Файл: Программа по экологическому воспитанию дошкольников юный эколог Возраст учащихся 67 лет Срок реализации 1 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.5. На какой возраст рассчитана программа.

Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год.

Образовательная деятельность ведется с сентября по май включительно в системе по 30 мин. 2 раза в неделю;

Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника (в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей).

Для выявления эффективности экологических занятий проводятся контрольные срезы, ребятам предлагаются различные ситуации для выявления их действий. 

Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детских садов и родителями с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.

1.6. Возрастные особенности усвоения программного материала.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

Ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

1.7.Условия, в которых реализуется программа.

Содержание программы включает в себя пять блоков:

  • особенности сезонных изменений в природе;

  • животный мир;

  • растительный мир;

  • неживая природа;

  • человек и природа;

  • глобальные экологические проблемы.

Программа предполагает проведение коллективных занятий 2 раза в неделю во второй половине дня с воспитанниками старшей группы, продолжительностью 30 минут. Форма работы – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Материально-техническая база представляет собой:


  • экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями);

  • уголок экспериментирования (в группе);

  • эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями );

Кабинет методиста, оснащен необходимыми пособиями, программами и технологиями воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию. В процессе реализации программы воспитатель следует основным принципам планирования работы (подробнее в пункте 1.7). Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через тематические выступления на родительских собраниях, консультациях, оформление информационных листов в группе, проектную деятельность, конкурсов и так далее. Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется индивидуально и в соответствии с рекомендациями Хабаровой Т.В., Шафигуллиной И.В. [17], направлена на выявление следующего:

  • в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

  • как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

  • какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

  • в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

1.8. Основные принципы и положения, на которых базируется программа.

При планировании занятий по экологии следует учиты­вать основные принципы планирования:

  • принцип амплификации (обогащение представлений у де­тей об объектах природы, об их взаимосвязях со средой обитания может происходить в процессе различных видов детской деятельности на занятиях: игровой, познаватель­но-исследовательской, двигательной, продуктивной);

  • принцип системности (последовательное и логичное рас­пределение программного материала позволит постепенно формировать у детей системные знания о живом организ­ме, о его потребностях, о сообществах живых организмов); принцип научности (содержание планирования занятий по экологии должно отражать современные требования к пла­нированию);

  • принцип связи теории с практикой (в планировании занятий рекомендуется отвести особое место практическим заняти­ям, на которых дети будут учиться взаимодействию с объек­тами природы, созданию условий для жизни живого, расши­ряя границы своих знаний и представлений о взаимосвязи всего живого со средой обитания);

  • принцип доступности (программные задачи занятий, их содержание, методы и приемы, используемые на занятиях, должны соответствовать объему накопленных знаний и умений детей, их возрастным психофизиологическим осо­бенностям и возможностям);


1.9. Цель программы

Цель программы – формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края.

Задачи программы:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.


Раздел 2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

2.1. Образовательная деятельность детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Юный эколог» осуществляется в форме кружковых групповых и подгрупповых занятий, проводимых воспитателем два раз в неделю во второй половине дня.

2.2. Тематическое планирование по программе.

Возраст детей от 6 до 7лет (Подготовительная группа).

Месяц

Тема недели, форма работы

Задачи

План деятельности

сентябрь

Здравствуй осень.

(2 часа)

Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность.

Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года» Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете»

«Какие бывают насекомые» (2 часа)

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых .Учить составлять группы по разным основаниям :особенностям внешнего  вида ,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные, водные),способу

передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава-

ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,зазубрины,стрекочет.


Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото».

«Что такое природа? Живая и не живая природа»

(2 часа)

Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа»Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.Познакомить с понятием «живая природа»«неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. 


Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой.

Волшебница осень. (2 часа)

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Беседа «Такая разная осень» Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом МП/и «Листопад» Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» Чтение книги «Почему осенью листопад?»





Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

октябрь

Овощи и фрукты. (2 часа)

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать.

Беседа о пользе овощей и фруктов Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот» Загадки об овощах и фруктах

«Царство грибов» (2 часа)

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

Рассказ воспитателя о грибах.

Рисование «Грибы»

Игра « Съедобные- несъедобные»

«Перелетные птицы.» (2 часа)

Закрепить понятие «перелётные ». Углубить представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».

«Сравнение диких и домашних животных» (2 часа)

Закрепить знания об отличии диких и домашних животных, продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Расширить творческие способности в аппликации с использованием ваты, ниток. Планировать свою деятельность, проявлять активность, вариативность, самостоятельность. Способствовать развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, доставить детям радость и удовольствие.


игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла?...)», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными.