Файл: Программа по экологическому воспитанию дошкольников юный эколог Возраст учащихся 67 лет Срок реализации 1 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
ноябрь | «Хлеб – всему голова» (2 часа) | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб» Отгадывание загадок Чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций Д/и «Какой хлеб?», «Кто больше назовет» |
«Зерновые культуры (2 часа) | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона. Д\и «Кто назовёт больше блюд? » (из муки) Д\и «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп) | |
«Мир животных» (2 часа) | Познакомить детей с дикими животными. Расширять и уточнять представления детей о природе, расширять представления о диких животных. | Загадки о животных ( видео-презентация),Д.И «Узнай и назови», Кто где живёт, Кто чем питается, Назови детёнышей, Назови сказку. П.и « У медведя во бору». | |
«Труд людей осенью» (2 часа) | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | Иллюстрации труд людей осенью и летом. Беседа по картинам Д/и «Овощехранилище» «Заготовка» Рисование «осенние дары» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
декабрь | «Зима полна серебра» (2 часа) | учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной при роде. | Д/и: «У кого какой дом» Опыт: «Снег сохраняет тепло» Труд в природе: организация зимнего огорода на окне Загадки о зиме и явлениях природы Наблюдение за снегом рассматривание снежинок игры со снегом |
«Кто как зимует» (2 часа) | Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. | Беседа о зиме Д/и «Зоологическое домино» Опыт с водой и снегом, льдом Карточки с изображением домашних и диких животных Загадки о животных Физминутка «Снежок» | |
«Свойства воды» (2 часа) | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций | |
Беседа о лесе. (2 часа) | Сформировать понятия о значение природы в жизни людей.Углублять и систематизировать знания детей о нормах поведения в природе.Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, наблюдательность. | Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
январь | «В гостях у птиц» (2 часа) | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | Беседа о зимующих и перелётных птицах Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Наблюдения за птицами на участке Дидактические игра: «Кто где живёт» |
«Зимушка-зима» (2 часа) | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | Беседа о зиме Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Чтение сказки «Зимовье» С. Козлов «Зимняя сказка» А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» П/игры «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер» Аппликация «Деревья в снегу» | |
«Кто главный в лесу» (2 часа) | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Игра « Хорошо - плохо» Рассматривание иобсуждение картинок « Правила поведения человека в лесу» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
февраль | «Путешествие в царство комнатных растений» (2 часа) | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) Игра «Цветы» Беседа о строении растений Беседа об уходе за комнатными растениями Дидактические игры «Живые картинки» |
«Воздух вокруг нас .Свойства воздуха» (2 часа) | Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; | Беседа « Воздух» Проведение опытов с воздухом. Загадки Определение направления ветра (ветреной рукав) игра «Откуда прилетел ветер?» | |
«Путешествие с Севера на Юг». (2 часа) | Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений воспитывать бережное отношение к природе. | Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы» Опыт: «Как маскируются животные» Экологическая акция: «Украсим группу цветами» | |
«Солнце – большая звезда» (2 часа) | Развивать у детей элементарные представление и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем. | Рассматривание иллюстраций звездного неба Просмотр презентации «Солнечная система» Опыт: «Полярное сияние» Беседа «Когда солнце светит ярче» Игра-предположение «Если бы не было солнышка» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
март | «Времена года. Весна. (2 часа) | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдение за весенними изменениями в природе Загадки о весне Иллюстрации «Когда это бывает» Жизнь животных и птиц весной. Чтение стихов о весне Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной» П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса» |
«Красная книга – сигнал опасности» (2 часа) | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли» Игра «Где живут животные» Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» Рассматривание «Красной книги», беседа | |
«Огород на окошке» (2 часа) | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | Беседа «Что нужно растению?» Посадить лук, петрушку. Дальнейшие наблюдение и уход. | |
«Как художник лес рисовал» (2 часа) | уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество растений необходимость охраны этих растений и животных, которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать о приспособляемости животных к среде обитания. | Беседа о лесе Рассказ «Как я побывал в лесу» Составление пищевых цепочек леса Д/и «Как вести себя в лесу» Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу» Рисование «Лес весной» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
апрель | Насекомые - наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Отгадывание загадок Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций Д/и «Найди насекомых, поедающих листья» Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика») |
«Кто живет в воде?» (2 часа) | Уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. Аппликация «Морское дно" | |
«Земля - мой дом» (2 часа) | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо» | |
«Для чего нужны дождевые черви» (2 часа) | Познакомить с дождевым червем, с внешним видом и строением, закрепить знания детей о почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает больше воздуха. | Беседа о насекомых Рассказ «Наши друзья дождевые червяки» Наблюдение за дождевым червяком Опыт «Как лучше дышит растение» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
май | «Экологическая тропинка» (2 часа) | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» Целевая прогулка по экологической тропинке Игра «Что ты сделал доброе для природы?» ТРИЗ «Что будет, если» Д/и «Кто больше» П/и «Раз, два, три- к дереву беги» Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» Игра «Опиши, а мы отгадаем» |
«Человек - живой организм» (2 часа) | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус» Гимнастика для глаз | |
«Растения весной» (2 часа) | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы | |
Проведение итогового мониторинга | Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания. | Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников. |