Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 603

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Обработка и оценка результатов

  2. Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного
    опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.


  1. Принятие - отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,
    38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.


  2. Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

  4. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

  1. За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа
    «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных
    выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо
    развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных
    производятся следующим образом.


  2. Шкала «принятие - отвержение»

  3. Высокие баллы - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется
    выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает
    ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его
    интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об
    этом.


  4. Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый
    испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства:
    раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка
    неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим
    отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не
    может быть хорошим педагогом.


  5. Шкала «кооперация»

  6. Высокие баллы по шкале - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый
    проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает
    139


  7. способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть
    с ним на равных.


  8. Низкие баллы поданной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по
    отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на
    роль хорошего педагога.


  9. Шкала «симбиоз»

  10. Высокие баллы по шкале - 6-7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод
    о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между
    собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные
    разумные потребности, оградить от неприятностей.


  11. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются признаком того, что
    взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между
    собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим
    учителем и воспитателем для ребенка.


  12. Шкала «контроль»

  13. Высокие баллы по шкале - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет
    себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного
    послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти
    во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как
    воспитатель, для детей.


  14. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что
    контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует.
    Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим
    вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале
    являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.


  15. Шкала «отношение к неудачам ребенка»

  16. Высокие баллы по шкале - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый
    человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому
    существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку
    несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим
    учителем и воспитателем для ребенка.


  17. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что
    неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее
    всего, станет неплохим учителем и воспитателем.


  18. Порядок подсчета тестовых баллов.

  19. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
    Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:


  20. — отвержение,

  21. — социальная желательность,

  22. — симбиоз,

  23. — гиперсоциализация,

  24. — инфантилизация(инвалидизация).

  25. Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов
    по соответствующим шкалам = 160


    1. 1 шкала «Принятие отвержение»

    1. «строй балл»

    1. 0

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. Процентильный ранг

    1. 0

    1. 0

    1. 0

    1. 0

    1. 0

    1. 0

    1. 0,63

    1. 3,79

    1. 12,02

    1. «сырой балл»

    1. 9

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 15

    1. 16

    1. 17

    1. Процентильный ранг

    1. 31,01

    1. 53,79

    1. 68,35

    1. 77,21

    1. 84,17

    1. 88,60

    1. 90,50

    1. 92,40

    1. 93,67

    1. «сырой балл»

    1. 18

    1. 19

    1. 20

    1. 21

    1. 22

    1. 23

    1. 24

    1. 25

    1. 26

    1. Процентильный ранг

    1. 94,30

    1. 95,50

    1. 97,46

    1. 98,10

    1. 98,73

    1. 98,73

    1. 99,36

    1. 100

    1. 100

    1. «сырой балл»

    1. 27

    1. 28

    1. 29

    1. 30

    1. 31

    1. 32







    1. Процентильный ранг

    1. 100

    1. 100

    1. 100

    1. 100

    1. 100

    1. 100







    1. 2 шкала «Кооперация»

    1. «сырой балл»

    1. 0

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. Процентильный ранг

    1. 1,57

    1. 3,46

    1. 5,67

    1. 7,88

    1. 9,77

    1. 12,29

    1. 31,19

    1. 48,82

    1. 80,93

    1. 3 шкала «Симбиоз»

    1. «сырой балл»

    1. 0

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7



    1. Процентильный ранг

    1. 4,72

    1. 19,53

    1. 39,06

    1. 57,96

    1. 74,97

    1. 86,63

    1. 92,93

    1. 96,65



    1. 4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

    1. «сырой балл»

    1. 0

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6





    1. Процентильный балл

    1. 4,41

    1. 13,86

    1. 32,13

    1. 53,87

    1. 69,30

    1. 83,79

    1. 95,76





    1. 5 шкала «Маленький неудачник»

    1. «сырой балл»

    1. 0

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7



    1. Процентильный ранг

    1. 14,55

    1. 45,57

    1. 70,25

    1. 84,81

    1. 93,04

    1. 96,83

    1. 99,37

    1. 100


    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   44




  • Описание шкал:

    1. «Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к
      ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он
      есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель
      стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
      На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим,
      неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни
      из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части
      родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет
      ребенку и не уважает его.


    2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.
      Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах
      ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает
      интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за
      него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на
      равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных
      вопросах.


    3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При
      высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим
      отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель
      ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности
      ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно
      ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога
      родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств,
      так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.


