Файл: Т. А. Бондарская н. В. Злобина а. Ю. Сизикин совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Система управления качеством, в которой отсутствуют эко- номические факторы повышения качества, не будет эффектив- ной, так как организационными мерами обеспечить конкуренто- способность продукции невозможно. Рассматривая специфику экономического роста в наше время, следует упомянуть о том, что персонал должен быть высококвалифицированным и обра- зованным. Таким образом, следует отметить, что качественная продукция должна быть экономически выгодной для произво- дителя, иметь конкурентоспособную цену, а также удовлетво- рять запросам потребителей [28].
Социальные и культурные факторы оказывают значитель- ное влияние практически на все предприятия.
К основным социально-культурным факторам относится:

отношение к качеству товаров или услуг;

покупательские привычки;

располагаемый доход;

социальное благосостояние;

образовательные стандарты и т.д.
Социокультурные факторы формируют отношение потре- бителей к продукции или услугам, которые предлагаются им различными производителями. Кроме того данный фактор включает в себя духовные ценности, социальные правила, от- ношение потребителей к качеству обслуживающего персонала и многое другое. Учет социально-культурного фактора очень ва- жен для организации, потому что он оказывает значительное воздействие, как на макросреду, так и на микросреду предпри- ятия. Что касаемо факторов культурной среды, то о них следует упомянуть то, что данные факторы воздействуют на психологию рабочей среды, формируют атмосферу согласия и взаимопони- мания. Именно уютная атмосфера в рабочей среде и духовное равновесие персонала значительно улучшит показатели прибы- ли в компании, а также положительно скажется на системе управления качеством на предприятии [17].

22
Для любого предприятия очень важна политическая ста- бильность в обществе, потому что от этого может зависеть уро- вень притока инвестиций и другого рода ресурсов. Отношение властей к деятельности предприятий выражается в установле- нии льгот или пошлин, а данные установки могут способство- вать развитию деятельности предприятия или же наоборот его вытеснению. Также очень эффективно для предприятия, когда руководство осуществляет давление на органы государственной власти, в целях понижения налога.
Не менее весомое значение имеют международные факто- ры, которые играют важную роль для планирования деятельно- сти предприятия. При помощи данного фактора компания может использовать более качественные ресурсы и материалы из дру- гих стран, а также применять более модернизированные ино- странные технологии. Данный фактор значительно улучшает систему правления качеством на предприятии [32].
Таким образом, социально-политическое и экономическое рассмотрение проблемы качества в наше время обуславливает возможность создания государственной системы обеспечения качества продукции и услуг.
Микросреда характеризуется элементами, которые окру- жают предприятие (рис. 1.6).
К элементам микросреды относятся:

потребители;

конкуренты;

поставщики;

рынок труда [3].
Потребителями являются потенциальные клиенты или по- купатели. Особое влияние покупатели оказывают на производ- ство по линии качества товаров или услуг, потому что качество является характеристикой потребительской стоимости товара и его способности удовлетворять запросы потребителей.


23
Рис. 1.6. Факторы микросреды, влияющие на систему
управления качеством на предприятии
Поставщики оказывают прямое воздействие на предпри- ятие, потому что они являются собственниками природных или материальных ресурсов. Для каждой организации имеет боль- шое значение, чтобы поставка не была сорвана, а ресурсы были доставлены в точно-определенный срок [2].
Система управления качеством на предприятии направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности организа- ции, то есть ее возможности расширять и сохранять рынки сбы- та. Конкурентами являются те компании, которые реализуют аналогичный товар или услуги на тех же рынках. Соперничество между конкурирующими компаниями идет за потребителя, за долю на рынке, а также за максимальное получение прибыли.
Но в наше время влияние внешней среды достаточно не устой- чиво, поэтому современные предприятия предпочитают сотруд- ничать с конкурентами, так как это позволяет организациям адаптироваться к среде и достигнуть планируемых целей [26].
Система управле- ния каче- ством на предпри- ятии
Постав- щики
Потреби- тели
Конку- ренты
Рынок труда

24
Изучение рынка труда позволяет предприятию выявить для себя контингент рабочих, которые обладают определенными характеристиками. К примеру: возраст, пол, личностные качест- ва и т.д. Правильный выбор рабочего персонала, с учетом его образования и опыта работы, значительно скажется на деятель- ности компании. Важным моментом при изучении рынка труда является анализ политики профсоюзов, которые воздействуют на рынок, так как они могут ограничивать доступ к нужной для предприятия рабочей силы.
Следует упомянуть и о внутренней среде предприятия, так как влияние данной среды на систему управления качеством также очень весомо, как и влияние внешней среды.
Внутренняя среда характеризуется совокупностью элемен- тов, которые определяют степень взаимодействия предприятия с внешней средой (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Элементы внутренней среды, влияющие на систему
управления качеством на предприятии
Внутренняя среда
Цель
Структура
Персонал
Материальные запасы
Менеджмент
Технология
НИОКР
Предприятие

