Файл: Программа по экологическому воспитанию дошкольников юный эколог Возраст учащихся 67 лет Срок реализации 1 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.5. На какой возраст рассчитана программа.
Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год.
Образовательная деятельность ведется с сентября по май включительно в системе по 30 мин. 2 раза в неделю;
Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника (в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей).
Для выявления эффективности экологических занятий проводятся контрольные срезы, ребятам предлагаются различные ситуации для выявления их действий.
Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детских садов и родителями с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.
1.6. Возрастные особенности усвоения программного материала.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
Ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
1.7.Условия, в которых реализуется программа.
Содержание программы включает в себя пять блоков:
-
особенности сезонных изменений в природе; -
животный мир; -
растительный мир; -
неживая природа; -
человек и природа; -
глобальные экологические проблемы.
Программа предполагает проведение коллективных занятий 2 раза в неделю во второй половине дня с воспитанниками старшей группы, продолжительностью 30 минут. Форма работы – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Материально-техническая база представляет собой:
-
экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями); -
уголок экспериментирования (в группе); -
эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями );
Кабинет методиста, оснащен необходимыми пособиями, программами и технологиями воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию. В процессе реализации программы воспитатель следует основным принципам планирования работы (подробнее в пункте 1.7). Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через тематические выступления на родительских собраниях, консультациях, оформление информационных листов в группе, проектную деятельность, конкурсов и так далее. Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется индивидуально и в соответствии с рекомендациями Хабаровой Т.В., Шафигуллиной И.В. [17], направлена на выявление следующего:
-
в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний; -
как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями; -
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; -
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
1.8. Основные принципы и положения, на которых базируется программа.
При планировании занятий по экологии следует учитывать основные принципы планирования:
-
принцип амплификации (обогащение представлений у детей об объектах природы, об их взаимосвязях со средой обитания может происходить в процессе различных видов детской деятельности на занятиях: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной); -
принцип системности (последовательное и логичное распределение программного материала позволит постепенно формировать у детей системные знания о живом организме, о его потребностях, о сообществах живых организмов); принцип научности (содержание планирования занятий по экологии должно отражать современные требования к планированию); -
принцип связи теории с практикой (в планировании занятий рекомендуется отвести особое место практическим занятиям, на которых дети будут учиться взаимодействию с объектами природы, созданию условий для жизни живого, расширяя границы своих знаний и представлений о взаимосвязи всего живого со средой обитания); -
принцип доступности (программные задачи занятий, их содержание, методы и приемы, используемые на занятиях, должны соответствовать объему накопленных знаний и умений детей, их возрастным психофизиологическим особенностям и возможностям);
1.9. Цель программы
Цель программы – формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края.
Задачи программы:
-
развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; -
обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; -
воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; -
воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Раздел 2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2.1. Образовательная деятельность детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Юный эколог» осуществляется в форме кружковых групповых и подгрупповых занятий, проводимых воспитателем два раз в неделю во второй половине дня.
2.2. Тематическое планирование по программе.
Возраст детей от 6 до 7лет (Подготовительная группа).
Месяц | Тема недели, форма работы | Задачи | План деятельности |
сентябрь | Здравствуй осень. (2 часа) | Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность. | Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года» Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете» |
«Какие бывают насекомые» (2 часа) | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых .Учить составлять группы по разным основаниям :особенностям внешнего вида ,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные, водные),способу передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава- ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,зазубрины,стрекочет. | Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». | |
«Что такое природа? Живая и не живая природа» (2 часа) | Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. | Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. | |
Волшебница осень. (2 часа) | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | Беседа «Такая разная осень» Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом МП/и «Листопад» Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» Чтение книги «Почему осенью листопад?» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
октябрь | Овощи и фрукты. (2 часа) | Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать. | Беседа о пользе овощей и фруктов Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот» Загадки об овощах и фруктах |
«Царство грибов» (2 часа) | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | Рассмотреть иллюстрации «Грибы» Рассказ воспитателя о грибах. Рисование «Грибы» Игра « Съедобные- несъедобные» | |
«Перелетные птицы.» (2 часа) | Закрепить понятие «перелётные ». Углубить представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе. | Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». | |
«Сравнение диких и домашних животных» (2 часа) | Закрепить знания об отличии диких и домашних животных, продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Расширить творческие способности в аппликации с использованием ваты, ниток. Планировать свою деятельность, проявлять активность, вариативность, самостоятельность. Способствовать развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, доставить детям радость и удовольствие. | игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла?...)», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. |