Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В итоге около 76% объема закупок для государственных и муниципальных потребностей приходится на контракты с единственным поставщиком и закупки, которые не состоялись. В рамках нацпроектов объем закупок, которые не были осуществлены в 2019 году, составил 648,1 млрд. рублей, то есть 71,2% от совокупного закупочного объема. Доля не совершенных закупок, по федеральным округам, колеблется от 41,4% (Челябинская область) до 92,3% (Чукотский АО).

По результатам мониторинговых исследований СП, в 2019 году количество поставщиков, участвовавших в корпоративных закупках, сократилось на 43,4% (131,8 тыс.), что говорит о том, что доверие к системе корпоративных закупок стало уменьшаться. В результате реализации закупок альтернативными методами экономия в 2019 году составила 725,8 млрд. руб., или 5,13%.

Стоит отметить, что региональными контролирующими органами в 2019 г. было проведено 1199 аудиторских проверок в области закупок [7].

Эти данные демонстрируют, что, несмотря на ограничения и строгий контроль в области закупок, существуют недобросовестные методы конкуренции, которые позволяют незаконно обогащаться за счет контрактной системы закупок.

Недобросовестные компании «выигрывают» в конкурсе в том числе по причины так называемой «лояльности» специалиста по закупкам, работающего в учреждении, отвечающем за торги. Они могут описывать контракт расплывчатыми формулировками, не позволяющими понять суть самого контракта.

Кроме того, заказчиком могут выставляться крайне короткие сроки для подачи заявок [5]. Ориентированная на победу компания может использовать услуги субподрядной организации, которая, подав заявку без намерения сделать закупку, обеспечит фиктивную конкурентную борьбу.

При всем этом эффективность государственных и муниципальных закупок посредством ЭТП не вызывает сомнений. Кроме того, переход государственных контрактов в виртуальную плоскость является мировой тенденцией, обусловленной превосходством электронных торгов над традиционными.

Так, к примеру, сайт государственных закупок и другие ЭТП предлагают поставщикам и заказчикам достаточно большой выбор аукционных лотов.

Их цифровизация содействует большей информированности сторон друг о друге.

Кроме того, поставщики имеют возможность работать с планами закупок. И это, несомненно, способствует усилению конкурентной борьбы за государственные заказы, и, соответственно, росту качества закупаемых товаров/ услуг. Учитывая объективную необходимость оцифровки закупок, трудно судить об отсутствии положительных сторон у этого направления.


К отрицательным сторонам электронного формата системы закупок в электронный формат относят электронную цифровую подпись. Некоторым поставщикам, являющихся индивидуальными предпринимателями (в компаниях имеются в штате IT-специалисты), достаточно трудно дается освоение современных технологий, невзирая на то, что процесс цифровизации продолжается уже третье десятилетие. Это же относится и к аккредитации на федеральных ЭТП.

Тем не менее, осуществление закупок в виртуальном пространстве, состоящее в публикации закупок, лотов и контрактной документации через ЭТП представляет собой платформу для создания здоровой конкуренции.

Следующей ступенью станет исключение возможности появления несоответствующей принятым стандартам информации и задействование общества в мониторинге госконтрактов.

Несмотря на развитие электронных технологий и технологии «блокчейн», закупки сегодня, по данным Организации экономического развития и сотрудничества, продолжают оставаться областью с наибольшим риском возникновения коррупции в государственном секторе [4].

Методы по деактивации недобросовестных конкурентов в сфере госзакупок в любом государстве являются стандартными. Это и открытость данных о федеральных контрактах, и ограничение государственных сфер для неконкурентных закупок. Способствует подавлению коррупции публичное обоснование и аргументация сведений о государственных тендерах.

Периодически необходимо применять инструменты анализа и применения сведений о госзакупках, которые содействуют рациональному и эффективному расходованию государственного бюджета.

Необходимо также изучить показатели риска, чтобы выявить коррупционные признаки. Главным сдерживающим коррупцию фактором в госсекторе является общественность, которую необходимо вовлекать в бизнес-процессы для мониторинга госзакупок на всех этапах их проведения.

Это окупится созданием более честного рынка и повышением доверия друг к другу участников торгов. Можно внедрить так называемое нецентрализованное планирование, справедливое и независимое представление претензий и гражданский мониторинг госзакупок.

Кроме того, это сведет к минимуму практику победы в торгах «единственного поставщика» [2]. Необходимо также снизить бюрократические пороги закупок и упростить процедуру торгов как для заказчика, так и для поставщика (например, ввести короткую схему расторжения контракта еще до суда).

Из всех вышесказанного можно сделать вывод, что ЭТП и цифровизация не являются полноценными инструментами для создания здоровой конкуренции.



При всем этом преимущества госзакупок в виртуальном пространстве становится очевидными, к тому же пока для их проведения не имеется альтернативной формы проведения.

В связи с этим перед государством стоит задача повышения эффективность системы закупок, которая заключается в снижении уровня коррупции и повышении здоровой конкуренции при выборе поставщиков. Качественное улучшение законодательной базы в сфере закупок и развитие ЭТП (в т.ч. портала госзакупок) придадут процессу становления системы закупок добросовестной конкуренции, что станет положительным моментом для всей управленческой системы.