25
Каждому предприятию необходимо ставить перед собой цель, так как без наличия поставленных целей деятельность компании не имеет смысла.
Но помимо целей организация должна учитывать и другие элементы внутренней среды, в состав которых входят:

персонал;

структура;

НИОКР;

технология;

менеджмент;

материальные запасы.
Каждое предприятие обязано обеспечивать подготовку пер- сонала, который выполняет работу, напрямую влияющую на качество. Персонал, в свою очередь, должен быть высококвали- фицированным, образованным, а также иметь навык работы, так как именно работники организации могут прямо или косвенно повлиять на соответствие продукции определенным требовани- ям. Структура предприятия является важнейшим фактором, ко- торый определяет конечные результаты деятельности компании
(рис. 1.8). Она включает в себя: цехи, отделы, службы и т.д.
К примеру, отдел (бюро) управления качеством создается на предприятии в том случае, если нет возможности поручить ка- кую-либо работу другому подразделению. Структура предпри- ятия характеризуется наличием в ней высшего руководства, фи- нансовой службы, службы НИОКР, бухгалтерией, производст- вом, службой материально-технического снабжения, а также службой маркетинга.
Высшее руководство предприятия отвечает за текущую по- литику и стратегические установки компании. Именно за выс- шим руководством закрепляется ответственность по всем во- просам обеспечения качества. Высшее руководство создает об- становку, способствующую вовлечению персонала и эффектив- ной работе системы управления качеством на предприятии. Что, касаемо, службы маркетинга, то она должна работать с


26
Рис. 1.8. Структура предприятия
другими подразделениями так, чтобы их деятельность не проти- воречила решениям высшего руководства. К службе маркетинга относятся определенные фирмы, которые отвечают за распро- странение, сбыт или продвижение товаров и услуг среди потре- бителей. Служба НИОКР отвечает за технические проблемы, а также разработкой новых эффективных методов производства.
Финансовая служба занимается проблемами использования и наличия денежных средств. Что касаемо бухгалтерии, то она активно следит за расходами и доходами фирмы, в то время как служба материально-технического снабжения занимается под- счетом узлов и делателей для производства.
Не менее важную роль играют технологии, которые также оказывают существенное воздействие на систему управления ка- чеством на предприятии. Для развития своей деятельности ком-
Высшее руководство
Служба маркетинга
Служба
НИОКР
Производство
Бухгалтерия
Финансовая служба
Служба материально- технического снабжения

27
пания должна регулярно осваивать новую технику, достижения в науке, а также внедрять в производство новейшую технологию, так как предприятие, которое владеет более современными тех- нологиями или оборудованием будет иметь большие преимуще- ства, касаемо качества, производительности и скорости.
В современных экономических условиях роль НИОКР рас- тет все больше и больше и это проявляется в том, что на основа- нии результатов, полученных в ходе научных исследований, предприятия следят за деятельностью конкурирующих сторон, и стараются разработаться более эффективную систему управле- ния качеством.
Все внутренние факторы (рис. 1.9) подразделяются на группы:

технико-технологические факторы;

организационно-экономические;

социальные.
Данные группы факторов схожи с факторами макросреды предприятия, но имеют более прямое отношение к тому, что происходит в самой компании.
1   2   3   4   5   6

Рис. 1.9. Факторы внутренней среды предприятия
Система управле- ния качеством на предприятии
Технико- технологиче- ские факторы
Экономические факторы
Организацион- ные факторы
Социальные факторы

28
Технологические факторы воздействия на систему управле- ния качеством на предприятии характеризуются состоянием техники в целом, а также технологией производства. Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным, ему необходи- мо сохранять в тайне информацию, касаемо новаций, возни- кающих в среде деятельности. Наука не стоит на месте в своем развитии, поэтому появляются новейшие технологии обработки информации, а также ресурсов.
Ускоряющиеся технологии значительно сокращают про- должительность жизненного цикла товара, поэтому предприятие должно предусмотреть, какие изменения несут с собой новые технологии. Данные изменения могут повлиять не только на управление качеством, но также оказать влияние на персонал.
Например: подготовка персонала к работе с новыми техноло- гиями или увольнение избыточной рабочей силы.
В состав технологических факторов, влияющих на систему управления качеством входят:

качество материалов, сырья, из которых производится товар;

состояние технологического оснащения;

качество средств контроля и измерения;

качество рабочего оборудования, инструментов;

вид изготавливаемого оборудования и т.д.
Влияние социального фактора на систему управления каче- ством на предприятии достаточно весомо, так как моральное и материальное вознаграждение стимулирует рабочий персонал на улучшение производства труда. Каждое предприятие стре- мится к тому, чтобы работа персонала соответствовала требова- ниям высшего руководства, но для этого нужно поощрять и мо- тивировать работников. Для этого компании создает благопри- ятные условия, в состав которых входят умеренный график ра- боты и организация отдыха.

