Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 559

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы




Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МПГУ

Москва • 2017


УДК 371.132 (072)

ББК 88.6-6:74.270.3я81 П863

Рецензенты:

Вербицкий А. А., академик, действительный член РАО, док- тор педагогических наук, профессор Московского педагогиче- ского государственного университета;

Куприянов Б. В., доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета; Мудрик А. В., член-корреспондент РАО, доктор педагогиче- ских наук, профессор Московского педагогического государ-

ственного университета


П863

Психолого-педагогическое сопровождение деятельно- сти вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др. ; Под общей ред. Е. А. Левано- вой, Т. Н. Сахаровой. Москва : МПГУ, 2017. 140 с.
ISBN 978-5-4263-0511-3


Методические рекомендации адресованы вожатому,
организующему ра- боту с детьми в условиях временного детского коллектива в период летнего отдыха.

Основная миссия вожатого в этот период сохранение и преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности.

Советы и рекомендации, изложенные в методическом пособии, знания возрастных особенностей воспитанников, механизмов управления их дея- тельностью, специфики развития временного детского коллектива в разные периоды лагерной смены, позволят вожатому успешно выполнить свою по- четную, общественно значимую миссию.

УДК 371.132(072)


ББК 88.6-6:74.270.3я81



ISBN 978-5-4263-0511-3

© МПГУ, 2017

© Коллектив авторов, 2017


Авторский коллектив


Володина Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственно- гоуниверситета.

Галой Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доценткафедрыпсихологиифакультетапедагогикиипсихо- логии Московского педагогического государственного уни- верситета.

Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологиче- скихнаук,доценткафедрыпсихологиифакультетапедагоги- ки и психологии Московского педагогического государствен- ногоуниверситета.

Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педаго- гики и психологии факультета педагогики и психологии Мо- сковского педагогического государственного университета.

Морозюк Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факуль- тета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.



Никитский Максим Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагоги- ческого государственного университета

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого




Петрина Зоя Ивановна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Институ- та физической культуры, спорта и здоровья Московскогопе- дагогического государственногоуниверситета.

Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук,профессоркафедрысоциальнойпедагогикиипсихоло- гии факультета педагогики и психологии Московского педа- гогического государственногоуниверситета.

Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук,доцент,деканфакультетапедагогикиипсихологииМо- сковского педагогического государственногоуниверситета.



Содержание


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 7

НАПУТСТВИЕ ВОЖАТОМУ 9

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ 11

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО 16

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 34

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 61

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ВО ВРЕМЕННОМ

ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 88

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

СИТУАЦИИ 111

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 134

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135

Вместо предисловия

Притча о возрасте



Собрались однажды неожиданно Детство, Отрочество, Юность,ЗрелостьиСтарость,исталидругсдругомспорить.

  • Мой возраст самый прекрасный, – сказала Юность. –Имен- новюностичеловеквлюбляется,теряетголову,наслаждает- сяжизнью!

  • Ну,нет,возразилаМолодость,вЮностичастопроисхо- дятнелепыеошибки,которыепотомломаютжизнь!Юность безрассудна!!! Вот Молодость – совсем другое дело! Она от- вечаетзасвоипоступки,поэтомуделаетменьшеглупостей, ноонаещенеутратилазадораЮности,поэтомуМолодость

  • самоелучшеевремячеловеческойжизни!




  • Тысамасказала,чтоделаютменьшеглупостей,новсе-таки делают!!! – Посмеиваясь, ответила Зрелость. – ПораЗрело- сти – во-первых, самая длительная, во-вторых, самая пло- дотворная. Люди находят себя. Воспитывают детей. Много задумываются о смысле жизни, поэтому именно Зрелость подарила миру большинство философов. Именно в Зрело- стисделаливыдающиесяоткрытиямногиефизикиихимики, создали свои незыблемые произведения искусства художни- ки икомпозиторы.

  • Зрелостьнелучшеевремя.Вэтотпериодчеловекчувству- етсебявответезавсе,поэтомуонтратитмногонервов,это порасомненийисамокопания.ПокачалаголовойСтарость,





    • Зрелостьэтотруд,зачастуюнеблагодарный.Этопогоня заПтицейСчастья,этострахСмерти,ипостоянноестремле- ниенаверстатьиллюзорноеупущенное.Старостьэтовре- мя итогов. Человек смиряется с любым итогом своей жизни, потомучтопонимает,чтоуженичегонеизменишь.Старость

    • самый чудесный период. Человек постоянно вспоминает. Плохое – давно забылось, хорошее – п риятно греет воспо- минаниями. Смерть уже не страшна. Единственный минус – это болезни, но болезни приходят сейчас в любомвозрасте.

АДетствомолчаслушалоихспор,собираяцветынаполянке, ивплетаяихвсвоиволосы.

    • Детство,почемутыничегонескажешьпросебя???




    • Мне не интересно с вами спорить! И меня совсем не зани- мает вопрос, какая пора лучше. Гораздо интересней побе- жатьнаречкукупаться,ответилоДетство,иумчалосьвдаль потропинке…

Все сразу замолчали. А что тут скажешь??? Какие еще нуж- ныаргументы,еслиитаксталопонятно,чтолучшийпериодэтоДетство.КогдатебяабсолютноневолнуетниЮность,ни Старость.Когдатынеспоришьотом,начтонетответа.Когда тыумеешьизвлекатьрадостьизлюбойситуации.Икогдаты можешь просто побежать купаться на речку… И каждому за- хотелось