Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 557
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Искусство (формирование художественной культуры населения).
2. История (историческая культура).
3. Нравственность (нравственная культура).
4. Экология (экологическая культура).
5. Здоровье (физическая и психическая культура).
6. Политика (политическая культура).
7. Труд (профессиональная культура).
Данные направления досуговой деятельности можно рассматривать в качестве приоритетов культурного развития. Выделение досуговых приори-тетов определяется методом экспертных оценок и носит рабочий характер; объём и содержание культуры не исчерпывается предложенным перечнем приоритетных социокультурных направлений. В каждом из выделенных направлений можно определить некий нормативный уровень деятельности человека (степень «культурности»). Однако «культурный слой» здесь будет определяться не только мерой усвоения основных ценностей и форм пове-дения большинством населения (массовый уровень культуры), но и наличием в рамках каждого приоритета «опережающих групп», т.е. субъектов социально-культурной деятельности, которые задают «потолок» культурной активности, ее «вертикаль».
Содержание взаимодействует с формами досуговой деятельности. Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и наоборот, содержание диктует технологу поиск адекватной формы. Категории содержания и формы отражают взаимосвязь двух сторон: а) способа существования и выражения культурно-досуговой реальности; б) внутренней организации этой реальности. Взаимодействие содержания и формы в процессе досуговой деятельности обязательно включает как воздействия различных компонентов содержания на форму, так и различных структурных компонентов формы на структуру содержания («содержание оформлено», «форма содержательна»). Такое взаимодействие определенным образом упорядочивает совокупность элементов досугового процесса
Форму досуговой деятельности можно рассматривать как структуру орга-низации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания, процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Досуговый процесс как сов-местная субъект-объектная деятельность протекает в определенных органи-зационных формах. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы и т.п.
Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм педагогической деятельности в сфере досуга, то можно сказать, что формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания, культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с воспитанниками. Форма как часть воспитательного, развивающего процесса зависит от целей, содер-жания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разно-образны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.
Тем не менее наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделим различные типы форм педагогики досуга по количеству участников. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные.
Аукционы Кружки Занятия в секциях
Театрализованные Диспуты Беседы
представления Круглые столы Консультации
Праздники Любительские Занятия в кружках
Фестивали объединения и Интерактивные ком-
Олимпиады клубы по инте- пьютерные игры
и др. ресам и др.
Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.
В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.
Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников?
- Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп;
- во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;
- в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности;
- в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;
- в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.
Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое содержание досуговой деятельности и какова его роль в социально-педагогической работе?
2. Дайте определение формам педагогики досуга. Аргументируйте свою позицию.
3. Дайте классификацию формам досуговой деятельности.
4. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам организации досуга.
Список рекомендуемой литературы:
1. Организация и методика художественно-массовой работы / Под ред. Д.М.Генкина. – М., 1987.
2. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.
3. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М., 1979.
4. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. – М., 1982.
2.4. Классификация методов педагогики досуга
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства, содержание, и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы педагогики досуга». Когда социальные работники, организаторы досуга или родители решают очередные конкретные воспитательные проблемы, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. – словом тогда они, педагоги, думают о методах воздействия.
В досуговой деятельности метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической системе досуговой деятельности «цели – содержание – методы – формы – средства» методы являются главным элементом.
Методами педагогики досуга являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. Это соответствует гуманистическому пониманию досуга как области совместной деятельности субъектов и объектов и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.
Познанию методов способствует их классификация, деление на группы по какому-либо признаку, основанию. Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на фор-мирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания, познания и самообразования. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами организации деятельности, формирования опыта. Есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирования поведения. И есть методы получения научной информации, которые называют методами социологических исследований досуга. В систему классификации методов педагогики досуга положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты, составляющие любой деятельности: осознание, организация, стимулирование, коррекция, контроль.
Современные методы педагогики досуга характеризуются большим раз-нообразием. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:
- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок досуговой деятельности;
- особенностей досуговых предпочтений;
- цели, задач и содержания конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности;
- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;
- материальной оснащенности, условий досуговой деятельности;
- времени проведения досугового мероприятия;
- возможностей специалистов, организаторов досуговой деятельности, их профессионального мастерства и личностных качеств.
Наряду с термином «метод» употребляется термин «методический приём». Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод – это совокупность приемов, объединенных общ-ностью задачи и единым подходом к их решению.
Прием – это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.
В досуговой деятельности методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью опреде-ленных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма – это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре – тоже методический прием. Или метод поощрения реализуется в приемах похвалы, благодарности, награждении. Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с методом, а с другой стороны, с методикой досуговой деятельности и педагогической техникой.
Средства, формы и методы воздействия тесно связаны между собой, однако их смысловые объемы частично совпадают, накладываются друг на друга. Вследствие чего эти понятия могут применяться в одном случае как метод, в другом – как средство, в-третьем – как форма (например, в педагогической литературе употребляются словосочетания «лекция – форма учебной работы», «средства лекционной пропаганды», «лекционный метод»). Такие явления в логике называются перекрещивающимися. Происходит это в силу недоста-точной разработанности исходных понятий средства, формы и метода в осно-вополагающей философской науке. Именно поэтому вопрос о разработке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а может быть, для технологов-практиков и не является столь значимым. Следует, овладев ими в зависимости от поставленных задач, умело и творчески использовать все многообразие средств, форм и методов для эффективного достижения воспита-тельной цели. В одном случае это будет тематический вечер, в другом – лекция, в-третьем, концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их к досуговым мероприятиям.
Современная методика досуговой деятельности располагает значительным арсеналом средств, форм и методов и предъявляет самые высокие требования к специалистам, стимулируя их поиск и творческое использование в практике.