ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комбинировать их, чувствовать ритм. Хорошая развитость у музыкантов, танцоров, композиторов.
4.
Телесно-кинестетический. Умение качественно использовать двигательные способности, делать точные и правильные движения, двигаться в такт, хорошо взаимодействовать и с мелкими, и с крупными предметами.
Высокая развитость телесно-кинестетического интеллекта позволяет лучше работать с различными материалами, заниматься прикладным искусством.
Развит у балетмейстеров, танцоров, мастеров в сферах прикладного искусства, спортсменов.
5.
Лингвистический. Умение гармонично сочетать слова, выстраивать связные предложения, запоминать правила, верно использовать сложные термины, высказывать собственные мысли в словесной форме.
Развит у лингвистов, филологов, редакторов, писателей, журналистов.
6.
Логико-математический. Умение создавать логические связи между различными символами, работать с информацией, находить последовательность.
7.
7. Внутриличностный. Способность понимать собственные ощущения, находить способы борьбы с психологическим дискомфортом.
8. Натуралистический. Умение различать растения и животных, испытывать к ним симпатию, понимать чувства тех или иных животных, определять, что нужно увядающему растению для того, чтобы оно восстановилось
Теории
Главные теории интеллекта, существующие в психологии:
1.
Общий интеллект. Чарльз Спирмен, британский психолог, провел несколько экспериментов на проверку интеллектуальных способностей с помощью тестов. Согласно его выводам, люди, которые успешно проходили один тест, с большей долей вероятности пройдут удачно и другие. Низкие же результаты по одному тесту сочетались с низкими в других. Поэтому он счел, что интеллект — это целостное когнитивное умение, которое можно измерить при помощи специальных тестов. Его идеи были крайне популярны в двадцатом веке.
2.
Первичные интеллектуальные способности. Создатель этой идеи — Луи Тёрстоун, работавший в первую половину двадцатого века.
Согласно его теории, интеллект человека состоит из семи первичных умений, включая понимание словесной информации, беглость речи, ассоциативную память.
3.
Множественный интеллект. Эта теория была создана Говардом
Гарднером. Он вывел восемь разновидностей интеллекта, которые были подробно разобраны в разделе «Виды интеллекта в психологии». Г. Гарднер активно критиковал популярные в двадцатом веке идеи, тесно связанные с тестами IQ, и его теория — попытка объяснить многогранность интеллекта.
4.
Телесно-кинестетический. Умение качественно использовать двигательные способности, делать точные и правильные движения, двигаться в такт, хорошо взаимодействовать и с мелкими, и с крупными предметами.
Высокая развитость телесно-кинестетического интеллекта позволяет лучше работать с различными материалами, заниматься прикладным искусством.
Развит у балетмейстеров, танцоров, мастеров в сферах прикладного искусства, спортсменов.
5.
Лингвистический. Умение гармонично сочетать слова, выстраивать связные предложения, запоминать правила, верно использовать сложные термины, высказывать собственные мысли в словесной форме.
Развит у лингвистов, филологов, редакторов, писателей, журналистов.
6.
Логико-математический. Умение создавать логические связи между различными символами, работать с информацией, находить последовательность.
7.
7. Внутриличностный. Способность понимать собственные ощущения, находить способы борьбы с психологическим дискомфортом.
8. Натуралистический. Умение различать растения и животных, испытывать к ним симпатию, понимать чувства тех или иных животных, определять, что нужно увядающему растению для того, чтобы оно восстановилось
Теории
Главные теории интеллекта, существующие в психологии:
1.
Общий интеллект. Чарльз Спирмен, британский психолог, провел несколько экспериментов на проверку интеллектуальных способностей с помощью тестов. Согласно его выводам, люди, которые успешно проходили один тест, с большей долей вероятности пройдут удачно и другие. Низкие же результаты по одному тесту сочетались с низкими в других. Поэтому он счел, что интеллект — это целостное когнитивное умение, которое можно измерить при помощи специальных тестов. Его идеи были крайне популярны в двадцатом веке.
2.
Первичные интеллектуальные способности. Создатель этой идеи — Луи Тёрстоун, работавший в первую половину двадцатого века.
Согласно его теории, интеллект человека состоит из семи первичных умений, включая понимание словесной информации, беглость речи, ассоциативную память.
3.
Множественный интеллект. Эта теория была создана Говардом
Гарднером. Он вывел восемь разновидностей интеллекта, которые были подробно разобраны в разделе «Виды интеллекта в психологии». Г. Гарднер активно критиковал популярные в двадцатом веке идеи, тесно связанные с тестами IQ, и его теория — попытка объяснить многогранность интеллекта.
4.
Трехкомпонентная теория интеллекта. Эту теорию создал
Роберт Стернберг. Он вывел перечень умений, которые, по его мнению, являются частью так называемого «успешного интеллекта». Факторов интеллекта существует три: компонентный, практический и творческий.
5.
