Файл: 2 Психические процессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2 Психические процессы
Содержание темы:
1.1 Общая характеристика психологии как науки: теоретические сведения
1.2 Предмет, задачи, особенности психологии как науки, структура психологической науки:
Поведенческий подход в психологии
Психология деятельности
Сознание как высшая ступень развития психики
Психология познавательных процессов
Эмоциональные и волевые психические процессы
1.1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Психология – удивительная наука. Одновременно она и молода, и яв- ляется одной из самых древних наук. Уже философы античности размышля- ли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Во- просы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых фило- софских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мысли- тели не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом
Вундтом в Германии, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психоло- гической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозритель- ной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психоло- гию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В
1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психо- логии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.
Своим происхождением слово «психология» обязано греческой мифо- логии. Сын древнегреческой богини Афродиты Эрот влюбился не в богиню, а в обычную земную женщину по имени Психея. Недовольная выбором сы- на, Афродита назначила молодой женщине испытания, невыполнимые для простых смертных. Но олимпийские боги, впечатленные силой любви
Психеи, помогли ей выполнить все требования разгневанной Афродиты. И, внимая просьбе влюбленного Эрота, Зевс превратил Психею в богиню. С тех
пор этот миф стал классическим образцом истинной любви и высшей реализации души человека. А Психея, обретшая бессмертие, стала для древних греков символом души, ищущей свой идеал. «Psyche» в переводе с древнегреческого
– душа, отсюда и самое распространенное представление о психологии как науке о душе.
Нужно отметить, что древние греки слова «психология» не использовали. Само понятие психологии возникло на рубеже XVI-XVII веков, чаще всего авторство приписывают немецкому богослову Гоклениусу.
А в научный язык это понятие ввел в XVIII веке немецкий философ
Христиан Вольф. И после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология» в начале 18 века слово «психология» становится обще- известным в Европе.
Современная психология очень разнообразна: нет единой теории,
есть множество концепций. В 50-е годы XX столетия Американской психологической ассоциацией были предприняты титанические усилия в попытке обобщить психологические концепции. 90 ученых в течение 5 лет собирали сведения, стараясь свести воедино накопленное знание. Итог подвел Зигмунд Кох, сказав, что психология не представляет собой единой науки. Хотя этот вывод позднее и оспаривался, большинство исследователей признает факт раздробленности психологического знания. Сегодня, уже в
XXI веке, множественность психологических теорий считается прогрессивным признаком развития психологии, т.к. создаются условия для развития интегративных процессов самоорганизации по принципу связывания в сеть теорий и концепций.
Выше шла речь об академической психологии, которая решала и решает познавательные задачи. В конце XIX века появилась возможность применять накопленные знания на практике, решать профессиональные задачи оптимальной реализации психологического потенциала личности, то есть появляется прикладная психология. А чуть позже, в начале ХХ столетия, формируется и психологическая практика, направленная на оказание психологической помощи человеку, попавшему в трудную ситуацию. В настоящее время академическая, прикладная и практическая психология – те сферы деятельности, в которых трудятся профессиональные психологи.
Основные характеристики житейской и научной психологии
Психологическое знание всегда оказывается включенным в жизнь че- ловека. Но оно может быть разным: научным и обыденным, житейским.
Научное психологическое знание мы используем с 1879 года, условной даты становления психологии как науки, а вот житейское знание органично
«вплетено» в жизнь человека с давних времен, с тех пор, как человек начал задумываться о себе и о своем месте в мире. Многие люди, независимо от их возраста, пола, национальности являются хорошими психологами (уточним – житейскими психологами), успешно решающими конкретные проблемы.
Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это и великие писатели, и

