Файл: Т. А. Бондарская н. В. Злобина а. Ю. Сизикин совершенствование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
свою деятельность. Преимуществами процессного подхода яв- ляется возможность предвидеть точные результаты деятельно- сти, а также возможность снизить затраты за счет результатив- ного использования ресурсов. Применяя данный принцип пред- приятие:
−
оценивает степень рисков, влияний деятельности на клиентов, поставщиков и т.д.;
−
ориентируется на методы, способствующие улучше- нию новых видов деятельности предприятия;
−
отвечает за управление новыми видами деятельности [27].
Системный подход основывается на том, что руководство должно рассматривать предприятие как совокупность взаимо- связанных элементов, то есть структуру, персонал, задачи, тех- нологии, которые ориентированы на решение задач компании, в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Преимущест- вом системного подхода является то, что повышается уверен- ность заинтересованных сторон в результативности деятельно- сти организации. Применение данного подхода к управлению качеством ведет к:
−
установление конкретных целей и порядка выполнения действий в рамках системы;
−
улучшение системы путем оценивания и измерения;
−
выявлению возможностей предприятия;
−
определению необходимых ресурсов для деятельности [19].
Постоянное улучшение предприятия рассматривается как неизменная цель. Данный принцип способствует улучшению эффективности организации, за счет совершенствования ее воз- можностей, а также повышения внимания к факторам, которые могут положительно сказаться на деятельности предприятия.
Очень важно принимать решения, основываясь при этом на полученных фактах. Результативные решения, как правило, ос- новываются на анализе каких-либо данных или информации.
13
Применение данного принципа обеспечивает уверенностью предприятие в плане точности и достоверности информации, а также доступности данных тем, кто в них нуждается. Организа- ция взаимосвязана с поставщиками, так как сотрудничество с ними повышает способность создавать ценность. Данный прин- цип основывается:
−
на объединении знаний с партнерами;
−
на обмене информацией;
−
ведению совместных действий по улучшению деятель- ности;
−
поощрения поставщиков за достижения
[31].
Подведя итог, следует сказать, что международные стан- дарты ИСО 9000 обязаны, находится в основе всеобщего ме- неджмента качества.
Всеобщий менеджмент качества – это непрерывное повы- шение качества всех процессов на предприятии. Система ме- неджмента качества представляет собой совокупность методов и процедур, которые необходимы для совершенствования качест- ва [25].
Любая система качества, не смотря на индивидуальные особенности организации, направлена на достижение следую- щих задач:
−
улучшение качества товаров;
−
увеличение роста удовлетворенности потребителей;
−
повышение конкурентоспособности;
−
поддержание устойчивого психологического климата в коллективе.
Предприятие, прибегающее к всеобщему менеджменту ка- чества, считает то, что выгоды, полученные в случае экономии на качестве продукции или услуги, в будущем приводят к убыт- кам предприятия, а также к утрате рыночных позиций.
14
В наше время избежать проблемы, касаемо качества про- дукции, можно соблюдая следующие принципы:
1)
учитывать степень влияния качества на конкурирую- щую среду предприятия;
2)
удовлетворять требованиям потребителей;
3)
увеличивать сроки гарантийного обслуживания реали- зованной продукции
[23].
Чем сложнее технологически производимая продукция, тем сложнее предприятию будет гарантировать ее качество. Однако увеличение сроков гарантийного обслуживания является пря- мым доказательством для клиентов, что данный товар качест- венный.
При предоставлении персоналу возможности самоконтроля качества, улучшается эффективность их решений, но при этом работники должны нести ответственность за судьбу предпри- ятия.
Выделяют 15 основных условий, при которых применяются принципы комплексности и системности качества. К данным условиям относятся:
1)
совершенствование системы управления качеством на предприятиях;
2)
использование количественных и качественных мето- дов оценки;
3)
формирование управленческих решений с учетом влияющих факторов;
4)
исследование взаимосвязи долгосрочной стратегии развития с краткосрочными проблемами;
5)
правильная постановка целей и рациональное исполь- зование ресурсов;
6)
взаимодействие региональных и отраслевых факторов;
7)
учет внешнеэкономических факторов;
8)
исследование мотивации потребителей, а также их по- требностей;
15
9)
учет ресурсных потребностей;
10)
сочетание внутренних и внешних оценок;
11)
сочетание этапности и непрерывности осуществления оценок качества;
12)
учет влияния управленческих решений на социальную среду;
13)
учет взаимосвязи между различными уровнями руко- водства;
14)
соединение объективно-субъективных оценок, исклю- чая субъективистский подход для решения проблем;
15)
рассмотрение в единстве измерения затрат, объемов производства и потребления [6].
В комплексных системах управления качеством заложены большие возможности для их улучшения. Развитие системы управления качеством может основываться на учете факторов, которые оказывают влияние на формирование качества товара.
Ценными факторами при внедрении системы качества являются сочетание высокой эффективности производства и высокого качества работы персонала.
Существуют множество предприятий, которые с легкостью выполняют доведение системы качества до уровня стандарта
ИСО 9000. Общие положения, которые закреплены в ГОСТах по управлению качеством продукции, являются очень важным на- учным вкладом для совершенствования системы управления качеством. Основная часть данных положений не оценивается при высокой конкурентоспособности товаров и услуг.