29
Очень важным аспектом социального фактора является взаимоотношение руководителей с работниками. Во избежание конфликтных ситуаций руководителям предстоит уделить осо- бое внимание воспитательной работе персонала, а также прове- дению соревнований. Именно проведение соревнований стиму- лирует работников на труд и в последующем, при достижении каких-либо положительных результатов, получению материаль- ных вознаграждений.
Чтобы изменить обстановку на предприятии, которая отри- цательно сказывается на единении людей по культурным, этни- ческим, а также образовательным признакам, необходимо про- ведение тренингов, связанных с развитием лидерского потен- циала. Для эффективного управления в среде организации могут потребоваться опыт работы и специальные навыки, при помощи которых можно будет улучшить эффективность организации.
Организационно-экономические факторы характеризуются эффективностью действующей на предприятии системы управ- ления качеством, применением новой более оснащенной техно- логии, а также осуществлением затрат на обеспечение качества.
В число организационных факторов, влияющих на систему управления качеством относится:

организация отдыха;

работа с поставщиками;

планомерность работы персонала;

техническое обслуживание оборудования и т.д.
Исследования системы управления в области организаци- онной культуры, а также имиджа предприятия дают возмож- ность для оценки положения компании сравнительно с конкури- рующими предприятиями, способности привлекать квалифици- рованных работников, а также стремления к последовательности деятельности и достижения целей.
Экономические факторы должны всегда оцениваться выс- шим руководством, так как состояние экономики напрямую влияет на деятельность предприятия.


30
В состав экономических факторов входят:

объем заработной платы;

удержания за бракованный товар;

премирование;

соотношение качества, себестоимости и цены и т.д.
Состояние экономики в целом очень влияет на стоимость всех ресурсов, а также возможность потребителей приобретать тот или иной товар. Изучение экономики основывается на ана- лизе конкурентных отношений, уровня образования, высоко квалифицированности персонала и т.д. На одни предприятия данные изменения оказывают положительное влияние на дру- гие – отрицательное.
Таким образом, влияние внутренних и внешних факторов на систему управления качеством на предприятии очень велико.
Данное воздействие также может отрицательно сказаться на деятельности компании в целом. Поэтому для процветания и стабильности предприятия, руководству необходимо отвечать требованиям потребителей и поддерживать благоприятную ат- мосферу в коллективе, а также регулярно следить за изменения- ми во внешней среде [22].

31
Глава 2
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ
НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «СЕРВИС ЛОГИСТИК»
В настоящее время в условиях жесткой рыночной экономи- ки от системы управления качеством на предприятии зависит, какой будет деятельность организации и насколько данная орга- низация будет прибыльной. Экономическая стабильность пред- приятия, эффективность деятельности, совершенствование и развитие непрерывно связано с системой управления качеством на предприятии. Для предприятия система управления качест- вом – это совокупность действий и методов, которые определя- ют направление управленческой деятельности (рис. 2.1) [21].
Рис. 2.1. Процесс управления
Цели и задачи
Ресурсы
Объект управления
Результаты
Анализ результатов

32
Процесс управления включает в себя согласованные дейст- вия, которые способствуют обеспечению общей цели, стоящей перед предприятием. Координацию действий определяет специ- альный орган, который реализует функцию управления. Вслед- ствие этого на предприятии выделяется управляющая и управ- ляемая части (рис. 2.2).
По данному рисунку можно сказать, что именно от системы управления зависит, как предприятие может реагировать на внешние и внутренние воздействия. Управляющая и управляе- мая часть непрерывно взаимодействуют между собой, учитывая при этом входящую информацию и необходимые ресурсы [5].
ООО «Сервис Логистик» опирается в своей деятельности на бюрократический тип управления, где главным понятием струк- туры управления является рациональность, ответственность и иерархичность. Данная структура управления является эффек- тивной, так как она обеспечивает слаженную и четкую работу целого коллектива работающего на единую цель.
Рис. 2.2. Управляющая и управляемая части
Информация об исполне- нии
Управляющая часть
Управляемая часть
Управленческая информация
Входящая информация
Ресурсы
Финансовый продукт