ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Мышление человека – это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности.
Вопрос о том, как мы видим, представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой деятельности, ни у субъекта на данный момент не существует.
Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления
от других психологических процессов состоит также в том, что оно
почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую
надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача
задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Таким образом, мышление
–
это
обобщенное
и
опосредованное
отражение
человеком
действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
– непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов
(например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
– непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;
– непосредственное познание возможно, но не рационально.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно- исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно
Мышление человека – это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности.
Вопрос о том, как мы видим, представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой деятельности, ни у субъекта на данный момент не существует.
Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления
от других психологических процессов состоит также в том, что оно
почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую
надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача
задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Таким образом, мышление
–
это
обобщенное
и
опосредованное
отражение
человеком
действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
– непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов
(например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
– непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;
– непосредственное познание возможно, но не рационально.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно- исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно
связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Физиологическую
основу
мышления
составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятии, представлений.
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи . Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что
воображение характерно только для человека. загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо- физиологической основе.
Воображение – это психический процесс создания новых образов
на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой наглядно-действенного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и
Физиологическую
основу
мышления
составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятии, представлений.
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи . Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что
воображение характерно только для человека. загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо- физиологической основе.
Воображение – это психический процесс создания новых образов
на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой наглядно-действенного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и
решать задачи без непосредственного вмешательства практических
действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны или затруднены, или просто нецелесообразны.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека. По степени
выраженности активности различают воображение:
− активное;
− пассивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя определенные роли (летчика, врача, учителя и т.д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий. Таким образом, активное воображение может быть:
− творческим;
− воссоздающим.
Пассивное воображение Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь.
Пассивное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста.
Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Пассивное воображение может быть:
− преднамеренным;
− непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ
Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности.
Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы. Непреднамеренное пассивное воображение
наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Эмоциональные и волевые психические процессы
ВОЛЯ
—
способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и
деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные
действия
совершаются
импульсивно,
в
результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо
осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).
Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.
Воля нужна при выборе цели, Принятии решения, при преодолении препятствий, при осуществлении действия.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою структуру и особенности.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.
Началом формирования является
Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные
действия
совершаются
импульсивно,
в
результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо
осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).
Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.
Воля нужна при выборе цели, Принятии решения, при преодолении препятствий, при осуществлении действия.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою структуру и особенности.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.
Началом формирования является
1 2 3 4 5 6
влечение, оно означает несознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинктов — пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание — это осознанное стремление к какой-либо цели.
Волевой акт представляет собой сложный процесс.
1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает
борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет
Волевой акт представляет собой сложный процесс.
1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает
борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет
задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется
волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него.
Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке.
Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.
1. Решительность — это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний.
2. Смелость — способность человека преодолевать чувство страха и растерянности.
Настойчивость заключается в умении добиваться поставленных целей.
3. Самостоятельность — это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.
Слабость волевых функций (в частности, склонность к внушению и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивости помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.
Нарушение воли
Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга
(лобных долей).
3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется
волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него.
Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке.
Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.
1. Решительность — это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний.
2. Смелость — способность человека преодолевать чувство страха и растерянности.
Настойчивость заключается в умении добиваться поставленных целей.
3. Самостоятельность — это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.
Слабость волевых функций (в частности, склонность к внушению и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивости помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.
Нарушение воли
Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга
(лобных долей).