Файл: Программа по экологическому воспитанию дошкольников юный эколог Возраст учащихся 67 лет Срок реализации 1 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы.

3.1. Интеграция содержания образовательной области.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательная область

Задачи образовательного процесса

«Физическое развитие»

Сенсорное развитие. Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.

«Социально- коммуникативное развитие»

Включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

« Художественно- эстетическое развитие»

Расширение кругозора детей, практическое овладение литературными нормами речи. Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества.

3.2. Методическое обеспечение программы:

Программное обеспечение

Перечень программ и технологий

1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Паршукова И.Л. Маленький исследователь в детском саду. – СПб, 2001.

3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Исар, 1998.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995.

Перечень пособий

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011.

4. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011.

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011.




Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты).

4.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы.

Планируемый промежуточный результат освоения детьми программы

В ходе наблюдений дети располагают элементарными сведениями о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Развивается наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимание значения неодинаковых условий для их роста, которые позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы. Приобщаются к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ). Формируется устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и плакатов.

4.2.Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы:

Интегративные качества

Итоговые результаты освоения детьми 6-7лет дополнительной образовательной программы

Здоровый

Содержит свое тело в чистоте, бережно относится к органам чувств.

Физически развитый

У ребенка сформированы основные двигательные качества, мелкая моторика рук.

Коммуникативный

Свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью проведения исследовательской деятельности; умеет использовать речь - доказательство. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

Сообразительный

Использует опыты для проверки предположений, устанавливает причинные связи, прогнозирует развитие ситуации.

Любознательный

Проявляет интерес ко всем объектам живой и неживой природы.

Креативный (фантазер и выдумщик)

Воображает, придумывает модели. Делает маленькие открытия. Составляет творческие рассказы на природоведческие темы.

Книголюб

Любит читать и слушать рассказы о живой и неживой и неживой природе.

Осведомленный

Обладает кругозором о природе и человеке, адекватным своему возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения;

  • умение фантазировать, воображать;

  • умение работать по образцу;

  • умение работать по правилу;

  • умение обобщать;

  • умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • владение языком, на котором ведется обучение в школе;

  • умение общаться со взрослым и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество

Участвует в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Инициативный

Не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляет самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный

Принимает живое, заинтересованное участие во всех видах образовательной деятельности.

Самостоятельный

Способен самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути ее решения.

Волевой (адекватно возрасту)

Способен к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

Чувствующий прекрасное

Воспринимает красоту окружающего мира (людей, природы).


Внимательный

Сосредоточенно выполняет исследовательскую работу.

Дружелюбный

Доброжелательно относится к людям.

Эмоционально отзывчивый

Легко откликается на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается помочь.

Аккуратный

Чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками.

Осторожный

Проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми природными объектами.

Бережно относящийся ко всему живому

Понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Юный эколог»

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада_________________________________________________

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений_____________________________________________

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира________________________________

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения____________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ___________________________________________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

Раздел 5. Перечень литературы.

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 г.

2. Зебзеева В.А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики дошкольного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Оренбург: ОГПУ, 2003.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. и др. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование». - СПб.: Детство-пресс, 2003 г.


4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: КАРАПУЗ, 2010 г. Моя экологическая лаборатория???

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

8. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011 г.

9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001 г.

10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.

11. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995 г.

12. Новикова Н.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: академия развития, 2001 г.

13. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. 2. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

14. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2002 г.

15. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 г.

16. Хабарова Т.В., Шафигуллина И.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- Санкт - Петербург - Детство-Пресс, 2011.

17. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010 г.