Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 550

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профилактика девиантного поведения обязательно предполагает педаго-гический процесс перевоспитания. В сфере культуры, искусства, спорта, досуга разработаны различные по содержанию и направленности социально-профилактические, реабилитациионные (адаптационные, анимационные, кор-рекционные) технологии, использующиеся в профилактике девиантного поведения. Обучение эти видам технологий, объединенным общей информа-ционной и коммуникативной доминантой, необходимо при подготовке совре-менных специалистов, организаторов досуга.

Социально-культурная реабилитация – это комплекс предупредительных мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаи-мосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции или реинтеграции в окружающую среду.

Целью социально-культурной реабилитации является социальная интег-рация – процесс, который характеризует меру достижения личностью опти-мального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характерис-тику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

В повседневной практике социально-культурной реабилитации, направ-ленной не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устра-нение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека, выработан ряд подходов к решению данной проблемы (информационный, социально-профи-лактический, медико-биологический и др.). Эти подходы предполагают координацию и концентрацию усилий различных субъектов социально-профилактической работы.

Особенности информационного подхода состоят в активном использовании СМИ (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Однако информационные структуры не только не выполняют возложенную на них благородную миссию, но и наносят существенный вред, пропагандируя прямо или косвенно человеческие пороки (насилие, вседоз-воленность, пьянство и др.), с которыми общество вынуждено бороться. Отсутствие целевой информации о последствиях, наступающих, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. Сегодня необходимо создание мощной антинаркоти-ческой системы, базирующейся на лучших достижениях зарубежных методик и технологий. Примером может служить отраслевая программа «Культура против наркотиков», разработанная коллективом Московского государственного университета культуры и искусств: Т.Г.Киселевой, А.Д.Жарковым, В.М.Чижиковым.


Разработанная программа имеет следующую структуру:

- научная концепция программы «Культура против наркотиков»;

- анализ социальной почвы наркомании в социуме и общественное осоз-

нание проблемы наркомании как угрозы национальной безопасности страны;

- социально-возрастная и демографическая дифференциация населения по глубине наркотического риска (детская среда, семья, молодежная группа);

- культура как важный фактор борьбы с наркоманией;

- молодежная субкультура и ее место в социальной консолидации против наркотиков;

- стимулирование социального творчества молодежи, подростков, детей;

- роль семьи в борьбе с наркоманией;

- религия – важнейший компонент духовного развития человека;

- специалист культуры как субъект социокультурных процессов общества.

Досуговая и творческая составляющая информационного подхода связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потреб-ностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопере-дачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветитеских, спортивных и иных мероприятий.

Социально-профилактический подход опирается на нормативно-правовые основы и предполагает меры общегосударственного характера, направленные на повышение уровня жизни народа, ликвидацию безработицы, социально-культурную адаптацию мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

Социально-профилактические меры девиантного поведения также вклю-чают в себя как нравственные, организационные, технические, так и индиви-дуально-профилактические (воспитательные). Речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей, устранение причин, вызывающих социальные деформации. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя принятие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, опреде-ляющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ори-ентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразу-мевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индиивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.



Специфика медико-биологического подхода заключается в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (паталогия на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступления – наиболее опасного вида девиантного поведения. Нарушение психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («биологический» - самоубийство, «социальный» - бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям.

Лечебно-оздоровительная составляющая медико-биологического подхода рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья. С этой целью используются многочисленные оздоровительные (медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические), культур-но-ориентированные и культуротворческие (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортив-но-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотера-пия, юморотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие.

Основные личностные проблемы девиантных подростков заключаются в непризнании ближайшим окружением; отсутствии понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения; отверженности, аутсайдерства; неуверенности в себе, заниженной или завышенной самооценке, которая выполняет чаще всего компенсаторную функцию, защищая подростка от психологического и социального диском-форта; в социальной и личностной незащищенности подростка и др. Харак-теризуя личностные проблемы, необходимо учитывать, что они становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками. Профилактика подобных отклонений предполагает использование психотерапевтических методов:
обсуждения и разыгрывания ситуаций, психологических тренингов, тестирования. Позитивное в этом – акцент на самопознании, саморазвитии, управлении собой.

Воспитание чувства сопричастности, сострадания, сопереживания, интереса к внутреннему миру другого человека может эффективно решаться психотерапевтическими методами в социально-педагогической программе «Эмпатия», реализуемой на базе общеобразовательных школ.27 Миссия данного проекта – утверждение эмпатии как основы совести, ответственных и здоровых социальных отношений, активного участия человека в делах общества. Следовательно, воспитание эмпатии – важнейшая социально значи-мая задача.

Программа предполагает проведение серии уроков для учащихся 3-х классов по следующей тематике: эмпатия; узнавание чувств; умение слушать; действия и слова эмпатии; ты неповторимый и особенный; найди способы понять других; как бывает, когда кто-нибудь болен; что значит поменять дом и школу; что бывает, когда член семьи вдали от дома; ты можешь сопереживать, но при этом не соглашаться с другими.

Темы факультативных уроков: домашние животные; табель успеваемости; хорошие манеры; новый соученик; больше не хулиганить; удержи явные проявления агрессии; удержи скрытую и трудно уловимую агрессию; выбери самый подходящий подарок.

Организация уроков строится на требованиях; смотреть, спрашивать, слу-шать, действовать при проявлении эмпатии, а также давать отчет о том, как ты выразил эмпатию за период, прошедший со времени последнего урока. Проектные решения обозначенных выше задач могут быть самые различные.

В досуговой деятельности по профилактике девиантного поведения используются также технологии, основывающиеся на социологических концеп-циях природы отклонений и поведения, согласно которым девитация суть не столько индивидуальная паталогия, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социализации. Отсюда необходимость комплексной разработки системы профилактической деятельности органов социальной защиты населения, здравоохранения и учреждений кульурного досуга с целью совместного использования в борьбе с отклонениями в поведении как социально-защитных и реабилитационных технологий, так и медицинского воздействия вплоть до применения санкций, не исключающих и принудительное лечение в пределах действующего законодательства.

Вопросы для самопроверки:
1. Сущность и формы проявления девиантного поведения.

2. Классификация отклоняющегося поведения человека.

3. Профилактика девиантного поведения и его социальная значимость.

4. Основные технологии досуговой деятельности по профилактике откло-няющегося поведения среди подростков.

Список рекомендуемой литературы:
1.Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. – М., 1989.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.

3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М., 1990.

4. Дети улицы: растущая трагедия городов / Пер. с англ. – М., 1990.

5. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

6. Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершен-нолетних. – Казань, 1991.

7. Социальная профилактика правонарушения: советы, рекомендации. – М., 1990.