Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 545
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это по крайней мере десять раз в год.
Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посе-щений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.
Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посеще-ния менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.
Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания – город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танце-вальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.
Свидетельством непрерывного поиска в досуговой сфере является появле-ние в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии – социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и рекреации, но и как средство духовного и физического развтия. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда неза-висимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограни-чиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность не только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.
Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное – социальный эффект.32
Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения. Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга – развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания и по существу являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общест-венной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискотеках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного общества, прежде всего, молодежи.
Выход здесь один – нравственное совершенствование и самосовершенст-вование западного общества. А процесс этот очень длителен.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие употребляется в научной литературе?
2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие субкультура?
3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?
4. Охарактеризуйте понятие «стиль» как отличительную черту молодежной субкультуры.
5. Назовите факторы, обуславливающие развитие неформальных движений, дайте им характеристику.
6. Какие педагогические возможности в социальной работе с молодежью открывают технологии проектирования досуговой деятельности?
Список рекомендуемой литературы:
1. Андреева И.Н., Голубева Н.Я, Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей //Социологические исследования, 1989. – № 4.
2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений //Общественные науки и современность. – 1996. - №3.
3.Криминологи о неформальных молодежных объединениях. – М., 1990.
4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) /Сост. В.Березовский, Н.Кротов, - М.: Молодая гвардия, 1990.
5. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга //Социология культуры: методология и практика культурно-просветительной деятельности: Сб. научных трудов. – Л., 1992.
6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. – Ростов-на-Дону, 1997.
3.5. Технология семейного досуга
Семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества, главным институтом социализации, обеспечивающим взаимодей-ствие родителей и детей, определение приоритетности их интересов и пот-ребностей, интеграцию в социум. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. А поскольку эти привычки являются первыми, то оказываются наиболее прочными.
Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне. Во-первых, - это прежде всего проблемы количественного и качественного дефи-цита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Во-вторых, - отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов умственного, физического и психического развития детей в семье. В-третьих, нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. В-четвертых, недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.
Прямо или косвенно центр тяжести социокультурной деятельности семьи затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитек-тонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В этом смысле не могут игно-рироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуаль-ная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой семье реализовать свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Все это приводит к улучшению общей досуговой ситуации.
Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых. Поэтому важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является органи-зация досуга. Ее главная цель – общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при его социальном контроле. Работа социального педагога, организатора досуга – это взаимодействие с семьей и детьми одновременно. Использование педагогического потенциала досуга для предотвращения социальных проблем в семье, помощь в их разрешении – вот основная задача этой работы.
Досуговая функция предполагает свободный выбор личностью досуговых занятий. Досуг в его семейном контексте в известном смысле строит семью, семейную жизнь (какой досуг, такая и семья). Семейный досуг предстает в аспекте реализации интересов всех его субъектов и связан с рекреацией, самообразованием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровле-нием. Установлено, что лидерство в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В то же время лишь 22% опрошенных удовлетворены тем, как они и их семьи проводят свободное время. Развитие семейно-бытовой среды приводит к улучшению досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания семейного досуга новыми нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более дружеских отношений в социуме.
В процессе досуговой деятельности нельзя не учитывать многообразия типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдет-ные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поко-лений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и межэтнические; семьи, состоящие в гражданском браке. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора, своя социокультурная характеристика.
В настоящее время институт семьи переживает серьезный кризис. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий.
Утрачиваются идеи народной педагогики. Родители, не владея в достаточ-ной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития (25%), зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания не всегда способствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами.
Микросреда, община, которые веками были главной социальной воспиты-вающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, досто-инство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназна-чения – быть духовным наставником и воспитателем детей.
В этой связи досуговая деятельность выступает важным фактором прео-доления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.
Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Досуговая деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности. Перед обществом стоит актуальная задача полноценно включить социокультурный потенциал семьи в воспитательно-образовательную систему. Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.
Учреждения социально-педагогической направленности и культурного досуга в силу своей специфики могут стать реальным фактором совершенст-вования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных обязанностей по интересам и характеру досуговых занятий. Перед социально-культурными центрами стоит задача выработки жизнеспособной педагогически востребован-ной программы досуговой деятельности.