ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Гипобулия — понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
2. Гипербулия — чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.
3. Абулия — болезненное безволие, полное отсутствие каких- либо побуждений.
4. Ступор — состояние полной или частичной обездвиженности.
5. Парабулия — извращение волевой активности.
К патологии можно также отнести:
1. негативизм — немотивированное стремление действовать наперекор другим;
2. клептоманию — навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей;
3. пироманию — навязчивое стремление к поджогам;
4. мутизм — желание молчать, не отвечать на вопросы.
Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий
(соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д.).
При выраженных психических нарушениях — внимательное и заботливое отношение медперсонала.
Эмоции и чувства
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, вы уже знаете, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изучаемых процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности человек осуществляет свои планы и т.д.
Может легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же время, из собственного опыта вы знаете, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе человека, лишенного эмоциональной жизни...
Своими ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением человек познает мир, его закономерности, познает себя, свою деятельность, оценивает результаты своего познания. На основе этого возникает определенная оценка объектов и явлений внешнего и внутреннего мира, определенное отношение к ним. Но мы не только определяем мышлением
наше отношение к внешнему и внутреннему миру, мы переживаем это отношение. Вот это переживание своего отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, к своим действиям и действиям других и называется эмоциями.
Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» — волновать.
Эмоции выражают собой субъективные, состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции — одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов. Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества
(чувства).
Характеристика эмоций. Виды эмоций и чувств
Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания
(удовольствие, неудовольствие, гнев, страх), которые в общей форме свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. И эти моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку.
Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы.
По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.
Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
У животных функция эмоций исключительно оценивающе-ин- тегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции.
В процессе длительного филогенеза животного мира на Земле совершенствовались и центральные структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус (под- бугорная область), ретикулярная формация, лимбическая система.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому при
Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» — волновать.
Эмоции выражают собой субъективные, состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции — одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов. Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества
(чувства).
Характеристика эмоций. Виды эмоций и чувств
Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания
(удовольствие, неудовольствие, гнев, страх), которые в общей форме свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. И эти моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку.
Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы.
По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.
Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
У животных функция эмоций исключительно оценивающе-ин- тегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции.
В процессе длительного филогенеза животного мира на Земле совершенствовались и центральные структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус (под- бугорная область), ретикулярная формация, лимбическая система.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому при
выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахи- или брадикардия, гипо- или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных или других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и т.п., то есть при переживаниях происходят те или иные сосудисто- вегетативные и эндокринные сдвиги.
Различают следующие виды эмоций у человека:
– положительные (удовольствие, радость, доверие, симпатия и др.);
– отрицательные (неудовольствие, горе, тоска, тревога, обида, ненависть и др.);
– нейтральные (любопытство, удивление, безразличие и др.);
– ситуационные.
В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции:
1.
Настроение
—
длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное или с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени.
Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.
2. Страсть — длительная и интенсивная эмоция, она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.
3. Аффект — это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, страха и др. Очень сильное возбуждение подкорковых центров приводит к торможению корковой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при патологическом аффекте — и кратковременное выключение сознания.
Эмоции классифицируют также по их влиянию на процессы жизнедеятельности. В этом плане различают эмоции стенические и астенические.
Стенические эмоции (радость, уверенность, торжество) повышают жизнедеятельность, активизируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Астенические
эмоции
угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Страдание, беспокойство, страх не только приводят к общему угнетению кровообращения и дыхания, но и особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга. Астенические эмоции ухудшают настроение.
Следует различать эмоции и чувства. Эмоции имеются и у высших животных, а чувства присущи только человеку. Эмоции врожденные, а чувства — приобретенные. Чувства включают в себя не только переживание,
Различают следующие виды эмоций у человека:
– положительные (удовольствие, радость, доверие, симпатия и др.);
– отрицательные (неудовольствие, горе, тоска, тревога, обида, ненависть и др.);
– нейтральные (любопытство, удивление, безразличие и др.);
– ситуационные.
В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции:
1.
Настроение
—
длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное или с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени.
Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.
2. Страсть — длительная и интенсивная эмоция, она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.
3. Аффект — это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, страха и др. Очень сильное возбуждение подкорковых центров приводит к торможению корковой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при патологическом аффекте — и кратковременное выключение сознания.
Эмоции классифицируют также по их влиянию на процессы жизнедеятельности. В этом плане различают эмоции стенические и астенические.
Стенические эмоции (радость, уверенность, торжество) повышают жизнедеятельность, активизируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Астенические
эмоции
угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Страдание, беспокойство, страх не только приводят к общему угнетению кровообращения и дыхания, но и особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга. Астенические эмоции ухудшают настроение.
