он знал этих, которые ворвались: он делил с ними радость и горе. Но не с ними хотел разделить атаман последний час свой. Это были богатые казаки. Когда пришлось очень солоно, они решили выдать его. Они хотели жить. Это не братва, одуревшая в тяжком хмелю, вломилась за полночь кончать атамана. Он кинулся к оружию … но споткнулся о персидский ковер, упал. Хотел вскочить, а сзади уже навалились, заламывали руки… Завозились. Хрипели. Негромко и страшно ругались. С великим трудом приподнялся Степан, успел прилобанить одному-другому… Но чем-то ударили по голове тяжелым…Рухнул на колени грозный атаман, и на глаза его пала скорбная тень.

«Выбейте мне очи, чтобы я не видел вашего позора», - сказал он.

Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою. Били по глазам…
И. Бунин

Уголовная антропология выделяет преступников случайных: это случайно совершившие преступление, «люди, чуждые антисоциальных инстинктов». Но совершенно другое, говорит она, преступники «инстинктивные». Эти всегда как дети, как животные, и главнейший их признак, коренная черта -жажда разрушения, антисоциальность.

В мирное время мы забываем, что мир кишит этими выродками, в мирное время они сидят по тюрьмам, по желтым домам. Но вот наступает время, когда «державный народ» восторжествовал. Двери тюрем и желтых домов раскрываются, архивы сыскных отделений жгутся - начинается вакханалия. Русская вакханалия превзошла все до нее бывшие - и весьма изумила и огорчила даже тех, кто много лет звал на Стенькин Утес, - послушать «то, что думал Степан».

Странное изумление! Степан не мог думать о социальном, Степан был «прирожденный» - как раз из той злодейской породы, с которой, может быть, и в самом деле предстоит новая долголетняя борьба.»
(«Окаянные дни», 11 июня 1919 г.)

1) Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.

2) Авторская позиция одинакова, при использовании различных художественных средств.

3) Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

4) Они написаны в одном стиле и посвящены одной теме.

Задание 9. Сопоставьте рассказ и его жанровую разновидность.

1)Юмористический рассказ а) «Чудесный доктор» А. И.

Куприна

2)Лирический рассказ б) «Пестрая лента» А. Конан

Дойля

3)Детективный рассказ в) «Косцы» И. А. Бунина

4)Святочный рассказ г) «Лошадиная фамилия» А.

П. Чехова
Задание 10.К акие строчки из рассказа «Бык» В. Шукшина соотносятся с иллюстрацией?

  1. Как он мэкнет, как вскочит да как даст мне под зад! Я отлетел метра на три и подумал, что я уже мертвый. А он раскорячил ноги, нагнул голову и смотрит на меня. Я тоже смотрю на него. Мне показалось, что мы долго так смотрели друг на друга. Я боялся пошевелиться.

  2. Через пять минут видим, летит наш бригадир сломя голову, за ним бык.

  3. Петрунька туда – бык за ним, Петрунька сюда – бык за ним, гоняет его по ограде. Загнал в угол. Петрунька, как птица, взлетел на плетень – и на ту сторону. Бык, не останавливаясь, с ходу саданул рогами в плетень, вырвал его с кольями, и пронес, и сбросил.

  4. Ему накинули волосяную петлю на шею, стянули, измучили, потом продели веревку в кольцо и привязали к столбу.

Задание 11. В каком ряду верно названы все слова, с помощью которых можно дать наиболее полную характеристику В.М. Шукшину как рассказчику?

  1. Ему свойственна некая социальная ограниченность: он постоянно писал о деревенских жителях, а к горожанам относился отрицательно.

  2. Его занятость в кино, режиссура оказали решающее влияние на его литературное творчество.

  3. Воспитанный в народной среде, досконально знавший народный язык и воплотивший его в своих рассказах, не отступивший от традиций классической литературы, преследовавший главное в творчестве – показать не где человек живет, а к а к он живет и к а к о й это человек.

  4. Противоречивость в рассказах писателя. Правда В. Шукшина бывает грубой, необузданной. Герои Шукшина, сочувствие к которым явно сквозит в тексте, часто несдержанны, пытаются добиться правды кулаком.



Приложение 2

Методическая разработка

Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина «Лапти» и «Сверчок»

Эффективность применения сопоставительного анализа на уроках литературы понимают многие учителя. Однако использование сопоставительного анализа на уроках литературы (по данным проведенного нами опроса) носит эпизодический характер. Причиной трудностей применения сопоставительного анализа является слабое владение учащимися общеучебными навыками и умениями: в случае проведения сопоставительного анализа – это выделение сопоставляемых объектов; определение цели сравнения; выделение оснований для сравнения и формулирование вывода. Как преодолеть эти трудности?

Выявленные проблемы можно разрешить, пользуясь методикой развития общеучебных навыков и умений, разработанной Н.Ванюшевой(1). Для формирования навыка сопоставления автор методики предлагает, начиная с 5-го класса, обучать детей понимать мотив сравнения; определять критерии сравнения, распределять критерии и выделять главные; последовательно выявлять общее и различное в сравниваемом, делать попытку обобщать сравниваемое. То есть, большое внимание уже в 5 классе следует уделять и работе над формированием навыка обобщения.

На уроках сопоставительного анализа специально разработанная система заданий позволит включить в эту сложную деятельность учащихся всех уровней. Для учащихся высокого уровня (классификация Пидкасистого П.И., Портного М.Л.) (2) можно предложить задания повышенной сложности (например, определить основания для сопоставления произведений). Для учащихся среднего и минимального уровней - общие задания, но на материале разных текстов. Для выявленных оснований нужно обучать школьников делать выписки, составлять таблицы, обобщать материал.

Предложенный урок позволяет реализовать такие цели, как развитие умения сопоставительного анализа на примере рассказов И. А. Бунина; развитие творческого мышления, исследовательских навыков анализа текста, умения проводить сравнительные операции на примере литературного материала. Учащиеся под руководством учителя будут осуществлять сопоставление текстов в коллективной и групповой работе. Результаты сопоставления предполагается фиксироваться в таблице.

Предлагаемый урок вписан в контекст уроков по изучению творчества И.А. Бунина.

До начала урока учащиеся получают задание перечитать рассказы Ивана Бунина, евангельские притчи (притчу о милосердном самарянине;