Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 598
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
На уровне государственных учреждений:
-
системности, взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также
межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств; -
единой стратегии профилактики, включая основные направления, методические
подходы и конкретные мероприятия; -
комплексного использования социальных, психологических и личностно-
ориентированных направлений и форм профилактической деятельности; -
соответствия профилактической деятельности социально-экономической ситуации в
стране, регионе, муниципальном образовании; -
соответствия профилактических форм и методов законодательным актам
федерального и регионального значения.
Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику
суицидального поведения в образовательной среде, включает в себя:
-
выделение ключевых параметров образовательной среды; -
организацию психолого-педагогического сопровождения и превенции как его
направления; -
обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального
поведения несовершеннолетних; -
уровневую профилактику суицидов в образовательных организациях на основе
внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков
адаптивного поведения; -
совместную деятельность образовательных организаций и отдельных социальных
институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи.
Создание педагогических условий для реализации выбора подростка между жизнью и
смертью возможно лишь при разрешении противоречий, которые существуют между
целью учебно-воспитательного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и
целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину;
между потребностями современной школы в организации профилактической работы по
упреждению суицидальной активности подростков и отсутствием в школе практики
выявления детей группы суицидального риска.
1.3 Оценка суицидального поведения школьников
Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:
-
проверку имеющих отношение к суициду факторов риска; -
историю проявлений суицидального поведения; -
неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия,
или состояние здоровья; -
-степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения
безнадежности; -
внезапные сильные факторы стресса; -
уровень импульсивности и самоконтроля; -
защитные факторы (антисуицидальные факторы).
Защитные (антисуицидальные) факторы личности - это установки и
переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как
изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить
следующие:
-
поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей; -
религиозные, культурные и этнические ценности; -
приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе; -
социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное
использование досуга; -
интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким; -
выраженное чувство долга, обязательность; -
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе
физического страдания или ущерба; -
зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны
окружающих; представления о позорности, греховности суицида; -
представление о неиспользованных жизненных возможностях; -
наличие творческих планов, тенденций, замыслов; -
наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже
после смерти).
Согласно психологической концепции в формировании суицидальных тенденций
личности ведущее место занимает психологический фактор, поэтому наличие у человека
определенных психологических особенностей используется для определения степени
выраженности суицидального риска. К таким особенностям относят [1-5, 10, 17]:
-
Напряженность потребностей, аффективная ригидность, бескомпромиссность в
достижении целей со склонностью к импульсивным поступкам. -
Эмоциональная зависимость, проявляющаяся в потребности в симбиотических
отношениях. -
Недостаток эмпатии, интровертированность в сочетании с независимостью в
принятии решений и склонностью к мизантропии. -
Импульсивная, недифференцированная агрессивность в сочетании с культом
насилия, конфликтностью, и аутоагрессивными проявлениями. -
Недифференцированность или искаженность представлений о смерти,
обесценивание человеческой жизни по сравнению с другими ценностями. -
Непереносимость фрустрации из-за неадекватной самооценки, эмоциональной
лабильности, соматовегетативной неустойчивости, интеллектуальной
недостаточности, недоразвития механизмов компенсации.
Н.А. Бердяев указывал, что самоубийство - психологическое явление и чтобы понять
его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой [8]. В
рамках этой концепции Э. Шнейдман [47] перечисляет десять общих психологических
характеристик самоубийств.
Общей целью самоубийства является нахождение решения. Общая задача
самоубийства состоит в прекращении сознания. Общим стимулом к совершению суицида
является невыносимая душевная боль - психалгия. Общим стрессором при суициде
являются фрустрированные (нарушенные) психологические потребности. Общей
суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. Общим внутренним
отношением к суициду является амбивалентность. Общим состоянием психики при
суициде является сужение когнитивной сферы. Общим действием при суициде является
бегство. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем
намерении. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения
общему жизненному стилю поведения.
Автор выделяет также пять групп психологических потребностей, фрустрация которых
объясняет большинство самоубийств:
-
Неудовлетворенные потребности в любви и приятии - связаны с фрустрацией
стремления к поддержке и привязанности. -
Нарушение контроля, предсказуемости и организованности - связаны с
фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию. -
Снижение самооценки в силу стыда, поражения, унижения или позора - связаны с
фрустрированными потребностями в привязанности, самооправдании и избегании
стыда. -
Разрушенные значимые отношения, возникшие вследствие этого горе и чувство
потери - связаны с фрустрированными потребностями в привязанности и заботе о
другом. -
Чрезмерный гнев, ярость или враждебность - связаны с фрустрированными
потребностями в доминировании, агрессии и противодействии.
В нашей стране социально-психологическая концепция была представлена в работах
А.Г. Амбрумовой [1-5], которая расценивает суицидальное поведение как следствие
социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею
микросоциального конфликта в различных жизненных ситуациях. Психологический
кризис возникает при невозможности преодоления препятствий в достижении жизненно
важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального
опыта.
Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями -
чувством неопределенности, беспокойством, тревогой вплоть до дезорганизации,
фиксацией на психотравмирующей ситуации, переживаниями собственной
беспомощности, несостоятельности, одиночества, безнадежности, пессимистической
оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными
затруднениями в планировании будущего. При этом происходит нарушение
познавательной и поведенческой активности. Психологические кризисы часто
сопровождаются различными проявлениями агрессии в отношении самого себя
(аутоагрессии). В остром кризисе наблюдается уменьшение объема внимания, искажение
и снижение скорости усвоения информации, происходит неадекватная схематизация
критической ситуации, нарушается способность к принятию конструктивных решений.
Также наблюдаются определенные соматические нарушения: ухудшение самочувствия,
ощущение физической слабости, истощения, возникновение или обострение хронических
заболеваний.
Психологические кризисные состояния имеют разнообразные варианты развития,
среди которых наиболее часто встречаются:
-
Постепенное нарастание эмоционального и нервно-психического напряжения,
накопление и усиление отрицательно окрашенных эмоций в связи с объективной
или субъективной невозможностью разрешения жизненных проблем, вследствие
чего увеличивается вероятность суицидального поведения. -
Возникшее внезапно психоэмоциональное напряжение, вызванное неожиданным
событием, вызывает резкое изменение модуса поведения в первые часы или сутки
после психотравмы.
При этом независимо от скорости развития ситуации существует общий, единый и
универсальный для нормы и патологии механизм суицида:
Таким образом, суицидальное поведение обуславливается тремя основными
компонентами: интегральной системой личностной структуры, социально-
психологической адаптацией, переживаемым конфликтом.