Применение Программного комплекса «Региональная контрактная система». Единая информационная система предоставляет возможности участникам торгов для прямых действий. Однако в разных регионах также существуют комплексы программ контрактной системы (ПК «РКС»), с помощью которых заказчики также могут публиковать информацию в ЕИС. Хотелось бы отметить, что это предоставляет не только удобство пользования, но и демонстрирует прозрачность и законность действий заказчиков государственных заказов, которые контролируют закупки через эту систему.

В настоящее время ПК «РКС» обладает множеством функций, которые позволяют заказчику работать продуктивно и с удобством, однако региональная практика продемонстрировала, что у него пока недостаточно дополнительных функций и разделов для полноценного взаимодействия с программным пакетом.

На рисунке 9 рассмотрена актуальность использования заказчиками ЭТП.



Рисунок 9 - Рейтинг применения Федеральных Электронных Торговых Площадок

Несмотря на мировой экономический спад, связанный с пандемией, закупки в 2020 г. выросли на 11,7% по сравнению с 2019 годом. В течение года было опубликовано в общей сложности 7.750.855 лотов, что на 810.000 больше, чем в 2019 году.

Количество операций увеличивалось каждый месяц, за исключением апреля и мая, когда работа некоторых организации были приостановлена. В летний период рынок начал восстановление, и к концу года (в декабре) количество сделок достигло максимального показателя в 1.080.185, что на треть больше, чем в остальные месяцы 2020 года. Такое развитие событий связано с окончанием финансового года и тем фактом, что компенсацией заказчиками небольшой доли закупок, проведенных весной.


Для того чтобы перейти полностью на электронный документооборот, необходимо разработать и исследовать платформу, которая повлияет на продуктивность и качество деятельности заказчиков по контрактной системе города Севастополя.

Данная платформа в первую очередь должна взаимодействовать не только с ЕИС, но и со всеми электронными торговыми площадками, а также с бухгалтерскими и финансовыми программами «1С бухгалтерия», региональными программными комплексами, программой регионального электронного документооборота и т.д.

Данная платформа содержит следующие основные разделы (в зависимости от типа учреждения):

  1. Ресурсоснабжающие организации (вода, свет, тепло, телефония, интернет и т.д.):

- раздел контракты/договора (дополнительные соглашения);

- раздел исполнение (акты, счета, платежное поручение);

  1. Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель):

- раздел контракты/договора (дополнительные соглашения);

- раздел исполнение (акты, счета, платежное поручение);

  1. Конкурентные процедуры:

- формирование документации с проектом контракта (под каждый отдельный вид закупки);

- протоколы рассмотрения 1 частей заявок;

- протоколы рассмотрения 2 частей заявок (итоговый);

- раздел контракты/договора (дополнительные соглашения);

- раздел исполнение (акты, счета, платёжное поручение);

  1. Претензионная (судебная) работа (ФАС);

  2. Обоснование НМЦК:

- каталог продукции поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- формирование технического задания для запроса коммерческих предложений;

- запрос коммерческого предложения на основе автоматического распознавания технического задания в любом формате;

- поиск товаров, работ, услуг по ОКПД 2, наименованию объекта закупки;

- расчет НМЦК;

- формирование обоснования НМЦК в электронной и печатной формах;

  1. Переписка с организациями (входящие и исходящие);

  2. Планирование закупок (календарь закупок);

  3. Выгрузка информации в ЕИС и 1С Бухгалтерия.

Данная платформа будет функционировать также в приложении из PlayMarket и AppStore. С помощью специального приложения мы имеем полный доступ ко всем разделам в личном кабинете. Так же вся документация и иная загруженная информация будет подписываться ЭЦП, как на стационарных компьютерах, так и в мобильном устройстве.


В результате мы получаем огромную экономию временного пространства, экономию затрат на бумагу, оргтехнику, почту и т.д. [3].

В Федеральном законе № 44-ФЗ ключевая роль отведена единой информационной системе в сфере закупок (далее также ЕИС, ЕИС КС). ЕИС должна стать системообразующим началом всей контрактной системы с возможностью поэтапного перехода всех закупочных процедур в электронную форму, а также призвана служить первоисточником, содержащим информацию обо всех закупках в масштабах страны.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ ЕИС обеспечивает, в том числе, формирование, обработку, хранение и предоставление данных том числе автоматизировано) участникам контрактной системы; контроль за соблюдением закона при планировании и осуществлении закупок; подачу заявок на определении поставщика в форме электронного документа. При этом вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно, а также размещается на официальном сайте ЕИС интернете. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлена возможность создавать собственные региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок (далее – РМИС), интегрированные с ЕИС. С 1 января 2016 года ЕИС КС была введена в эксплуатацию. Однако анализ выявил, что кроме смены дизайна первой страницы, существенных изменений не произошло.

Обратим внимание на положительные изменения с 1 января 2016 года. Во-первых, система функциональной структуры ЕИС КС опубликовала структурный элемент для ведения нормативно-справочной информации, который обеспечивает прием, ведение и распространение единых справочников, классификаторов и другой нормативно-справочной информации (далее именуемой НСИ), используемый в процедурах закупок, что на практике приводит к повторному вводу одной и той же информации как на официальном веб-сайте, так и в соответствующих информационных системах. В этом отношении в настоящее время возможно ограничить риски нарушения согласованности данных.