Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1483
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Изучение организационно-педагогической деятельности учителя начальных классов до начала учебного года и в первые недели учебного года по созданию предметно-развивающей среды.
Современная школа — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.
Актуальность: развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель: оказать методическую помощь молодому специалисту в создании предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
Задачи:
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
-обеспечить охрану здоровья детей;
-создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Ожидаемые результаты: создание развивающей среды будет способствовать повышению качества образования и компетенций учеников начальной школы; поможет в решении проблем адаптации; побудит к самообразованию, качественно повысит рост творческих способностей детей.
Принципы создания предметно-развивающей среды
-вариативности
- поли функциональности
- трансформируемой
- педагогическая целесообразность
- положительный педагогический настрой
- доступности
- многофункциональности
Предполагаемые зоны:
Рабочая зона для педагога;
Учебная зона;
Поисково-исследовательская зона;
Информационная зона;
Игровая зона и зона отдыха;
Зелёная зона;
Зона для индивидуальных занятий;
Санитарно-гигиеническая зона.
В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию;
- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов:
Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:
- освещенность, состояние мебели;
- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Полы в учебных помещениях и кабинетах, и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
Этому способствует деление кабинета на зоны:
1)Рабочая зона учителя: помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:
-
Мебель для организации рабочего места учителя включает учительский стол и стул; -
Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм. -
Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.
2)Учебная зона:
-
расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; -
стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; -
учебные доски: меловая, интерактивная, -
компьютер, -
шкафы. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии.
Учебная зона предназначена для образовательного процесса.
3)Поисково-исследовательская зона: это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что поисково-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления. Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.
4)Информационная зона: располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.
5)Игровая зона и зона отдыха: расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка. Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.
6)Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
7)Зона для индивидуальных занятий: в этой зоне расположены шкафы с дополнительной литературой, парта. Дети в этой зоне занимаются саморазвитием, прививается интерес к самостоятельной работе, а также проводится рефлексия пройденного материала. При правильной организации данной зоны дети без каких-либо ограничений во времени могут получать дополнительную информацию и делать домашнюю работу. Воспитывает интерес к самостоятельной работе, ответственность.
8)Санитарно-гигиеническая зона: в ней располагается раковина, мыло, бумажные полотенца, мусорное ведро. Воспитывает чистоплотность, опрятность, аккуратность. Способствует развитию самостоятельности.
Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения.
В классе может быть собрана библиотека детских книги, организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм, трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
9. Разработка проекта сценария праздника 1 сентября в 1 классе на тему «Здравствуй, школа!» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
«Здравствуй, школа!
Цель мероприятия:
Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности
Задачи:
-
создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой; -
способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей; -
воспитывать любовь к школе, к школьным традициям; -
развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; -
сформировать положительный настрой на общение; -
воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе -
совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми обще классным мероприятиям.
Участники мероприятия: будущие первоклассники, их родители, пятиклассники в роли Буратино и Незнайки, учитель. (По желанию данный праздник может быть проведён без привлечения пятиклассников, а только с использованием презентации)
Форма: Праздник.
Оборудование:
-
Компьютер. -
Диск с авторской презентацией «Первый раз – в первый класс» и авторским клипом «Здравствуй, школа». -
Запись музыки. -
Дипломы и медали первоклассников (по числу учеников). -
Воздушные гелиевые шары (по числу учеников) -
Образец письма будущим первоклассникам от первой учительницы
Содержание мероприятия
(Праздник проводится после окончания торжественной линейки,
посвящённой 1 сентября)
Вступление.
Дети под музыку заходят в свой класс и рассаживаются за парты. (Песня «Первоклашки»)
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Нарядные, парадные, такие ненаглядные
Причёсанные с бантиками девочки сидят.
И мальчики – отличные, такие симпатичные,
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.
- Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой, со мной, вашей первой учительницей, и узнать своих будущих одноклассников. Меня зовут Наталия Сергеевна.