Следует различать эмоции и чувства. Эмоции имеются и у высших животных, а чувства присущи только человеку. Эмоции врожденные, а чувства — приобретенные. Чувства включают в себя не только переживание,
но и познание, причем, познание, осуществляемое через вторую сигнальную систему, через мышление человека.
Между эмоциями и чувствами человека существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляются через эмоции. Эмоции человека подвержены и подлежат воспитанию.
Нужно научить себя сдерживать излишние бурные проявления радости и горя, тем более — страха и гнева. Но и полное бесстрастие — не идеал.
Обеднение эмоциями вредно как для самого человека, так и для окружающих.
Умение владеть своими эмоциями особенно важно для медиков.
Сдержанность и спокойствие медицинского персонала благотворно влияют на больных. Но в то же время в эмоциях медиков должны находить отражение их любовь и сочувствие больным.
Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Особенности эмоциональной среды играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии заболеваний.
Нарушение эмоциональной сферы человека
Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т.п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях. Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и климактерический период. Патология эмоций может возникнуть и в результате крайнего истощения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, наступающего вследствие перенапряжения этих процессов.
Патология эмоций наблюдается в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий. При эйфории все окружающее, даже объективно вредное для человека, воспринимается им в
«розовом свете». Прекрасное самочувствие, нередко совсем не соответствующее состоянию здоровья, приводит к тому, что больной не обращает внимания на проявления болезни. Так бывает при туберкулезах, анемиях, кислородной недостаточности. Эйфория развивается и при легких степенях опьянения.
При мании, которая характерна для маниакальной фазы маниакально- депрессивного психоза, наряду с повышенным настроением наблюдаются повышенная активность, стремление во все вмешиваться, ускоренное течение мыслей.
Между эмоциями и чувствами человека существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляются через эмоции. Эмоции человека подвержены и подлежат воспитанию.
Нужно научить себя сдерживать излишние бурные проявления радости и горя, тем более — страха и гнева. Но и полное бесстрастие — не идеал.
Обеднение эмоциями вредно как для самого человека, так и для окружающих.
Умение владеть своими эмоциями особенно важно для медиков.
Сдержанность и спокойствие медицинского персонала благотворно влияют на больных. Но в то же время в эмоциях медиков должны находить отражение их любовь и сочувствие больным.
Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Особенности эмоциональной среды играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии заболеваний.
Нарушение эмоциональной сферы человека
Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т.п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях. Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и климактерический период. Патология эмоций может возникнуть и в результате крайнего истощения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, наступающего вследствие перенапряжения этих процессов.
Патология эмоций наблюдается в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий. При эйфории все окружающее, даже объективно вредное для человека, воспринимается им в
«розовом свете». Прекрасное самочувствие, нередко совсем не соответствующее состоянию здоровья, приводит к тому, что больной не обращает внимания на проявления болезни. Так бывает при туберкулезах, анемиях, кислородной недостаточности. Эйфория развивается и при легких степенях опьянения.
При мании, которая характерна для маниакальной фазы маниакально- депрессивного психоза, наряду с повышенным настроением наблюдаются повышенная активность, стремление во все вмешиваться, ускоренное течение мыслей.
При дисфории проявляются не соответствующие обстоятельствам кратковременное недовольство, угрюмость, раздражительность, злобность.
Это состояние наблюдается у больных эпилепсией.
Депрессия — длительное угнетенно-подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. Нередко при этом возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству. Помимо угнетенно-подавленного настроения для депрессии характерны мыслительная и двигательная заторможенность.
Депрессия часто наблюдается при шизофрениях, старческих психозах, маниакально-депрессивном психозе.
Эмоциональная лабильность характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого- нибудь значительного повода. Часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний.
Апатия (или эмоциональная тупость) — болезненное безразличие к событиям внешнего мира, к своему состоянию, полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Апатия характерна для шизофрении, но может наблюдаться и при органических поражениях головного мозга
Вопросы для самоконтроля
1. Психология – молодая или древняя наука?
2. Кто внес вклад в становление научной психологии? Какой?
3. В чем отличия житейской и научной психологии?
4. Что является предметом науки психологии?
5. Каковы позитивные тенденции развития психологии в 21 веке?
6. В чем заключаются риски развития психологии в 21 веке?
7. Что является предметом и объектом психологии?
8. Каковы основные задачи психологии?
9. Что такое сознание?
10. Назовите основные функции сознания.
11. Назовите виды нарушения сознания.
12. Перечислите расстройства сознания по типу его выключения
13. Дайте определение бессознательному
14. Перечислите типы бессознательного
15. Перечислите основные познавательные процессы психики человека
16. Расскажите о классификации эмоций.
17. Чем отличаются эмоции от чувств?
18. Что такое настроение?
19. Расскажите о нарушениях эмоциональной сферы.
Список использованных источников и литература
1. Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию.
— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2002. — 304 с. (Серия «Библиотека психолога».)