Файл: 2 Психические процессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Константность восприятия – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия
(расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).
Осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом. Если читать символы слева направо, то средний мы воспринимаем как букву «В», если читать сверху вниз, то он выглядит как цифра 13.
Структурность восприятия – свойства восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому направленность и
сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной
деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием .
Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на
работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы
запоминания, мышления, на двигательную активность. Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии – неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса.
Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений
Вниманием определяются:
точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);
направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.
Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений

являются следующие: направленность – избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор сохранить его.
В зависимости от активности личности выделяют:
− непроизвольное;
− произвольное;
− постпроизвольное внимание.
2. По характеру направленности выделяют [18]:
− внешненаправленное;
− внутреннее внимание.
Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления. Внутреннее – на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению выделяют [18]:
− природное;
− социально обусловленное внимание.
Природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное
внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
4. По механизму регуляции выделяют [18]:
− непосредственное;
− опосредованное внимание.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.
5. По своей направленности на объект различают [18]:
сенсорное (внимание направлено на восприятие);
интеллектуальное (внимание направлено на мысли и образы, находящиеся в сознании человека, на мышление и работу памяти);
моторное (повышенная сосредоточенность на физических действиях).
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенности на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют
свойства внимания. К ним относят:
− концентрация;
− устойчивость;
− объем;
− распределение;

− переключаемость.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память лежит в основе любого психического явления.
Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Память подразделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую. Кроме того существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и другие виды памяти.
Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.
В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой человеком.
1   2   3   4   5   6

Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление,
сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то
есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования
психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в
настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства
человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Переходя к характеристике процессов памяти, необходимо отметить, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти.
К процессам памяти относят:
– запоминание;
– сохранение;
– воспроизведение;
– забывание материала.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особое значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. По степени активности протекания
этого процесса принято выделять два вида запоминания:
− непреднамеренное (или непроизвольное) запоминание;
− преднамеренное (или произвольное) запоминание.
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования приемов запоминания и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. В отличие от непроизвольного запоминания
произвольное (или преднамеренное) запоминание – это запоминание, при котором человек проявляя определенные волевые усилия, ставит перед собой определенную цель – запомнить информацию – и использует специальные приемы запоминания.
По другому признаку – по характеру связей (ассоциаций), лежащих в
основе памяти, – выделяют запоминание:
− механическое;
− осмысленное.
Механическое запоминание основано на повторении материала без его осмысливания, то есть без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Смысловое запоминание предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.
Если сравнить эти способы запоминания материала, можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через
30 дней.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от
глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок
личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и

др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации,
мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании
к вытеснению в бессознательное.
Установлено, что сохранение может быть:
− динамическим (проявляется в оперативной памяти);
− статическим (в долговременной).
При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может быть:
непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации;
произвольное – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связано с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называют припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является и результатом запоминания, и сохранения.
Судить о запоминании и сохранении можно только по воспроизведению.
Воспроизведение не просто механическое повторение запечатленного.
Происходит реконструкция, то есть мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстанавливать связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении. Физиологическая основа воспроизведения – оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. Формы
воспроизведения:
узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта, то есть устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти;
воспроизведение в узком смысле слова или воспоминание
осуществляется, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека;
припоминание представляет собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;
реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого.


Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений
(представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Забывание – естественный процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
Забывание проявляется в двух формах:
− невозможность припомнить или узнать;
− неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: воспроизводящая память, опознающая память, облегчающая память.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть:
− полным или частичным;
− длительным или временным.
При полном забывании материал не только не производится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти:
− генетическая (наследственная);
− прижизненная.
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и