    4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за
      поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении
      данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка
      безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою
      волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово
      141



    1. наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его
      индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.


    1. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка
      родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного
      родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и
      социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с
      реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю
      детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным,
      открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его
      неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от
      трудностей жизни и строго контролировать его действия.


    1. 2. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская)
      Вариант для подростков и их родителей


    2. Вариант для подростка

    3. Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-
      балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке
      ответов: под буквой
      М - для матери, под буквой О - для отца.

    4. 5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

    5. 4 - в общем, да;

    6. 3 - и да, и нет;

    7. 2 - скорее нет, чем да;

    8. 1 - нет (абсолютное несогласие)



      1. Утверждение

      1. М

      1. О

      1. 1

      1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.





      1. 2

      1. Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки.





      1. 3

      1. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.





      1. 4

      1. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.





      1. 5

      1. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.





      1. 6

      1. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.





      1. 7

      1. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.





      1. 8

      1. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.





      1. 9

      1. Нам трудно достичь взаимного согласия.





      1. 10

      1. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).





      1. 11

      1. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.





      1. 12

      1. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как
        я к нему (к ней).






      1. 13

      1. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.





      1. 14

      1. Он (а) меня редко ругает.





      1. 15

      1. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.





      1. 16

      1. Считает, что главное — это слушаться его (ее).





      1. 17

      1. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним
        (ней).






      1. 18

      1. Он (а) не разделяет моих увлечений.





      1. 19

      1. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей)
        хотелось бы.






      1. 20

      1. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.





      1. 21

      1. Он (а) часто идет у меня на поводу.





      1. 22

      1. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.





      1. 23

      1. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.







      1. 24

      1. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.





      1. 25

      1. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства
        моих друзей.






      1. 26

      1. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.





      1. 27

      1. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).





      1. 28

      1. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.





      1. 29

      1. Он (а) всегда мне сочувствует.





      1. 30

      1. Мне кажется, он (а) меня понимает.





      1. 31

      1. Он (а) хотела бы многое во мне изменить.





      1. 32

      1. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.





      1. 33

      1. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.





      1. 34

      1. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.





      1. 35

      1. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.





      1. 36

      1. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.





      1. 37

      1. Он (а) предъявляет ко мне много требований.





      1. 38

      1. По характеру он (а) мягкий человек.





      1. 39

      1. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.





      1. 40

      1. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.





      1. 41

      1. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.





      1. 42

      1. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.





      1. 43

      1. Он (а) часто критикует меня по мелочам.





      1. 44

      1. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.





      1. 45

      1. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.





      1. 46

      1. Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а).





      1. 47

      1. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.





      1. 48

      1. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).





      1. 49

      1. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.





      1. 50

      1. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.





      1. 51

      1. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим
        друзьям и т.п.






      1. 52

      1. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.





      1. 53

      1. Могу сказать, что он (а) - самый близкий мне человек.





      1. 54

      1. Он (а) все время высказывает недовольство мной.





      1. 55

      1. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.





      1. 56

      1. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.





      1. 57

      1. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.





      1. 58

      1. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то
        похвалу.






      1. 59

      1. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).





      1. 60

      1. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.





    9. Вариант для родителей подростка



    10. Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-
      балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.


    11. 5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

    12. 4 - в общем, да;

    13. 3 - и да, и нет;

    14. 2 - скорее нет, чем да;

    15. 1 - нет (абсолютное несогласие)



      1. Утверждение

      1. Балл



      1. 1

      1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.



      1. 2

      1. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.



      1. 3

      1. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.



      1. 4

      1. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.



      1. 5

      1. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.



      1. 6

      1. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.



      1. 7

      1. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.



      1. 8

      1. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.



      1. 9

      1. Нам трудно достичь взаимного согласия.



      1. 10

      1. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).



      1. 11

      1. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.



      1. 12

      1. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я
        к нему (к ней).




      1. 13

      1. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.



      1. 14

      1. Я его (ее) очень редко ругаю.



      1. 15

      1. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.



      1. 16

      1. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня.



      1. 17

      1. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со
        мной.




      1. 18

      1. Я не разделяю его (ее) увлечений.



      1. 19

      1. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.



      1. 20

      1. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).



      1. 21

      1. Я часто иду у него (нее) на поводу.



      1. 22

      1. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему
        (ней).




      1. 23

      1. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.



      1. 24

      1. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.



      1. 25

      1. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее)
        друзей




      1. 26

      1. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.



      1. 27

      1. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не
        хочет.




