Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 558

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое метод, его роль и значение в педагогике досуга?

2. Дайте классификацию методов досуговой деятельности.

3. Охарактеризуйте основные методы педагогики досуга.
Список рекомендуемой литературы:
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебн. пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ, 2002.

3. Технология социальной работы: Учебник /Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА М.. 2002.
2.5 Инновации в сфере досуга
Методическая деятельность в сфере досуга может быть рассмотрена на ин-новационном уровне. Инновация, нововведение (от англ. innovation – новов-ведение) означает в педагогике введение нового в цели, в содержание, в методы и формы организации воспитательной или образовательной деятельности, изме-нения в стиле мышления.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда целенаправленное измене-ние, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элемен-тов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в обществен-ной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные методики, инновационные организационные формы досуга своей актуальностью и практической значимостью содержания всегда форми-руют среди её участников, во-первых, глубинную мотивацию досуговой дея-тельностью, способствуют ориентационно-педагогической адаптации досуго-вой самостоятельности каждого партнёра и, во-вторых, оптимизируют процесс овладения личностью новыми социально-культурными знаниями и умениями, развивают необходимые навыки организационно-методического мастерства.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой
предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные методики в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных методик в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной методике велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реа-лизации методики, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубеж-ного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

Коль скоро мы анализируем инновационное в педагогике досуга, просто напрашиваются критерии инновационности. Положив в основу концепцию педагогической Школы Виталия Александровича Сластенина,13 сформулируем основополагающие критерии.

Критерии педагогических инноваций. К ним можно отнести следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Охарактеризуем каждую группу критериев:

Критерии новизны.

В.А.Сластенин определяет несколько уровней новизны:

- абсолютную;

- локально абсолютную;

- условную;

- субъективную;

- отличающуюся степенью известности в области применения.

Критерии оптимальности.

Данный критерий означает затрату сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов. Введение в воспитательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о её оптимальности.



Критерии результативности.

Результативность как критерий инновации означает определённую устой-чивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологич-ность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однознач-ность в понимании и изменении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приёмов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте (как критерий оценки педагогических инноваций).

Вполне понятно, что если ценная педагогическая идея или методика оста-ётся в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особен-ностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятель-ности педагога, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педа-гогов-воспитателей, но только после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Анализируя представленные критерии педагогических инноваций, мы можем с полным основанием отнести эти критерии к педагогике досуга, для систематизации столь актуального оттенка – «инновационности».

Инновации в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Примером исторической социаль-но-культурной инновации могут служить национальные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике – эксперимен-тальные школьные программы (Д.Кабалевский, Б.Неменский и др.), комп-лексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга. Эти современные досуговые технологии являются новыми, инновационными в социальной работе, они существенно обогащают и расши-ряют «инструментовку» социально-педагогической деятельности.

Остановимся на том, как осуществляются инновационные подходы в досу-говой деятельности. Примерная схема кодировки механизма реализации инно-вационных методик включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозна-чение названия, краткой сути и указание возможной области распространения и внедрения в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе- ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Прини-маются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.
14

Любая инновация, как и инновационная методика, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».15

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функ-ции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или рефор-матора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаоры самодеятель-ности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятель-ности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами мно-гих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотвори-тельности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориенти-руется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принци-пиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмеша-тельство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных методических досуговых разработок в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты – «аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую под-держку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе полу-чивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индии-видуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.


В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффектив-ность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Таковы черты инновационных подходов к досуговой деятельности. Внима-тельный их анализ поможет увидеть принципиальные особенности поиска нового в организации досуга различных социальных групп, того неповтори-мого, что можно тиражировать
Вопросы для самопроверки:
1. Сущность социальных инноваций в досуговой среде

2. Критерии «инновационности» досуга

3. Механизмы осуществления инновации

4. Какие авторские инновационные методики досуга вы знаете?
Список рекомендуемой литературы:
1. Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации:

сущность, практика осуществления. – М., 1992.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:

Учебник: М.: МГУКИ, 2004.

2 Методы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. – М.,

1988.
2.6 Инфраструктура досуга
В Российской Федерации сложилась стройная система социально-культурных учреждений разных типов и организаций, составляющих инф-раструктуру досуговой деятельности. Социально-культурная инфраструк-тура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создаю-щие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга.