Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. На уровне государственных учреждений:

  • системности, взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов
    местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также
    межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств;


  • единой стратегии профилактики, включая основные направления, методические
    подходы и конкретные мероприятия;


  • комплексного использования социальных, психологических и личностно-
    ориентированных направлений и форм профилактической деятельности;


  • соответствия профилактической деятельности социально-экономической ситуации в
    стране, регионе, муниципальном образовании;


  • соответствия профилактических форм и методов законодательным актам
    федерального и регионального значения.


Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику
суицидального поведения в образовательной среде, включает в себя:


  • выделение ключевых параметров образовательной среды;

  • организацию психолого-педагогического сопровождения и превенции как его
    направления;


  • обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального
    поведения несовершеннолетних;


  • уровневую профилактику суицидов в образовательных организациях на основе
    внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков
    адаптивного поведения;


  • совместную деятельность образовательных организаций и отдельных социальных
    институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи.


Создание педагогических условий для реализации выбора подростка между жизнью и
смертью возможно лишь при разрешении противоречий, которые существуют между
целью учебно-воспитательного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и
целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину;
между потребностями современной школы в организации профилактической работы по
упреждению суицидальной активности подростков и отсутствием в школе практики
выявления детей группы суицидального риска.



1.3 Оценка суицидального поведения школьников

Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:

  • проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;

  • историю проявлений суицидального поведения;

  • неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия,
    или состояние здоровья;


  • -степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения
    безнадежности;


  • внезапные сильные факторы стресса;

  • уровень импульсивности и самоконтроля;

  • защитные факторы (антисуицидальные факторы).

Защитные (антисуицидальные) факторы личности - это установки и
переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как
изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить
следующие:


  • поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей;

  • религиозные, культурные и этнические ценности;

  • приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе;

  • социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное
    использование досуга;


  • интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;

  • выраженное чувство долга, обязательность;

  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе
    физического страдания или ущерба;


  • зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны
    окружающих; представления о позорности, греховности суицида;


  • представление о неиспользованных жизненных возможностях;

  • наличие творческих планов, тенденций, замыслов;

  • наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже
    после смерти).


Согласно психологической концепции в формировании суицидальных тенденций
личности ведущее место занимает психологический фактор, поэтому наличие у человека
определенных психологических особенностей используется для определения степени
выраженности суицидального риска. К таким особенностям относят [1-5, 10, 17]:



  1. Напряженность потребностей, аффективная ригидность, бескомпромиссность в
    достижении целей со склонностью к импульсивным поступкам.


  2. Эмоциональная зависимость, проявляющаяся в потребности в симбиотических
    отношениях.


  3. Недостаток эмпатии, интровертированность в сочетании с независимостью в
    принятии решений и склонностью к мизантропии.


  4. Импульсивная, недифференцированная агрессивность в сочетании с культом
    насилия, конфликтностью, и аутоагрессивными проявлениями.


  5. Недифференцированность или искаженность представлений о смерти,
    обесценивание человеческой жизни по сравнению с другими ценностями.


  6. Непереносимость фрустрации из-за неадекватной самооценки, эмоциональной
    лабильности, соматовегетативной неустойчивости, интеллектуальной


недостаточности, недоразвития механизмов компенсации.

Н.А. Бердяев указывал, что самоубийство - психологическое явление и чтобы понять
его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой [8]. В
рамках этой концепции Э. Шнейдман [47] перечисляет десять общих психологических
характеристик самоубийств.


Общей целью самоубийства является нахождение решения. Общая задача
самоубийства состоит в прекращении сознания. Общим стимулом к совершению суицида
является невыносимая душевная боль - психалгия. Общим стрессором при суициде
являются фрустрированные (нарушенные) психологические потребности. Общей
суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. Общим внутренним
отношением к суициду является амбивалентность. Общим состоянием психики при
суициде является сужение когнитивной сферы. Общим действием при суициде является
бегство. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем
намерении. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения
общему жизненному стилю поведения.


Автор выделяет также пять групп психологических потребностей, фрустрация которых
объясняет большинство самоубийств:


  1. Неудовлетворенные потребности в любви и приятии - связаны с фрустрацией
    стремления к поддержке и привязанности.


  2. Нарушение контроля, предсказуемости и организованности - связаны с
    фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию.


  3. Снижение самооценки в силу стыда, поражения, унижения или позора - связаны с
    фрустрированными потребностями в привязанности, самооправдании и избегании
    стыда.


  4. Разрушенные значимые отношения, возникшие вследствие этого горе и чувство
    потери - связаны с фрустрированными потребностями в привязанности и заботе о
    другом.


  5. Чрезмерный гнев, ярость или враждебность - связаны с фрустрированными
    потребностями в доминировании, агрессии и противодействии.



В нашей стране социально-психологическая концепция была представлена в работах
А.Г. Амбрумовой [1-5], которая расценивает суицидальное поведение как следствие
социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею
микросоциального конфликта в различных жизненных ситуациях. Психологический
кризис возникает при невозможности преодоления препятствий в достижении жизненно
важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального
опыта.


Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями -
чувством неопределенности, беспокойством, тревогой вплоть до дезорганизации,
фиксацией на психотравмирующей ситуации, переживаниями собственной
беспомощности, несостоятельности, одиночества, безнадежности, пессимистической
оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными
затруднениями в планировании будущего. При этом происходит нарушение
познавательной и поведенческой активности. Психологические кризисы часто
сопровождаются различными проявлениями агрессии в отношении самого себя
(аутоагрессии). В остром кризисе наблюдается уменьшение объема внимания, искажение
и снижение скорости усвоения информации, происходит неадекватная схематизация
критической ситуации, нарушается способность к принятию конструктивных решений.
Также наблюдаются определенные соматические нарушения: ухудшение самочувствия,
ощущение физической слабости, истощения, возникновение или обострение хронических
заболеваний.


Психологические кризисные состояния имеют разнообразные варианты развития,
среди которых наиболее часто встречаются:


  1. Постепенное нарастание эмоционального и нервно-психического напряжения,
    накопление и усиление отрицательно окрашенных эмоций в связи с объективной
    или субъективной невозможностью разрешения жизненных проблем, вследствие
    чего увеличивается вероятность суицидального поведения.


  2. Возникшее внезапно психоэмоциональное напряжение, вызванное неожиданным
    событием, вызывает резкое изменение модуса поведения в первые часы или сутки
    после психотравмы.


При этом независимо от скорости развития ситуации существует общий, единый и
универсальный для нормы и патологии механизм суицида:






Таким образом, суицидальное поведение обуславливается тремя основными
компонентами: интегральной системой личностной структуры, социально-


психологической адаптацией, переживаемым конфликтом.