      1. 28

      1. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.



      1. 29

      1. Я всегда сочувствую своему ребенку.



      1. 30

      1. Мне кажется, я его (ее) понимаю.



      1. 31

      1. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.



      1. 32

      1. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения.



      1. 33

      1. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.



      1. 34

      1. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.



      1. 35

      1. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.



      1. 36

      1. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).



      1. 37

      1. Я предъявляю к нему (ней) много требований.



      1. 38

      1. По характеру я мягкий человек.



      1. 39

      1. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.



      1. 40

      1. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.



      1. 41

      1. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.



      1. 42

      1. Мне нравится его (ее) характер.



      1. 43

      1. Я часто критикую его (ее) по мелочам.



      1. 44

      1. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.



      1. 45

      1. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.





      1. 46

      1. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.



      1. 47

      1. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.



      1. 48

      1. Я устаю от повседневного общения с ней (ним).



      1. 49

      1. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.



      1. 50

      1. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы.



      1. 51

      1. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как
        относится к своим друзьям и т.д.




      1. 52

      1. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.



      1. 53

      1. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.



      1. 54

      1. Я приветствую его (ее) поведение.



      1. 55

      1. Я часто выказываю свое недовольство им (ей).



      1. 56

      1. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).



      1. 57

      1. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.



      1. 58

      1. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.



      1. 59

      1. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.



      1. 60

      1. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.





    16. 1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   44

    Шкалы опросника «Взаимодействиеродитель ребенок» (ВРР)

    1. шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы
      показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во
      взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более
      требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от
      ребенка.


    2. шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о
      суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых
      во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-
      либо.


    3. шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по
      этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку.
      Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости,
      ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к
      вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к
      ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с
      проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему
      самостоятельность.


    4. шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю.
      Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя
      о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой
      опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться
      самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные
      ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или
      недооценке близости к нему ребенка.


    5. шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое
      отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и
      поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным
      условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может
      восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.


    6. шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества
      между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.
      Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие,
      признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях


    7. родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений,
      авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

    8. шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает
      характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень
      согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы
      опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой
      шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют
      судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.


    9. шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность
      родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается,
      насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении
      к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя
      может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной
      неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.


    10. шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку
      родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия
      являются авторитетными для ребенка. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о
      степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку
      авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное
      отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для
      диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и
      показатели по следующей
      - 10-й шкале.

    11. шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой
      шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между
      родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень
      удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-
      родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся
      семейной ситуацией.


    12. Обработка результатов опросника ВРР

    13. Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме.
      Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается —
      прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы
      следующим образом:


    14. ответы 1 2 3 4 5

    15. баллы 5 4 3 2 1

    16. В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5
      содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма
      баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем
      столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной
      шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й
      шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.


    17. Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей



      1. Баллы



      1. Баллы



      1. Баллы



      1. Баллы



      1. Баллы



      1. Сум
        ма

      1. 1



      1. 13

      1. ***

      1. 25



      1. 37



      1. 49



      1. 1



      1. 2



      1. 14

      1. ***

      1. 26



      1. 38

      1. ***

      1. 50

      1. ***

      1. 2



      1. 3

      1. ***

      1. 15



      1. 27



      1. 39

      1. ***

      1. 51



      1. 3/2



      1. 4

      1. ***

      1. 16



      1. 28



      1. 40



      1. 52

      1. ***

      1. 5



      1. 17



      1. 29



      1. 41

      1. ***

      1. 53



      1. 4



      1. 6

      1. ***

      1. 18

      1. ***

      1. 30



      1. 42



      1. 54

      1. ***

      1. g/*>


      1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44




    1. 7

    1. ***

    1. 19

    1. ***

    1. 31

    1. ***

    1. 43

    1. ***

    1. 55







    1. 8



    1. 20



    1. 32



    1. 44



    1. 56



    1. 6



    1. 9

    1. ***

    1. 21



    1. 33



    1. 45



    1. 57

    1. ***

    1. 7



    1. 10

    1. ***

    1. 22

    1. ***

    1. 34

    1. ***

    1. 46

    1. ***

    1. 58

    1. ***

    1. 8



    1. 11



    1. 23



    1. 35



    1. 47



    1. 59



    1. 9



    1. 12



    1. 24



    1. 36



    1. 48

    1. ***

    1. 60



    1. 10