Главная особенность всеобщего управления качеством яв- ляется то, что первое место в деятельности предприятий зани- мает качество продукции или услуг, а весь персонал строго должен соблюдать данный факт.
Основными требованиями в условиях всеобщего управле- ния качеством являются активное управление качеством про- дукции или услуг со стороны руководства, повышение квалифи-
16
кационного уровня персонала, разработка качественной продук- ции с учетом международных стандартов ИСО 9000, а также удовлетворение потребности потребителей в качественных то- варах или услугах. Основная ответственность, согласно пред- ставлениям всеобщего управления качеством, возлагается на руководителей, но тем не менее на многих предприятиях ситуа- ция может быть противоположной.
Во многих организациях для повышения эффективности деятельности необходимо изначально решить четыре основные задачи, такие как:
1)
минимизировать затраты;
2)
освоить производство той продукции, которая больше всего востребована;
3)
заниматься распространением товаров, а также их рек- ламой;
4)
организовать эффективную систему управления каче- ством.
Когда предприятие выполнит данные четыре задачи, оно может переходить к созданию системы управления качеством, которая отвечает стандартам ИСО 9000 и концепции всеобщего менеджмента качества [16].
На рисунке 1.3 изображена модель процесса системы ме- неджмента качества, которая основана на процессном подходе.
Данный подход характеризуется постоянным улучшением и со- вершенствованием, которое зависит от хорошо организованной деятельности предприятия.
Концепция всеобщего менеджмента качества предусматри- вает целенаправленное использование систем управления каче- ством во всех сферах деятельности организации (рис. 1.4). Дан- ная концепция характеризуется совокупностью методов и прин- ципов управления качеством с целью повышения эффективно- сти предприятия, а также конкурентоспособности.
17
Рис. 1.3. Модель процесса менеджмента качества
Для тех организаций, которые используют всеобщее управ- ление качеством, характерно высокое качество продукции, кон- курентоспособность, и командный дух в организациях, что так- же очень важно для успешной деятельности.
К преимуществам всеобщего управления качеством отно- сятся:
−
улучшение качества товаров и услуг;
−
повышение имиджа предприятия;
−
рациональное использование всех материалов;
Т
р еб о
в ан и
я п
о тр еб и
те л
ей
Процветание жизнедеятель- ности циклов товара
Измерение анализ улучшение
Управление ресурсами
Ответственность руководства
У
д о
в л
ет в
о р
ен н
о ст ь
п о
тр еб и
те л
ей вход выход
Система менеджмента качества
18
Рис. 1.4. Системное понимание всеобщего менеджмента качества
−
повышение степени удовлетворенности потребителей качеством товаров или услуг.
В наше время организациям нужно учитывать не только ка- чество различных процессов, но и также взаимосвязь предпри- ятия с заинтересованными сторонами. В момент, когда предпри-
Удовлетворение потребителей
Качество продукции
Качество процессов
Люди
Качество услуг
Машины
Материалы
Методы
Окружаю- щая среда
Качество предприятия
Внутренние и внешние факторы
19
ятие приступает к внедрению товара, соответствующего требо- ваниям ИСО 9000, а после создает модель всеобщего управле- ния качеством, оно должно:
−
изучить необходимую документацию;
−
при внедрении новой системы управления качеством, изучить преимущества организации;
−
подходить рабочий персонал к предстоящим изменениям;
−
провести оценку эффективности новой системы;
−
реализовать в дело восемь принципов управления каче- ством;
−
провести сертификацию товара и системы качества.
Таким образом, для успешного процветания предприятия необходимо создание системы управления качеством, которая будет соответствовать международным стандартам ИСО 9000, а также отвечать основным принципам всеобщего менеджмента качества [18].
1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СИСТЕМУ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В современных условиях жесткой конкуренции предпри- ятия стремятся объединиться в единую систему управления, учитывая при этом факторы, которые могут повлиять на качест- во. Большинство предприятий создают систему качества, опира- ясь на внешнюю мотивацию. Каждое предприятие надеется на преимущества в конкурентной борьбе, а также стремится укре- пить свои позиции на рынке. Поэтому для достижения постав- ленных целей им необходимо учитывать воздействие как внеш- них, так и внутренних факторов.
Внешняя среда характеризуется факторами воздействия за пределами предприятия. Изучение внешней среды, позволяет организации приспособиться к изменяющимся условиям, что обеспечивает высокую конкурентоспособность и эффективную деятельность компании.
20
Внешняя среда делится на среду прямого воздействия, иными словами микросреда, а также на среду косвенного воз- действия, то есть макросреда.
Макросреда предприятия основывается на факторах, кото- рые организация не может контролировать, но эти факторы, в свою очередь, могут повлиять на деятельность компании не- ожиданно [15].
На рисунке 1.5 изображены факторы макросреды организа- ции, влияющие на систему управления качеством на предпри- ятии.
Технология одновременно является фактором внутренней среды организации, а также и внешним фактором косвенного воздействия. Современная технология оказывает сильное влия- ние на темпы устаревания продукции. Примерами современных технологий, которые отразились на системе управления качест- вом на предприятии, являются: создание новых материалов, биотехнологии, компьютерная, лазерная технология и др.
Рис. 1.5. Факторы макросреды, влияющие на систему
управления качеством на предприятии
Система управления качеством на предприятии
Политические и правовые
Техно- логические
Социальные и культурные
Экономические
Природные и экологические
Между- народные