Идеи Пиаже в основном относились к детскому и подростковому возрасту
. Он вывел теорию детских интеллектуальных умений, и, согласно ей, дети мыслят не хуже взрослых, не примитивнее, а иначе. Их интеллект имеет индивидуальные особенности.
Также Жан Пиаже написал книгу «Психология интеллекта», в которой подробно рассказывает о том, как работают интеллектуальные способности и мышление.
Психиатрия: расстройства интеллекта
Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.
Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр
интеллектуальных
возможностей
изначально
не
доступен (это касается врожденных отклонений).
Интеллектуальные расстройства делятся на:
1.
Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы
Дауна
, Ретта
, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
2.
Приобретенные: синдром Альцгеймера, сосудистая деменция
(которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях.
Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как шизофрения.
Приобретенное
слабоумие
можно
частично
либо
полностью
компенсировать, если вовремя начать лечение
Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром
Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).
Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.
Сознание как высшая ступень развития психики
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам, могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.
Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.
Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Понятие сознания является одним из центральных в психология, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт,
Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер.
Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания н бессознательного.
К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
В книге А.Г. Спиркина «Сознание и самосознание» анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.
С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что
«сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».
На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах психологии, вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего.
Приведем одно из определений сознания, которое дал советский психолог Г.
Спиркин: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Психика присуща как человеку, так и животным, и характеризуется различными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, — это сознание. У животных психика базируется на рефлексах.
1 2 3 4 5 6
Основные характеристики сознания:
1.
Самосознание, или индивидуальное сознание, — это сознание конкретно взятого человека, с помощью которого он исследует самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает собственное положение в системе общественных и производственных отношений.
2.
Общественное сознание — это отражение общественного бытия. Оно включает в себя политические, философские, правовые взгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отношения, отношения к окружающим людям. Общественное сознание влияет на индивидуальное, на его развитие.
3.
Низший уровень сознания — бессознательное. Это совокупность психических процессов, актов, состояний, когда человек не дает себе отчета.
Утрачивается ориентировка во времени, месте, нарушается речевое
регулирование поведения. Это психологическое явление может быть во сне.
Бессознательные процессы в организме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.
4.
Автоматизированные навыки — движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанные).
В клинической практике применяется критерий ясности сознания
(правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).
Согласно Ясперсу, признаками неясного (помраченного) сознания являются:
1)
отрешенность от реального мира (неотчетливость или невозможность воспринимать окружающее);
2)
дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной личности;
3)
нарушение процессов мышления
(бессвязность или невозможность суждений);
4)
частичная или полная амнезия.
5)
Сохранность сознания, его развитие определяются интегративной деятельностью головного мозга с ведущим значением коры больших полушарий и второй сигнальной системы.
6)
Физиологической основой центра сознания И.П. Павлов считал оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга, постоянно изменяющийся по форме, величине и локализации. В настоящее время доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания.
7)
В процессе онтогенеза различают этапы формирования сознания, отражающие уровень созревания мозговых структур, психофизиологических функций человека, его общественно-социальных отношений.
8)
У детей до года — «бодрствующее» сознание, отражающее уровень активности и формирования восприятия и реакций на окружающую среду. В возрасте 2-3 лет отмечается «предметное» сознание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «я», узнавать себя в зеркале и на фотографии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осознание и отнесение себя к определенному полу.
9)
В пре- и пубертатном возрасте происходят аутопсихическая ориентировка, осознание и познание своего психического «я», начинает формироваться коллективное сознание.
10)
В возрасте 16—22 лет формируется общественное, высшее социальное сознание.
Сознание — высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в
Бессознательные процессы в организме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.
4.
Автоматизированные навыки — движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанные).
В клинической практике применяется критерий ясности сознания
(правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).
Согласно Ясперсу, признаками неясного (помраченного) сознания являются:
1)
отрешенность от реального мира (неотчетливость или невозможность воспринимать окружающее);
2)
дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной личности;
3)
нарушение процессов мышления
(бессвязность или невозможность суждений);
4)
частичная или полная амнезия.
5)
Сохранность сознания, его развитие определяются интегративной деятельностью головного мозга с ведущим значением коры больших полушарий и второй сигнальной системы.
6)
Физиологической основой центра сознания И.П. Павлов считал оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга, постоянно изменяющийся по форме, величине и локализации. В настоящее время доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания.
7)
В процессе онтогенеза различают этапы формирования сознания, отражающие уровень созревания мозговых структур, психофизиологических функций человека, его общественно-социальных отношений.
8)
У детей до года — «бодрствующее» сознание, отражающее уровень активности и формирования восприятия и реакций на окружающую среду. В возрасте 2-3 лет отмечается «предметное» сознание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «я», узнавать себя в зеркале и на фотографии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осознание и отнесение себя к определенному полу.
9)
В пре- и пубертатном возрасте происходят аутопсихическая ориентировка, осознание и познание своего психического «я», начинает формироваться коллективное сознание.
10)
В возрасте 16—22 лет формируется общественное, высшее социальное сознание.
Сознание — высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в