Файл: 2 Психические процессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;
– управление психическими явлениями.
Условно психические явления делят на:
– психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
– психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);

психические свойства
(эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);

психические образования
(эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).
Фактически в основе данного деления лежит классификация по
фактору времени.
Психические процессы – это психические явления, рассматриваемые в динамике.
Психические состояния – это психические явления, рассматриваемые в определенный промежуток времени, когда их проявления отличаются относительной однородностью.
Психические свойства – это психические явления, отличающиеся относительной стабильностью, хотя и меняющиеся в течение длительного времени.
Психические образования – это новые психические явления, возникшие как результат развития других психических явлений и отличающиеся относительной устойчивостью.
В настоящее время можно выделить два подхода к структуре психологии:
1.
Структура психологии определяется по предмету изучения:
общая психология, отрасли психологии, разделы отрасли психологии;
2.
Структура психологии определяется по
исходным
методологическим установкам: школы и направления.
Общая психология — это часть системы психологических знаний о теоретико-методологических основах современной психологии, о наиболее общих закономерностях и законах формирования, развития психических свойств и состояний человека, проявляющихся в различных формах и условиях его жизнедеятельности
Классификация отраслей психологии может осуществляться по различным основаниям:
– по объекту их изучения: зоопсихология, психология человека, социальная психология;
– по видам изучаемой деятельности: педагогическая, спортивная, авиационная, военная, космическая, медицинская, юридическая психология и т.д.;


по изучаемым особенностям психического развития: сравнительная, возрастная психология, психология аномального развития, дифференциальная психология.
Каждая отрасль психологии включает разделы. Например, возрастная психология включает следующие разделы: детская, подростковая, юношеская психология, акмеология, геронтология. На рисунке 1 представлена структура психологической науки.
Рисунок 1 – Структура психологической науки [2]
В соответствии со вторым подходом в структуре психологии выделяют школы и направления. Под

школой подразумевается:

– научно-образовательное учебное заведение, формирующее будущих исследователей;
– исследовательский коллектив, группа ученых, разрабатывающая под руководством лидера предложенную им исследовательскую программу;
– направление в науке, возникшее благодаря традиции, сформированной рядом крупных ученых и исследовательских коллективов.
Направление психологии – это результат теоретического, экспериментального и организационного развития школы психологии.
Например, культурно-историческая психология, деятельностно- ориентированная психология, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и так далее.
Таким образом, развитие психологии идет, с одной стороны, в направлении дифференциации ее предмета, а с другой стороны, интеграции ранее самостоятельных направлений, активного использования современных методов исследований (прежде всего экспериментально-математических), активного вторжения в решение практических задач.
Поведенческий подход в психологии
Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету ее изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.
Традиционно выделяют следующие уровни поведения: инстинкты
(врожденные формы поведения), научение (приобретенные формы поведения, психологическая (интеллектуальная ) деятельность.
Инстинкты
связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Отличительный признак инстинктивных реакций: функционирование в силу наследственной структуры организма.
Инстинкты возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч. Дарвин).
Следующий уровень поведения — научение. Реакция этого уровня является результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции
— условный рефлекс, описанный И. Павловым.
Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного рефлекса или инстинктивной, наследственной реакции.
Научение не создает новых реакций и, главным образом, комбинирует врожденные реакции, замыкает новые условные связи между врожденными реакциями и меняющимися стимулами окружающей среды. Наследственные инстинктивные реакции в Ходе научения приспосабливаются к индивидуальным постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности организма. В связи с этим можно говорить о пластичности врожденных реакций.


Условные
рефлексы,
настраиваясь над безусловными, их
видоизменяют
(«извращение инстинктов»).
Пример
«извращения инстинкта» приводит Л.С. Выгодский, описывая опыт И. Павлова, который воспитал у собаки условный рефлекс на прижигание кожи электрическим током. Сначала на болевое раздражение животное отвечало бурной оборонительной реакцией. Затем же после длительной серии опытов, в которой болевое раздражение сопровождалось пищевым, собака стала отвечать на болевое раздражение пищевой реакцией.
Уровень разумного (интеллектуального) поведения, наиболее представленный у человека, дает шанс человеку, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности иметь возможность ее формировать, регулировать, быть ответственным за ее результаты, приобретая свободу выбора.
Поведение конкретного человека является, по мнению выдающихся отечественных психологов Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, продуктом трех основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причем каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс развития подготавливает следующий.
Психология деятельности
Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.
Деятельность каждого отдельного человека зависит от особенностей его личности, от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в его неповторимых индивидуальных обстоятельствах.
Деятельность состоит из следующих структурных компонентов:
потребность, мотив, цель, действие, операции.
Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности.
Потребности можно разделить на низшие (физиологические) и высшие
(например, в безопасности, в самоактуализации и др.)
Если не удовлетворяются биологические потребности, то человек гибнет как индивид.
Если не удовлетворяются высшие потребности, то как человек продолжает существовать, но тогда он гибнет как личность.
В функционировании потребности можно выделить два этапа. Для первого этапа характерно то, что человек не может определить предмета своей потребности. Ему чего-то хочется, а чего именно, он не знает. В этом случае для него характерно поисковое поведение. Человек ищет предмет своей потребности, ищет, на что направить свою активность.
На втором этапе ситуация резко меняется. Поведение из поискового становится направленным.


Таким образом, именно потребности вызывают у человека активность, а направленность этой активности придает предмет, на который направлена потребность.
В момент встречи потребности со своим предметом рождается мотив.
Мотив — это предмет потребности.
Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего осуществляется деятельность.
Деятельность человека полимотивирована, т.е. множество мотивов обслуживают одну и ту же деятельность. По своей роли, не все мотивы,
«сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них
— главный, другие — второстепенные. Главный мотив вызывается ведущим мотивом, второстепенные — мотивами — стимулами: они как бы дополнительно стимулируют данную деятельность.
Таким образом, мотивы направляют деятельность человека. Однако не все мотивы осознаются. Человек может совершать некоторые поступки и не суметь ответить, почему он так поступил.
Из мотивов рождаются цели. Человеческая жизнь не может
протекать без постоянных целей и достижения результата. Фактически
вся человеческая жизнь состоит из непрерывной цепи формулируемых
целей.
Цель — осознанный образ желаемого результата, т.е. того результата, который хочется достигнуть. Подчеркнем, что цель всегда осознается личностью, которая и регулирует свою деятельность. Цель — на что направлена непосредственно деятельность (конечный результат).
Сами цели чрезвычайно разнообразны и разномаштабны. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие и т.д. Но в любом случае цели выступают в качестве регуляторов тех способов, с помощью которых эти цели достигаются.
Действие — процесс, направленный на реализацию цели. Так же, как цель, крупные действия дробятся на более мелкие. Таким образом, выстраивается «этажность» действий человека. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения, в форме правил, советов, инструкций, программ.
Но каким же способом совершается действие?
Способ выполнения действия называется операцией. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. То, что называют
«техникой», «сноровкой», «ловкостью», почти исключительно относится к операциям, в которых выполняется действие.
Главное свойство операций состоит в том, что они автоматизированы, мало осознаются. Этим они кардинально отличаются от действий, которые предполагают наличие осознаваемой цели и сознательный контроль за их протеканием.
Может показаться, что все то, что мы обсуждали относительно действия, относится только к внешним действиям. Однако существуют и

внутренние действия и операции, которые часто называют умственными.
Различие заключается в том, что умственное действие как бы проигрывается в уме, не выносится во внешний план. Проигрывание действий в уме входит и в обдумывание поступков. В этом случае, например, человек представляет какое-то действие совершившимся и смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который ему кажется наиболее подходящим.
Между внутренним и внешним составляющими деятельности существуют взаимные переходы.
Интеллект
Интеллект в психологии — это способность психики человека, при помощи которой он может успешно решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, опираясь на опыт и знания, усваивать новые умения и навыки.
Благодаря интеллекту люди могут эффективно использовать все когнитивные умения
, включая восприятие, внимание, мышление, память
, воображение. Именно интеллект во многом помог человечеству
выживать на протяжении всего периода существования.
Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.
Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.
Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:
1.
Пространственный. Это умение ориентироваться в пространстве, быстро определять, где находится верх, где низ, где право, а где лево, находить дорогу по картам, сопоставлять информацию из них с реальной обстановкой.
2.
Межличностный. Способность взаимодействовать с окружающими людьми, находить подход к каждому человеку, чувствовать их эмоциональное состояние, понимать переживания, страхи, уметь оказывать психологическую поддержку, правильно определять отношение того или иного человека, создавать прочные социальные связи. Высокая развитость у тех, кто постоянно взаимодействует с людьми: у психологов, психотерапевтов. Этот тип интеллекта очень близок по смыслу к понятию «эмоциональный интеллект». Плохо развит у социофобов и аутичных людей
3.
Музыкальный. Наличие повышенной чувствительности к звукам (не только тем, которые издают музыкальные инструменты), умение