Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 560

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Познанию средств педагогики досуга способствует их классификация деление на классы, группы по какому-либо существенному, характерному приз-наку, основанию. При рассмотрении средств педагогики досуга в качестве наи-более типичных признаков их классификации на группы выделим два: средства как источник информации, и средства – инструменты воздействия.

В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.

Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Представим разнообразие средств педагогики досуга в виде схемы.


Устные:

живое слово,

сценическая речь,

коммуникацион-ные связи: диалог,

монолог,

полилог




Технические:

кино,

радио,

телевидение,

аудио- и видео аппа-ратура, звуковая ап-паратура, фототехни-ка, компьютеры и др.

Печатные:

художественная литература,

социально-экономи-ческая, политичес-кая, образовательная. научная, газеты, журналы, документы












Средства

педагоги-ки досуга









Искусство и самоде-ятельное творчес-тво:

Оригинальные жан-ры,декоративно-прикладное, изобра-зительное,музыкаль-ное,хореографич, хо-ровое, театральное


Наглядные:

афиша,

плакаты,

экспонаты,

реликвии,

дизайн среды,

реклама,

сценический реквизит





Психолого-педа-гогические:

игры,

развлечения,

зрелища,

коммуникативные,

обучающие, воспитывающие




Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:

- выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

- всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитан-никам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

Таким образом, мы рассмотрели «средства педагогики досуга» как систему, состоящую из отдельных элементов, которые, в свою очередь, также представляют собой сложные и самостоятельные подсистемы. Средства педагогики досуга применяются в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах – оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1. Что вы понимаете под средствами педагогики досуга?

2. Дайте классификацию средства педагогики досуга.

3. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств педагогики досуга.
Список рекомендуемой литературы:
1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учебн. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М..1998.


2. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. – М., 2003.

3. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятель-ности: Учебн. пособие. – М., 2004.

2.3 Характеристика содержания и форм педагогики досуга
Методика досуговой деятельности находится в функциональной зави-симости от ее содержания. Философская категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики педагогики досуга. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуги связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.

Что такое «содержание досуговой деятельности», каким должно быть содержание досугового процесса в школе, в семье, в социальных, культурно-досуговых учреждениях и организациях? Посмотрим, как отвечает на эти вопросы педагогическая теория и практика.

Под содержанием педагогики досуга понимается совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интерио-ризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества.

Но обратим внимание, что говоря о содержании досуговой деятельности, часто имеют в виду разные вещи. Во-первых, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества. Во-вторых, содержание досугового процесса раскрывают с позиции личностного под-хода как совокупность индивидных качеств, опыта, потребностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей. В-третьих, под содержанием досуговой деятельности понимают педагогическую практику учреждений культуры: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности организаторов досуга и посетителей.

Для организации социально-культурной, досуговой работы необходимо все же считать содержанием те элементы, усвоение которых служит форми-рованию базовой культуры личности. Базовую культуру личности можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О.С.Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», и именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Можно догадаться, что этот ряд открыт для пополнения.


Интегративные процессы, происходящие в организации современной досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой кор-ректировки сущности ее содержания в направлении диффузии культурной, образовательной и социальной сфер общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания досуговой деятельности на полифункцио-нальный уровень.

Содержание педагогики досуга можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Процессы демократизации общественной жизни в России расширили содержательные аспекты досуга отдельного человека, его насущные духовные интересы, предпочтения и потребности. В содержании современного досуга находят отражение актуальные вопросы политики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других направлений работы.

Основу категории содержания педагогики досуга составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и куль-турные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность раз-работки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Содержание досуговой деятельности прямо или косвенно связана с реали-зацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счёте направленных на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, спорта. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательно мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, который начинается с анализа проблем и на их основе определения приоритетов содержательной досуговой деятельности.

Содержательные приоритеты досуга – это наиболее значимые в социаль-ном и личностном плане направления социокультурной деятельности в сфере свободного времени, предоставляющие каждому индивиду возможности реа-лизации своих сущностных сил, придающие новые качества различным сто-ронам человеческой деятельности, стимулирующие творческие инициативы самого населения.

На основании исследований практики наибольшую личностную и соци-альную значимость в современной досуговой сфере имеют следующие нап-равления культурной, досуговой деятельности, в которых чётко просматрива-ются «выходы» на организацию практической работы в форме культурно-досуговых программ: