Файл: Совершенствование системы повышения квалификации муниципальных служащих на примере муниципального образования город Ирбит.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с ФЗ о государственной гражданской службе за гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание. Аналогичная норма с учетом единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих должна действовать и в отношении муниципальных служащих, однако вводиться это положение должно муниципальным правовым актом, регулирующим вопросы муниципальной службы и устанавливающим расходные обязательства местного бюджета.
Как уже отмечалось ранее, отношения муниципальных служащих по службе регулируются трудовым законодательством. ТК РФ вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации посвящает две главы. ТК РФ установлено, что трудовое законодательство регулирует отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанным с ними отношений признаётся обеспечение равенства возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Статьёй 196 ТК РФ определено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Эта потребность в МО определяется исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования органов местного самоуправления.
Статьёй 196 ТК РФ устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Для муниципальных служащих число таких видов деятельности ограничено. Можно назвать, например, организацию аварийно-спасательных служб и формирований, работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по гражданской обороне, по защите государственной тайны и некоторые другие. Значительно шире используется данная норма в отношении работников муниципальных учреждений и предприятий (образования, здравоохранения, противопожарной службы, электроэнергетики, строительства и т.п.).
Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется в соответствии со ст.197 ТК РФ путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Так как ФЗ о муниципальной службе не вводит особенностей регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в данной части, то должны применяться положения ТК РФ о заключении дополнительного договора.
Необходимо учитывать, что профессиональное обучение и переобучение являются не обязанностью, а правом сторон. Это вытекает из того, что работодатель на основании ст. 196 ТК РФ сам определяет, нужно ли ему подготавливать или переподготавливать по каким-либо специальностям кадры, а муниципальному служащему право установлено лишь на повышение квалификации, что не равнозначно профессиональному обучению и переобучению.
ТК РФ предусматривает гарантии работникам только при совмещении работы с обучением при получении образования соответствующего уровня, причем впервые (ст.177 ТК РФ). В соответствии с законодательством РФ в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования, не являясь самостоятельным уровнем образования (Закон РФ "Об образовании", ст.26, 27). Таким образом, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, не распространяются на случаи дополнительного образования. Вместе с тем, ст.177 ТК РФ также предусматривается, что гарантии и компенсации могут предоставляться работникам, направленным на обучение работодателем, в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.
Под повышением квалификации понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным повышением требований к образовательным стандартам.
В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих важное место занимает стажировка. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Она проводится как в Российской Федерации, так и за рубежом, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, федеральных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления.
Направлению муниципальных служащих на профессиональную переподготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровых служб органов местного самоуправления. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, как правило, осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования.
При формировании заказа субъекта РФ одним из первых шагов кадровых служб является составление расчета потребности в обучении кадров. Он составляется ежегодно, при этом годовым периодом расчета считается календарный год с 1 января по 31 декабря расчетного года.18
Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Основным нормативным актом определяющим направления государственной кадровой политики в этой сфере, призван стать проект Указа Президента Российской Федерации «О Федеральной программе «Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной гражданской службы Российской Федерации на 2015-2018 годы»
Условия профессионального развития государственных служащих регламентированы в Федеральном законе №79-Фз от 27 апреля 2004 года «о государственной гражданской службе Российской Федерации», во всех программных документах определены направления
модернизации действующей системы ДПО. Несмотря на это, в организации допобразования, как показывает предпринятое нами исследование, имеют место проблемы, существенно снижающие эффективность влияния на профессиональное развитие служащих.
Принятие Федерального закона №44-Фз от 5 апреля 2013 года «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно осложнило взаимодействие государственных органов и образовательных учреждений. по мнению ряда экспертов, форма электронного аукциона неприемлема для образовательных услуг, кроме того, отсутствуют четкие требования к образовательным учреждениям, что приводит к участию в аукционах организаций, неспособных предоставить качественные образовательные услуги, но предлагающих более низкие цены.
следует отметить, что вступивший в силу в 2013 году Федеральный закон «об образовании» №273-Фз от 29 декабря 2012 года внес коррективы в структуру системы образования: дополнительное профессиональное образование стало видом, а не уровнем, как это было ранее. кроме того, исключена из видов дополни- тельного профессионального образования стажировка (п.12, ст.76). Это существенно ограничивает способы и снижает эффективность деятельности по профессиональному развитию служащих. 19
10 марта 2009 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ №261 «О федеральной программе “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)”, которым определен комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации. Актуальность проблемы подтверждается и тем, что в развитие указанной программы 7 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации издан Указ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».20
К сожалению, государством до настоящего времени не выстроена необходимая нормативно-правовая база для подготовки чиновничьего корпуса. Сегодня отсутствует единая система правовых норм, которые бы позволили регламентировать весь процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, увязать его с продвижением по службе, а также мотивацией повышения уровня профессионального образования и квалификации. Отсутствие кодифицированной системы правовых актов государственной службы Российской Федерации отрицательно сказывается на качестве реализации государственными служащими целей и функций государства. Применение единых стандартов и требований к государственным гражданским и муниципальным служащим никогда не обсуждалось, что на практике ведет к формированию двойных стандартов, субъективизации, разобщенности различных категорий служащих. На федеральном уровне проблемы подготовки кадров, на наш взгляд, решаются ограниченно. В частности, ведомственные учебные заведения осуществляют обучение кадров для правоохранительных органов и судебной системы.
профессиональный квалификация муниципальный служащий
Глава 2. Совершенствование системы повышения квалификации местного самоуправления на примере муниципального образования г. Ирбита
2.1 Общая характеристика муниципалитета: структура
Ирбитское муниципальное образование расположено в юго-восточной части области на расстоянии 204-х километров от Екатеринбурга. Общая площадь муниципалитета равна 4 722 квадратных километра.
Административное деление
Относится к Восточному управленческому округу области.
В границах Ирбитского муниципального образования находятся 106 населённых пунктов: рабочий поселок Пионерский; деревни Азева, Бархаты, Бердюгина, Березовка, Бессонова, Бобровка, Большая Зверева, Большая Кочевка, Большая Милькова, Большедворова, Большой Камыш, Боровая, Бузина, Буланова (Фоминский сельсовет), Буланова (Якшинский сельсовет), Ваганова, Вяткина, Гаева, Галишева, Гуни, Девяшина, Дубская, Еремина (Ницинский сельсовет), Еремина (Чащинский сельсовет), Ерзовка, Зубрилина, Иванищева, Кекур, Кириллова, Кокуй, Кокшариха, Короли, Коростелева, Косари, Кривая, Кубай, Курьинка, Лаптева, Лиханова, Малахова, Малая Зверева, Малая Речкалова, Мельникова, Молокова, Мордяшиха, Мостовая, Мыс, Неустроева, Нижняя, Никитина, Новгородова, Ольховка, Первомайская, Першина, Пиневка, Прядеина, Ретнева, Речкалова, Симанова, Соколова, Сосновка, Трубина, Удинцева, Филина, Фомина, Чащина, Чувашева, Чусовитина, Чусовляны, Шарапова, Шипова, Шмакова, Шушарина, Юдина, Якшина; посёлки Ветерок, Дорожный, Зайково, Курьинский, Лесной, Лопатково, Рябиновый, Смолокурка, Соколовский, Спутник; села Анохинское, Белослудское, Волково, Горки, Знаменское, Килачевское, Кирга, Ключи, Крутихинское, Ницинское, Осинцевское, Пьянково, Рудное, Скородумское, Стриганское, Харловское, Черновское, Чернорицкое, Чубаровское, Шмаковское.
Население
Население района составляет 33 тысячи человек.
Экономика
Основа экономики района — сельское хозяйство. В настоящее время работают 24 сельскохозпредприятия. Среди них такие крупные как «Урал» и «Россия». Промышленность района представляют семь предприятий: ОГУП «Ирбитский молочный завод», ОАО «Комбинат мясной Зайковский», три предприятия лесного профиля, два предприятия по ремонту сельхозтехники.
История
Ирбитское муниципальное образование одно из самых крупных на территории Урала.
Первые сведения о деревнях Ирбитского района встречаются ещё в документах начала XVII века. Известно, что в 1620 году возникла деревня Неустроева, спустя два года образовались Чубаровская и Ницинская слобода. В 1631 году первые поселенцы обосновались на берегу реки Ирбит, где почти сразу возник торжок, со временем превратившийся в одну из самых крупных ярмарок в России (Ирбитская ярмарка по товарообороту и своему размаху уступала разве что Нижегородской).