многие профессионалы, чья работа связана с общением и взаимодействием с другими людьми. Но чем же тогда отличается житейское психологическое знание от научного? Приведем пять отличий, сформулированных Ю.Б.
Гиппенрейтер в ее знаменитом многократно переиздававшемся учебном пособии по введению в общую психологию.
1.
Житейские психологические знания конкретны, стихийны,
эмоционально окрашены. Они связаны с конкретными ситуациями, конкретными людьми, конкретными задачами, ими и ограничены. Научная психология всегда стремится к обобщениям. С этой целью она использует научные понятия, в которых отражены наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
2.
Житейские знания носят интуитивный характер. Их получают путем практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и осознаны. Они приобретаются путем выдвижения словесно формулируемых гипотез и последующей их проверки логически вытекающих из них следствий.
3.
Возможность передачи житейских знаний весьма ограничена.
Накопление и передача научных знаний возможно благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах, они оформляются в научных текстах и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.
4.
В житейской психологии мы ограничены в способах
получения знания.Это наблюдения и размышления. Научная психология обладает специальными методами познания, в том числе и самым объективным из них – экспериментом.
5.
Последнее отличие и одновременно преимущество научной психологии состоит в том, что она владеет обширным, разнообразным и
уникальным фактическим материалом, недоступным в таком объеме ни одному носителю житейской психологии [Гиппентрейтер Ю.Б., 2002].
Что же является предметом науки психологии? Выше уже упомина- лось, что современная психология не имеет единой общепсихологической теории, а значит, определение предмета само по себе является непростой за- дачей. Поэтому ответим на этот вопрос двумя способами – сложным и про- стым. Сложный и более корректный способ предполагает рассмотрение раз- личных точек зрения на предмет психологии по мере их появления в истории науки. Более простой, но и более формальный способ – определить психологию как науку о психике (душе), понимая под психикой достаточно широкий круг явлений. Вопервых, речь может идти о психических явлениях, как фактах внутреннего субъективного опыта (то есть это то, что представлено нам самим: ощущения, чувства, образы воображения, памяти и многое другое). Их фундаментальное свойство – непосредственная представленность субъекту – мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и даем себе отчет, знаем об этом.
Во-вторых – есть и другие формы психического-психологические факты, т.е. в чем психика проявляется. Сюда можно отнести факты

поведения, неосознаваемые психические процессы, продукты материальной и духовной культуры, как объективные формы выражения психического, и т.д. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может изучаться.
Психология в ХХI веке
Тенденции и возможности прогрессивного развития нашей науки - важная тема дискуссий ученых – психологов. Есть мнение, что новый век может стать веком психологии, хотя далеко не все психологи столь оптимистичны относительно ее будущего. Что же касается самой психологии, то «психология будущего века должна искать, овладевать и отстаивать именно свое: уникальное и неповторимое видение великого – человека, его жизни и судьбы», как сказал Б.С. Братусь [Асмолов А.Г., 2000].
По мнению Е.А. Климова, очень сложно, а подчас и невозможно обо- значить точно панораму психологии XXI века. Причина тому – нелинейное развитие науки, связанное с одной стороны, с субъективными особенностями психологов, с другой – с внешними обстоятельствами. Многие повороты научно-технического и общественного развития предсказать просто нереально [Климов Е.А., 2003]. Тем не менее, есть видение развития психологии XXI века с точки зрения ведущих отечественных психологов.
А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, профессор, считает, что психология отошла от традиционной причинной психологии и движется по направлению к неклассической, аксиологической психологии, где одним из главных принципов является принцип вмешательства в реальность. «Сегодня психологизация – это проникновение психологии в другие сферы и науки, и, хочу подчеркнуть, социальной практики». Ученый приводит примеры проникновения психологии в сферу образования, стремительного ее внедрения в область политики, экономики [Асмолов А.Г., 2000, С. 10]. Таким образом, психология становится активным участником, «деятелем» общественной жизни. Это мнение поддерживается многими крупными отечественными психологами. На новом этапе своего развития психология превращается в практико- ориентированную науку. В.В. Рубцов, доктор психологических наук, директор Института психологии РАО, считает что
«… психологическая наука как бы прорвала свою собственную оболочку и становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, и не столько пассивной составляющей этой практики, сколько... ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить какую-либо область или сферу деятельности, которая не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога с его знаниями, технологиями, техниками и т.п.» [Асмолов А.Г., 2000, С. 19].
Но на этом пути, пути вмешательства в реалии жизни, есть очень серьезные опасности. По мнению Б.С. Братуся, психология действительно начинает создавать новые миры, новую реальность, но при этом появляется высокая степень вероятности стать агрессивным орудием манипуляции человеком. Ведь от психологии часто ждут выполнения конкретного заказа, например, формирования имиджа политика, который может быть

фантомным, но зато привлекательным для потенциального избирателя. В нашем обществе тотального потребления психологию могут использовать для формирования иллюзорных потребностей и т.д. По словам В.И.
Слободчикова, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, происходит, и в будущем может происходить, психопрограммирование и духовное кодирование личности. Особенно страшны манипуляции, проводимые в огромных масштабах с использованием новейших средств психологического воздействия. Ведь, по большому счету, это представляет собой не что иное, как борьбу с Человеком, с человеческой свободой и достоинством [Асмолов А.Г., 2000].
Как считает В.Ф. Петренко, доктор психологических наук, член- корреспондент РАО, в XXI веке психология из описательной станет конструктивистской наукой, движущей силой цивилизации. «Психология, находясь на острие эволюционного прогресса, займется построением возможных идеальных моделей бытия; будет включать в себя как старые (в частности, взятые из религиозных практик), так и новейшие индивидуальные и групповые тренинги и психотехники работы человека со своим внутренним миром, начиная с техник психической гигиены и кончая техниками духовного роста» [Асмолов А.Г., 2000, С. 19].В известном смысле поддерживает эту идею и А.В. Юревич, доктор психологических наук, полагая, что психология переживет бум развития технологий психологических исследований. И когда у психологии появится свой
«микроскоп» (как это было у биологов), наша наука станет совсем непохожей на современную психологию [Асмолов А.Г., 2000].
Ценной для будущего психологии является связь с другими науками и в этом можно увидеть источник многообещающих перспектив для развития психологического знания. Традиционны тесные связи психологии с гумани- тарными науками. Интеграция разных областей в этом поле знания обязательно будет видоизменять традиционную психологию. А симптомом подобной интеграции можно считать использование психологических понятий, подходов в философии, истории, экономике, социологии, культурологии, филологии. Е.А. Климов уверен, что это – позитивная тенденция, свидетельствующая, с одной стороны, об интеграции человеческого знания о мире в целом, с другой – о доброкачественности результатов работы психологов [Климов Е.А., 2003]. Уже сейчас темы многих проектов, научных исследов ний сформулированы на стыке наук, и не только гуманитарных. Особенно, по мнению Д.И. Дубровского, доктора философии, ведущего научного сотрудника Института философии РАН, представляют интерес связи психологии с дисциплинами, предметом которых являются информационные процессы, развитие компьютерных технологий, проблемы искусственного интеллекта, кибернетическое моделирование психических функций. Он считает, что стратегические прорывы можно будет ожидать в сфере расшифровки мозговых нейродинамических кодов психических явлений [Асмолов А.Г., 2000]. Если эту расшифровку удастся осуществить, то психология выйдет на новый

уровень знания.
Таким образом, психология XXI века, сохраняя уважительное отношение ко всему накопленному научному и практическому психологическому знанию, будет иметь свое уникальное «лицо».
1.2 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ,
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Научно-психологическое знание имеет длительную предысторию
накопления суждений мудрецов и ученых древности и средневековья.
Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан
Вольф (1679—1754). Оно представляет собой слияние двух греческих слов
«псюхе» — душа и «логос» — учение, т. е. дословно — наука о душе.
Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 годом — годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832—1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории.
Психологией называют реальность саму психику, психическую
деятельность, особенности психики человека, но чаще — саму науку и ее
положения о психических реальностях (в этом смысле говорят: «психология человека», «психологические особенности поведения», «психологическая характеристика ситуации» и пр.).[2]
Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок.
Вотечественной материалистически ориентированной психологии под
психикой понимается свойство высокоорганизованной живой материи отражать окружающий мир с такой степенью адекватности, которая позволяет правильно ориентироваться в нем и активно им овладевать.
Существуют и другие подходы к пониманию психики. Например, психику соотносят с понятиями «душа»и «дух». Психика рассматривается как материальная основа души.[1]
Душа при этом понимается как производное взаимодействия психики и духа. Дух бессмертен и дан извне.
Объект психологии – мир психических явлений.
Предмет психологии – тенденции, закономерности, законы, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений.
Основные задачи психологии как науки [1]
– изучение психических явлений;
– разработка методов, их изучения;

выработка практических рекомендаций по результатам исследований;

прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений;